Новости
Ракурс

Виртуальные субсидии обещают заменить реальными деньгами

16 апр 2018, 12:11

Кабинет министров, взвинчивая в свое время коммунальные тарифы в рамках договоренностей с Международным валютным фондом, дабы подсластить людям эту горькую пилюлю, запустил механизм субсидий. В платежках у тех, кто обратился за их предоставлением и получил помощь, появились скидки, которые, тем не менее, никак не стимулировали получателей субсидий экономить, — и денежная сумма, необходимая на реализацию программы, теперь просто заоблачная. Увеличение финансовых потребностей на выплату субсидий напрямую зависит также и от количества тех, кто за этой помощью обратился.


.

Так, по данным Укрстата, если в 2016 году субсидии оформили чуть больше 4 млн 398 тыс. семей, то уже в 2017-м таких семей было более 6 млн 920 тыс. Если учесть, что в Украине в целом зарегистрировано 14 млн 980 тыс. семей, то это 46,2% от общего их количества, или почти каждая вторая семья. В 2018 году, по словам вице-премьера Геннадия Зубко, эта цифра выросла до 65%. Поскольку тарифы, прежде всего на газ и электроэнергию, не окончательные, это означает, что и количество субсидиантов (несмотря на ухищрения с пересмотром формулы предоставления субсидий в сторону уменьшения их суммы) еще может увеличиваться. Именно поэтому в правительстве пришли к выводу, что ситуацию спасет монетизация субсидий, то есть переход на помощь живыми деньгами. Но так ли это на самом деле?

Отопительный сезон завершился, а это значит, что многие из тех, кто в этот период получал субсидию на оплату ЖКУ, после весеннего пересчета ее фактически лишатся (в платежках в графе «субсидия» будет стоять «0» в лучшем случае до начала следующего отопительного сезона). Но это еще не все новшества. Как тем, кто их уже получает, так и тем, кто только претендует, правительство приготовило пакет изменений. И если раньше обходились модернизацией самой формулы начисления субсидии (из-за этого, кстати, многие получатели ее лишились, поскольку для безработных трудоспособного возраста — в случае, если они не находятся на учете в службе занятости, — теперь учитывается доход в размере двух прожиточных минимумов), то сейчас речь идет о новшествах для всех.

 

Монетизация на низком старте

Если до сих пор механизм выплаты субсидий предусматривал, что из государственной казны деньги — транзитом через местный бюджет — перечислялись на счета территориальных управлений социальной защиты, а уже потом — на счета жилищно-коммунальных предприятий, то по новым правилам хотят внедрить механизм монетизации субсидий. То есть пока что семьи, которые получают субсидии, видят их только как скидки в квитанциях, но в результате предусмотренных изменений люди должны будут получать реальные деньги на руки. «По нормам нового закона о жилищно-коммунальных услугах, который 10 июня этого года только вступит в силу, с 1 января следующего года льготы и субсидии должны выплачиваться уже в денежном эквиваленте, — поясняет «Ракурсу» начальник управления развития жилищно-коммунального хозяйства Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации Вера Радченко. — То есть время на решение этого вопроса еще есть».

По словам министра социальной политики Андрея Ревы, законодатели понимали, насколько сложна процедура перехода системы субсидий на монетарную форму, и поэтому предоставили органам исполнительной власти достаточно времени, чтобы разработать соответствующую нормативную базу и провести необходимые организационные мероприятия. Стартовала модернизация системы предоставления субсидий с января этого года — после того, как Министерством финансов был разработан план, состоящий из трех этапов.

Первый этап включает монетизацию расчетов по субсидиям на уровне предприятий — поставщиков жилищно-коммунальных услуг (правда, там сразу же начались проблемы у ОСМД, которых умудрились приравнять к предприятиям — поставщикам услуг и попробовали обязать иметь спецсчета в казначействе, что повлекло за собой временный коллапс и необходимость пересмотреть некоторые правительственные решения). Второй этап, по утверждению чиновников, — это создание инфраструктуры, единого реестра и базы данных граждан — получателей субсидий. Он является промежуточным, поскольку это, по сути, подготовка системы монетизации субсидий на уровне домохозяйств. И наконец третий этап, или, собственно, введение денежных расчетов на уровне семей — получателей субсидий.

«Почему это важно и необходимо? Потому что все мы прекрасно знаем, что количество субсидиантов увеличивается, особенно в отопительный период, — продолжает Вера Радченко. — И денег, которые предусматриваются в бюджете на эти цели, не хватает. Например, в прошлом году задолженности по льготам и субсидиям составляли от трех до шести месяцев. Речь идет о частично невыплаченных деньгах за уже предоставленные услуги. Возьмем, к примеру, содержание многоквартирного дома и придомовой территории, то есть фактически нашу квартплату. За субсидианта частично должно заплатить государство, а оно вовремя не заплатило. В итоге эта задолженность накапливается в течение полугода. И получается, что в этот период надо или дворнику не платить зарплату, потому что денег на это не хватит, или не оплачивать электроэнергию для лифтов, то есть остановить их. Или же не оплачивать электроэнергию, которая работает на освещение подъездов. Или не платить за вывоз мусора. Ведь ни ЖЭКи, ни ОСМД, ни частные управляющие компании деньги сами не печатают».

По словам Веры Радченко, если с дома, например, в месяц должно быть собрано 50 тыс. грн, то эти деньги все рассчитаны: какая-то их часть — на вывоз мусора, сколько-то — на электроэнергию, на оплату дворникам, сантехникам, другие расходы. А учитывая, что в домах сейчас как минимум половина субсидиантов, из этих условных 50 тыс. гарантированно поступает только 25 тыс., и управляющей компании/ОСМД/ЖЭКу надо решать, за что не заплатить.

«Это на самом деле очень большая проблема, — говорит чиновник, — особенно когда такие задолженности касаются оплаты за тепло, потому что деньги за тепловую энергию идут сразу же на специальные счета «Нафтогаза» и у предприятия вообще не остается оборотных средств. Почему и не выполняются инвестпрограммы, не ремонтируются трубы, не проводятся другие необходимые работы. Поэтому субсидии должны выплачиваться людям деньгами — в этом случае им будут начислять полную стоимость услуг, они должны будут все это оплатить, а государство будет им возвращать ту часть, которую люди получают в виде субсидии».

Чтобы не было искушения потратить «не туда»

Правда, в этом случае возникает логичный вопрос: если государство задерживает выплаты субсидии предприятиям, которые поставляют людям услуги, где гарантия, что оно вовремя будет рассчитываться с потребителями этих услуг? Министр финансов Александр Данилюк уверен, что после перехода системы субсидий на монетарную форму на уровне домохозяйств прежде всего будет сделан важный шаг в борьбе с коррупцией в этой сфере. До сих пор, мол, люди не экономили, поскольку для них от этого ничего не зависело. А предприятия, наоборот, были заинтересованы предоставить больше услуг — в этом случае они через механизм субсидий получали больше денег. Теперь же, когда семьи будут получать деньги на руки, уверяет министр, люди не только смогут оплачивать фактически потребленные услуги, но даже экономить часть денег за счет экономии электроэнергии.

Вопрос задержек выплат на уровне государства чиновниками высшего звена пока не поднимается. В то же время Александр Данилюк считает, что обновленный механизм не только будет простым в реализации, но и поспособствует обеспечению платежной дисциплины. По его словам, монетизация субсидий на уровне домохозяйств окончательно сделает невозможным манипуляции и завышение показателей.

В КГГА, напротив, считают, что мотивировать наших людей, чтобы они сразу заплатили всю сумму, да еще и в условиях, когда государство может задерживать выплаты, — на самом деле задача достаточно сложная. «Один из вариантов, который сейчас рассматривается, — реально проверять, куда человек расходует деньги, предусмотренные в качестве субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, — поясняет начальник управления развития ЖКХ Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА, — и если они идут на другие цели, лишать его этой субсидии».

Но если во власти считают, что монетизация субсидий — чуть ли не панацея от всех проблем, существующих в сфере оплаты за коммуналку, то эксперты смотрят на этот процесс не столь оптимистично. «На самом деле инициаторы монетизации давать людям деньги не спешат и не сильно хотят, — поделился с «Ракурсом» директор Аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко. — А то, что произошло в январе (первый этап монетизации. — Ред.), является банальным упрощением финансовых расчетов между бюджетом и поставщиками услуг. И никоим образом не монетизацией в том смысле, как это принято в цивилизованных странах. Я знаю, как это работает за рубежом: там человек просто получает на карточку деньги (это может быть жилищная субсидия или помощь на питание) и то ли оплачивает при помощи этой карточки счета за коммунальные услуги, то ли идет в магазин и покупает продукты. Главное — он может потратить эти деньги только по целевому назначению: ни за спиртное, ни за сигареты он такой карточкой рассчитаться просто не сможет, это предусмотрено в системе ограничений».

Тем не менее, в правительстве тоже склоняются к этой версии развития событий. Так, премьер Владимир Гройсман заверяет украинцев, что поначалу действительно могут ввести личные счета — на них будут зачисляться средства, которыми можно рассчитаться только за соответствующие виды услуг. Но в дальнейшем это должна быть чистая монетизация без каких-либо ограничений. Эксперт же считает, что в нашей стране монетизация будет иметь смысл только в случае четко зафиксированной суммы, когда субсидия не привязана к тому, сколько человек потребляет. Так субсидиант будет реально заинтересован экономить, потому что у него могут оставаться «лишние» деньги, которые можно потратить, к примеру, на энергоэффективность. «Если говорить о самом механизме предоставления людям субсидий из государственного бюджета, то это было и пока что остается узаконенной схемой перекачки государственных средств в карманы олигархов», — подчеркивает Александр Сергиенко.

Не верит в успех правительственной затеи как с системой субсидий в целом, так и с переходом на монетизацию в частности и экс-министр по вопросам ЖКХ, а ныне глава Всеукраинской общественной организации «Союз собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко. «Монетизировать субсидии в таком объеме для такого количества людей, как это нужно в Украине, невозможно по умолчанию, поэтому что-то говорить о монетизации — заведомо обманывать людей, — заявил он «Ракурсу». — Спросите у любого экономиста, и он вам скажет, что денег, которые нужны для этих целей, в государственном бюджете просто нет. Сейчас же есть обычные клиринговые взаиморасчеты объемом до 31 млрд грн, тогда как в целом требуется более 70 млрд. А вот где взять недостающие 40 млрд грн — вопрос. И вообще, настолько критическая ситуация в этой сфере только у нас, поскольку Украина — единственная страна в мире с таким количеством людей, нуждающихся в субсидиях на оплату коммунальных услуг».

Социальные инспекторы в законе

На самом деле, как заверяет Алексей Кучеренко, все упирается не в систему субсидий или их монетизацию, а в неправильно рассчитанные тарифы, не просчитанную экономическую модель, абсолютно дилетантски построенную для получения международных кредитов, которые не решили ни одной из существующих в Украине проблем. «Чтобы вывести страну из тупиковой ситуации, — поясняет он, — прежде всего нужно пересмотреть тарифы, исключив из них то, что заложено в схемы воровства. Что такое потери в сетях? Банальные кражи, которые привыкли перекладывать на конечного потребителя. И таких нюансов много. Актуален и вопрос верификации субсидий: у нас до сих пор много тех, кто не имеет права получать пособие на оплату ЖКУ, но получает его. Поэтому если не изменить подход к самой системе, в ближайшее время кризис неплатежей только усугубится».

Кстати, что касается верификации и необходимости введения института социальных инспекторов (соответствующий законопроект №6159 «Об обеспечении государственного контроля при предоставлении социальной поддержки», инициированный лично премьером Владимиром Гройсманом, уже ждет рассмотрения в Верховной Раде, более того — Всемирный банк обещает выделить Украине для ускорения процесса создания этого института несколько десятков миллионов долларов), которые будут ходить по квартирам и домам, чтобы оценить, действительно ли люди нуждаются в субсидиях, то тут мнения кардинально противоположны. Причем как самих получателей субсидий, часть из которых утверждает, что им скрывать нечего и они готовы хоть каждый день общаться с ревизорами, так и экспертов, которые напоминают, что вторжение кого-либо, в том числе и проверяющих, в чужое жилье, на территорию частной собственности субсидантов может производиться только по решению суда.

«Я не совсем понимаю, как это будет происходить, — говорит Александр Сергиенко. — Что, инспектор будет в холодильники заглядывать? В шкафах рыться? Выворачивать карманы членам семьи? На самом деле это обыск, на который нужна санкция суда! Или министр Андрей Рева с вице-премьером Павлом Розенко будут заставлять всех субсидиантов «добровольно» разрешать обыскивать свои квартиры и дома, потому как в противном случае не дадут субсидию?»

И хотя ловкачей, которые кроме официальных имеют и неофициальные доходы и при этом получают субсидию, у нас в стране действительно хватает, идею с проверяющими наши люди воспримут как очередное унижение — это вполне предсказуемо. Как и то, что монетизация не решит главной проблемы — не сделает украинцев реально богаче. Ведь несмотря на то, что больше половины украинских семей подсели на субсидии, долг населения за потребление жилищно-коммунальных услуг все равно растет. Так, по состоянию на февраль этого года, как утверждают в Госстате, он увеличился на 11,9% или на 3,9 млрд грн — до 36,8 млрд грн. Долг за квартирную плату на 1 марта этого года увеличился на 734,9 млн грн, до 3,8 млрд грн, за отопление и горячую воду — на 1,4 млрд грн, до 14,4 млрд грн, за газ — на 1,7 млрд грн, до 16,3 млрд грн.

Система субсидий разрушает экономику страны, а украинцев превращает в нищих, эдаких «коммунальных рабов», которые вынуждены просить милостыню у государства, считает руководитель общественной организации «Публичный аудит», инициатор движения «Тарифная мобилизация», юрист Максим Гольдарб. По его мнению, ключевая задача системы субсидий — всего лишь создать видимость заботы государства о населении, развить их психологическую зависимость от этой помощи. С этим согласны и другие эксперты, которые уверены, что в Украине нужно не продолжать подсаживать народ на «иглу субсидий», набивая карманы олигархов, а выводить страну на новый уровень развития экономики, чтобы люди получили возможность зарабатывать достаточно. В том числе и на оплату коммунальных услуг в полном объеме.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter