среда, 22 февраля 2017


Racurs.ua

Проблемы переселенцев и участников АТО чаще всего волнуют украинцев — правозащитники

Принятый Верховной Радой Закон «О внутренне перемещенных лицах» должен был бы уже действовать, ведь он крайне важен, но до сих пор не подписан президентом

Юристы, ведущие бесплатный прием граждан, как никто знакомы с юридическими проблемами, с которыми чаще всего сталкивается украинское общество, по крайней мере бедные и наименее защищенные его слои.

Украинский Хельсинский союз по правам человека, в офисы которого за юридической помощью ежедневно обращаются наши граждане, обратил внимание на то, что более половины обращений касаются именно защиты социально-экономических прав. Максим Щербатюк, программный директор УХСПЧ, представитель инициативы «Варто знати», отмечает, что в этом нет ничего удивительного, ведь Украина — это «страна льгот, субсидий и дотаций», по крайней мере, если ориентироваться на огромное количество законов и подзаконных актов, гарантирующих отдельным категориям граждан различные пособия и доплаты. Обращения в основном касаются начисления этих средств и преодоления всевозможных препятствий, затрудняющих или делающих невозможным получение социальных гарантий.

Если ранжировать актуальные проблемы  по количеству обращений, то в текущем году на последнем, пятом месте оказались вопросы социальных гарантий для малообеспеченных семей, пособие по безработице и субсидии на коммунальные услуги.

В Украине достаточно нестабильное законодательство по субсидиям, частые изменения норм и механизма предоставления социальных гарантий. Каждое повышение стоимости коммунальных услуг влечет за собой и соответствующее изменение начисления субсидий. Это вроде и хорошо, но... «Когда происходит такое изменение, начинаются серьезные процедурные проблемы, люди не могут воспользоваться этими субсидиями, — говорит М. Щербатюк.— Кроме того, все выплаты малообеспеченным привязаны даже не к прожиточному минимуму, который сегодня и так существенно занижен и не соответствует никаким минимальным критериям, а к такому суррогатному показателю как уровень обеспечения прожиточного минимума. По сути государство признает, что оно не в состоянии содержать нетрудоспособного гражданина даже на минимальном уровне, а может предоставить ему каких-то 20% от необходимого минимума. С одной стороны, государство декларирует, что заботится о малообеспеченных, мол, у нас есть минимальные социальные стандарты, которых мы должны придерживаться, а с другой — вводит показатели, нивелирующие значение этих социальных гарантий».

То же, по словам господина Щербатюка, касается пособия по безработице, которое сейчас людям трудно получить — и из-за механизма установления, и из-за увеличения числа официально безработных.

На четвертом месте — вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, а также проблемы исполнения судебных решений по пенсиям. На самом деле, эта болезненная для общества тема не зависит от того, какая именно политическая сила у власти. Огромное количество обращений по пенсиям было и во времена Януковича, и сейчас таких обращений не уменьшилось.

«Из-за неэффективного проведения пенсионной реформы юридические вопросы пенсий стали сложнее, они касаются и пенсионного возраста, и различных доплат. Много вопросов задают чернобыльцы, проблемы возникают с подсчетом пенсий работающих пенсионеров. Все это становится предметом рассмотрения в национальных судах. Следует отметить, что юристы обращают внимание на неодинаковое применение правовых норм в различных судебных решениях. Но это не самое худшее. Несмотря на то, что наше законодательство всячески настроено на предоставление льгот, а денег на это у государства нет, иски граждан беспрекословно удовлетворяются, однако судебные решения просто не выполняются», — отмечает М. Щербатюк.

Граждане, которые пытаются каким-то образом реализовать национальные судебные решения (не только насчет пенсий, но и по другим выплатам), обращаются в ЕСПЧ. Это стало более или менее эффективным механизмом. Хотя Европейский суд, который уже под завязку загружен подобными делами по Украине, в последнее время все чаще становится на позиции государства в части его возможностей самому определять и регулировать пропорциональность и уровень социальных гарантий.

Но и тогда, когда судебные решения странным образом выполняются и человек получает причитающиеся ему по решению суда средства, у него могут возникнуть проблемы. Юрист Анна Ющенко отмечает, что есть множество обращений от пенсионеров, которым по решению суда насчитали повышенную пенсию (учитывая какие-то коэффициенты), и эту пенсию они получали, а затем, через два года, появилось решение апелляционной инстанции, отменяющее решение местного суда о назначении такой пенсии. Теперь уже Пенсионный фонд пытается взыскать с пенсионера излишне уплаченные средства.

На третьем месте — так называемые детские выплаты: пособие при рождении ребенка; пособие по уходу за ребенком; помощь матери-одиночке. В Украине достаточно разветвленное законодательство по данным вопросам, но в этом году государство включило режим максимальной экономии, отменив различные виды помощи на детей. Сейчас практически ликвидировано пособие по уходу за ребенком, уменьшена помощь при рождении. По этому поводу люди массово обращаются в центры бесплатной правовой помощи за консультациями.

«Ситуация, когда при наступлении экономического кризиса государство в первую очередь ограничивает помощь детям, на самом деле ярко демонстрирует приоритеты государства, которые направлены не на человека, а на решение политических вопросов», — отмечает М. Щербатюк.

На второе место в этом году вышла новая и едва ли не самая актуальная тема, связанная с участием граждан в АТО. Юридические вопросы, с которыми сталкиваются правозащитники, касаются и гарантий при мобилизации, и получения статуса участников боевых действий, и компенсации в случае ранений или смерти. Это все очень непростые процедуры, с реализацией которых государство долгое время затягивало по банальной причине — не хватало средств.

Еще на конец сентября ни один из участников АТО, который обращался за правовой помощью в УХСПЧ, не мог получить статус участника боевых действий. Лишь с середины октября, как отмечают правозащитники, началось определенное движение в этом направлении. Недавно юристы УХСПЧ получили ответ от Минобороны Украины на запрос относительно комиссий по вопросам рассмотрения материалов, связанных с признанием военнослужащих, работников Вооруженных сил и уволенных из рядов ВС участниками боевых действий. Перечень таких ведомственных комиссий с фамилиями и контактными телефонами уполномоченных лиц теперь можно найти на сайте инициативы «Варто знати». Однако юристы до сих пор не знают, на самом ли деле этот механизм является действенным.

Также много обращений получают правозащитники по поводу лечения раненых, протезирования. Чтобы получить помощь при ранении, необходимо собрать кучу справок, а получить каждую из них — длинная и хлопотная процедура.

Отдельные обращения касаются обеспечения жильем семей военнослужащих, погибших в АТО.

Кстати, сейчас государство позволяет участникам боевых действий в первую очередь получить земельные участки под строительство, садоводство, огородничество. Юристы отмечают, что до сих пор к ним по этому поводу никто из военных не обращался, очевидно, данный вопрос не актуален.

На первое же место вышла проблема социальной защиты переселенцев. Этот вопрос стал актуальным одновременно в разных регионах Украины, куда попали вынужденные переселенцы. Люди обращаются с вопросами о получении статуса переселенцев, регистрации, помощи.

Вопросы, которые задают переселенцы, весьма различны. Людей интересует, где и каким образом трудоустроиться; как уволиться с работы там, чтобы трудоустроиться здесь; что делать с промежутком времени, когда человек не имел возможности работать; как получить адресную помощь на трудоспособных и нетрудоспособных членов семьи. А. Ющенко говорит, что сейчас эта адресная помощь совсем небольшая — 480 гривен, однако, чтобы получить эти средства, людям нужно пройти достаточно сложную процедуру, собрать кипу документов.

Чтобы получить компенсацию по жилью, переселенцам с Востока необходимо пройти довольно непростую процедуру, нужно иметь регистрацию в тех зонах, которые находятся под контролем боевиков. Часть обращений, связанная с судебной защитой прав переселенцев, вообще зависла в воздухе, потому что суды находятся на подконтрольных террористам территориях.

«Нас спрашивают, какие необходимо иметь документы, к кому обращаться. Проблема в том, что некоторые переселенцы вообще не имеют с собой оригиналов необходимых документов, они их попросту не успели взять, когда бежали из зоны АТО. Возникают вопросы, как получить дубликаты этих документов. Обращались к нам люди, которые хотели получить пособие на погребение своих родственников, погибших в зоне АТО. Они уже похоронены там, однако родственники хотели бы перезахоронить усопших в более безопасных регионах, там, где живет семья. На такие обращения государственные органы обычно отвечают отказом», — рассказывает А. Ющенко.

«Того, что делает государство по данному вопросу, на мой взгляд, недостаточно. Принятый Верховной Радой Закон «О внутренне перемещенных лицах» должен был бы уже действовать, но он до сих пор не подписан президентом. Собственно, это довольно странно. Такие законы должны быть подписаны сразу после принятия, поскольку они крайне важны для страны, требуют немедленной имплементации. Но уже стало традицией: законы, направленные на социальную защиту граждан, имплементируются в законодательство достаточно долго, 7–8 месяцев после принятия. Как по мне, держать такой важный закон в замороженном состоянии — безответственно», — считает М. Щербатюк.

Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Расскажите об этом друзьям:
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ










НОВИНИ ПАРТНЕРІВ