Новости
Ракурс
Фото: Oktober Amsterdam / flickr.com

Трудовой кодекс: под глазом камер и ухом диктофонов

23 апр 2018, 12:53

Хотя всем нам до зубовного скрежета надоели изменения, в которых, как в водовороте, пребывает наша страна, мы отлично понимаем, что Украине давно нужно современное трудовое законодательство, определяющее основные принципы правового регулирования отношений «работник — работодатель». Причем оно слишком важно как для страны в целом, так и для каждого ее гражданина в отдельности. Видимо, поэтому разработанный еще в 2015 году проект нового Трудового кодекса Украины (ТКУ), который должен прийти на смену давно устаревшему Кодексу законов о труде (КзоТ) от 1971 года, никак не превратится в окончательный документ. Слишком много правок, замечаний и дополнений.


.

Тем не менее, законопроект №1658 готов ко второму чтению и постановлением ВР от 20 марта этого года внесен в повестку дня. Правда, пока непонятно, когда у депутатов дойдут до него руки. Да и спорных вопросов, несмотря на то, что над документом — после того, как он был принят в первом чтении, — долго трудилась рабочая группа, достаточно много, чтобы предположить, что его удастся принять «с наскока». Мы же решили проанализировать главные новшества, которые предлагают украинцам авторы проекта Трудового кодекса.

Реорганизация как способ уволить неугодных

 

В настоящее время именно предусмотренная законодательством реорганизация часто становится тем механизмом, при помощи которого работодатели выбрасывают на улицу неугодных им людей. Такое возможно благодаря п. 1 ст. 40 действующего КЗоТ, которым определено, что «трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до окончания срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом <...> в случае изменений в организации производства и труда, в частности ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников».

Изменится ли как-то эта норма в новом ТКУ, пока сказать сложно. Разве что предупреждать администрация должна будет не за два месяца, как сейчас, а практически за четыре: на протяжении двух месяцев с момента принятия решения о реорганизации должна проводиться работа с профсоюзной организацией, в ходе которой ищутся пути, как избежать увольнений. А потом работодатель обязан письменно — либо за два месяца, либо, если договорится с работником, за один — предупредить человека, должность которого сокращают в связи с реорганизацией. Должен измениться и размер выплат при таком увольнении: если сейчас человек получает среднюю зарплату за один месяц, то законопроектом предлагается дифференцировать выплату в зависимости от стажа. Тем, кто проработал на предприятии до пяти лет, будут выплачивать, как и сейчас, одну месячную зарплату, до 10 лет — две зарплаты, свыше 10 — три зарплаты.

Новая концепция регулирования трудовых отношений

Но главное даже не в этом. Для людей важно, станет ли наемный работник более защищенным перед произволом работодателя. Поскольку на самом деле мало разработать и принять правильные на первый взгляд нормы. Нужно создать действенный механизм, который заставит всех, кто принимает участие в трудовых отношениях, эти нормы выполнять.

Иллюстрация: mohamed_hassan / pixabay.com

Важнейшие для работающего человека изменения прежде всего могут коснуться норм и правил приема и увольнения с работы, а также продолжительности рабочего дня, длительности отпуска, возможности работать на законных основаниях дистанционно и новых условий испытательного срока.

С принятием проекта Трудового кодекса, как пояснил «Ракурсу» управляющий партнер юридической компании Oleh Rachuk Law Firm адвокат Олег Рачук, предусматривается отмена не только ныне действующего Кодекса законов о труде, но и ряда других документов, прежде всего законов «Об оплате труда», «Об отпусках», «Об определении размера убытков, причиненных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей», что является прогрессивным моментом, поскольку наконец в одном законодательном акте будут объединены все нюансы правового регулирования трудовых отношений.

Договор — только в письменной форме

Если говорить о новшествах, которые предлагает законопроект, то, по словам Олега Рачука, чтобы не допустить нарушений интересов работников при ликвидации юридических лиц и создании на базе их имущества новых юрлиц, впервые установлены правила правопреемства в трудовых отношениях. «Также впервые устанавливаются и правила, определяющие возможность заблаговременного заключения трудового договора, в том числе и до увольнения с предыдущей работы (ст. 32 проекта), — поясняет юрист. — Проектом предусмотрено заключение трудового договора только в письменной форме. Кроме того, полностью или частично в состав рабочего времени может включаться время, в течение которого работник находится вне места выполнения трудовых обязанностей в режиме готовности приступить к ним. Правда, такие периоды должны определяться коллективным или трудовым договором».

Предусмотрены и гарантии при приеме на работу и увольнении беременным и женщинам с маленькими детьми. Так, проектом ТКУ предлагается запретить отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одиноким матерям — при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида. Эксперты отмечают и нормы, касающиеся правил госнадзора, государственного и общественного контроля над соблюдением трудового законодательства, в частности законодательства об охране труда, а также то, что в отдельной главе формулируются нормы по надзору и контролю, который должен осуществляться государственной инспекцией труда. Правда, эти вопросы выписаны не очень четко. А это значит, что механизм защиты работников может оказаться неэффективен и они снова будут беззащитными перед произволом работодателя.

Фото: socialmediasl444 / flickr.com

Работодатель, согласно законопроекту, не имеет права без согласия работника изменять условия трудового договора, в частности, требовать от него выполнения работы, не обусловленной этим договором, менять условия труда и его оплаты и т. д. А поручение выполнения обязанностей, которые выходят за пределы трудового договора, квалифицируется как перевод на другую работу и требует согласия работника.

О людях старшего возраста снова «забыли»?

С одной стороны, в законопроекте, если сравнивать его с действующим КЗоТ, много нужных прогрессивных норм. Тем не менее, новый кодекс, как и действующий, не учитывает и не регулирует особенности занятости работников старшего возраста. А ведь люди от 55 лет и старше, по данным Госстата, составляют почти четверть штатных сотрудников предприятий. «Из-за изменений в возрастной структуре населения и в результате пенсионных реформ (повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, сокращение перечня профессий, дающих право выйти на пенсию раньше, увеличение требований к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту и т. д.) в нашей стране происходит дальнейший рост роли работников старшего возраста, — рассказал «Ракурсу» ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины экономист Лидия Ткаченко. — Многие страны, которые сталкиваются с последствиями старения рабочей силы, в том числе государства ЕС, проводят целенаправленную политику содействия занятости старших работников, которая включает право на установление гибких графиков рабочего времени и норм труда, некоторые дополнительные гарантии сохранения занятости и т. п.».

По словам Лидии Ткаченко, также недостаточно внимания уделено совершенствованию законодательных положений, касающихся оплаты труда. «Глава 6 проекта Трудового кодекса почти копирует соответствующий раздел действующего кодекса, оставляя большие пробелы по формированию стандартов и систем оплаты труда, — говорит эксперт. — Кроме того, проект оставляет монополию правительства и Верховной Рады устанавливать размер минимальной заработной платы, исходя из финансовых ограничений государственного бюджета и/или политической конъюнктуры, без четкой привязки к достигнутому уровню зарплат и нормам генерального соглашения».

Если подытожить, то, по мнению юриста Александра Мигдаля, этот проект Трудового кодекса содержит несколько действительно положительных новшеств, которые могут прийтись украинцам по нраву. Но, повторюсь, лишь в случае четкого выполнения всех законодательных норм работодателем. Это работа на условиях ненормированного рабочего времени, гибкий ее режим и работа в домашних условиях, то есть дистанционно (ст. 44, 144, 153 проекта Трудового кодекса), а также исключительно письменная форма трудового договора (ст. 34 проекта Трудового кодекса). А вот противоречивыми аспектами законопроекта он считает расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 92 проекта Трудового кодекса), поскольку если речь идет, к примеру, о разглашении работником коммерческой информации (а что считать такой информацией, проектом не определено, более того, работодатель сам может посчитать таковой все, что ему заблагорассудится), это может стать новым механизмом, чтобы убирать неугодных. Что интересно, за работниками, которые будут подписывать в договоре в том числе и пункт о неразглашении, собираются следить при помощи видеокамер и диктофонов. А если человек отказывается работать в таких условиях, то ему должны будут предоставить другую работу (в случае, если она есть, а если нет — такой сотрудник должен будет уйти).

Тинейджеры тоже смогут работать официально

Но и это еще не все. К примеру, правозащитник Эдуард Багиров обратил внимание на возмутительную с его точки зрения норму, которой предусматривается возможность уволить человека за то, что он отказывается сделать медицинскую прививку. «Работники, которые согласно законодательству подлежат обязательному профилактическому вакцинированию от инфекционных болезней, и работники, которые обязаны периодически проходить медицинский осмотр, в случае уклонения от профилактической прививки (кроме случаев наличия медицинских противопоказаний) или медицинского осмотра отстраняются от работы без сохранения заработной платы. В случае дальнейшего уклонения от профилактической прививки или медицинского осмотра работник подлежит увольнению с работы в соответствии со ст. 94 настоящего Кодекса без соблюдения требования о предупреждении о предстоящем увольнении», — говорится в проекте документа. И это вдобавок к уже существующим основаниям для увольнения (речь о прогулах, пьянке на работе и воровстве).

Что касается продолжительности рабочего дня, то его могут увеличивать до 12 часов, но такая норма тоже должна быть прописана в коллективном договоре. Хотят ввести и понятие ненормированного рабочего дня. Но в любом случае переработанное время должно оплачиваться отдельно. Из приятных новшеств — длительность отпуска. Его предлагают увеличить на четыре дня — до 28 календарных дней. Кстати, даже такой отпуск — далеко не самый большой, если сравнивать с тем, сколько отдыхают в других странах. В Польше, куда украинцы давно ездят на заработки, отдыхают 26 дней, а финны и французы — аж по 35 дней.

Есть в проекте и норма о так называемой дневной сиесте: людям, которые в жаркий период работают, к примеру, без кондиционера, должны разрешать днем отдыхать по несколько часов. Но продолжительный «обед», как и 12-часовая работа, должен быть закреплен в коллективном договоре.

Фото: mdozer / flickr.com

Предусматривается и возможность брать на работу — тоже на договорных условиях — подростков с 14 лет. Это позволит тинейджерам, которые и так работают в рекламном бизнесе, а также занимаются киноконцертной деятельностью, самостоятельно зарабатывать на вполне законных основаниях.

Несмотря на то, что документ дорабатывался долго и упорно, в нем пока учли далеко не все замечания. «Требует корректировки положение ч. 4 ст. 6 проекта, которым определено, что права и законные интересы граждан Украины, временно работающих за границей, защищаются соглашениями, заключаемыми между Украиной и другими государствами, — сказано в выводах Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, — поскольку, как указано в ч. 3 этой статьи, трудовые отношения этих граждан регулируются законодательством государства, в котором выполняется работа, если иное не предусмотрено международными договорами Украины и заключенным трудовым договором. В связи с этим предлагаем дополнить ч. 4 указанной статьи словами «и соответствующим законодательством».

Кроме того, по мнению специалистов ВР, совершенно неприемлемым является «предложение Заключительных и переходных положений, предусматривающее право руководителей юридических лиц, находящихся на территории Украины, где ведутся действия, связанные с антитеррористической операцией, регулировать вопросы установления рабочего времени, времени отдыха (включая право одновременного предоставления работникам отпуска), условий и порядка выплаты заработной платы работникам без применения требований этого Кодекса (п. 7)».

«Такое предписание может вывести из правового поля указанные аспекты трудовых отношений и вместо обеспечения защиты интересов работников предоставит неограниченные возможности реализации воли работодателей в своих интересах (которые и так считаются более сильной стороной), — говорится в выводах. — Поэтому базовые принципы регулирования трудовых отношений при любых обстоятельствах должны определяться нормами Кодекса. По нашему мнению, правовое регулирование в сложных общественных условиях должно основываться на четко регламентированных условиях, санкционированных властью, с целью недопущения злоупотреблений (например, определенные особенности целесообразно предусматривать в специальном законодательном акте, определяющем правовой режим в особый период)».

Как бы там ни было, документ назрел, и проволочки с его принятием вряд ли пойдут на пользу обществу. С одной стороны, отмечают правозащитники, все нормы этого законопроекта нужно очень тщательно проработать, дабы украинцы не получили еще одно «дышло», которым будут умело пользоваться работодатели. С другой, очень важно, считает Лидия Ткаченко, чтобы новый кодекс был не только принят, но и выполнялся должным образом, не ограничиваясь формальными процедурами подписания типовых «индивидуальных» договоров. То есть нам всем нужно учиться выстраивать нормальные трудовые отношения, отстаивать свои права, добросовестно выполнять обязанности и помогать в этом другим. В идеале новый Трудовой кодекс должен объединить усилия власти, бизнеса и всего общества в развитии правильной, экономически эффективной и действительно социальной модели занятости и государства в целом. Но, к сожалению, наши реалии настолько далеки от любых идеалов, что порой вызывает удивление, как украинцам вообще удается держаться на плаву.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter