Новости
Ракурс

Реформа прокуратуры: цель и средства

Как говорил Дени Дидро, только лесть глотают полной глоткой, а правду подают каплями. Я озвучу несколько капель правды об ошибках при реформировании прокуратуры. Потому что как судья не могу иначе.


.

В течение многих лет мы являемся свидетелями бесконечной смены в Украине власти и ее приоритетов. Одна приходит под лозунгами обеспечения демократии, вторая — обеспечения всех судаком с хреном. Но нет ни того, ни другого.

Наряду с этим мы видим бесконечные изменения в законодательстве в отношении судов и прокуратуры. Не хлеб и зрелища ставятся в центр внимания общества, а действия судей и прокуроров. Они и есть зрелище. Их делают виновными во всех бедах общества.

Мы пребываем на переходном этапе от одной цивилизации к другой. Мало кто знает, как безболезненно совершить этот переход. А те, кто знает, к принятию решений не допускаются.

Реформаторы часто меняются. И каждый пытается внести изменения в соответствии со своими взглядами и интересами. Как правило, эти интересы далеки от государственных, и поэтому Украина — в хвосте мирового сообщества по всем показателям жизнедеятельности.

Почему каждая политическая сила, приходя к власти в Украине, пытается изменить системы суда и прокуратуры? Потому что судопроизводство и прокуратура — это мощное оружие в борьбе за власть и за собственность. Каждая политическая сила пытается завладеть этим оружием, заставить судебную и прокурорскую систему защищать только ее интересы, действовать только в соответствии с ее взглядами.

При этом за последние 25 лет ни одна политическая сила не изучала глубинных проблем, явлений и процессов, происходящих в прокурорской и судебной системах. Все реформирование делается наобум Лазаря, под влиянием необходимости обеспечения интересов определенных политических сил и бизнеса, так называемой европейской интеграции. Но следует знать, что, например, подготовка судебной реформы в Российской империи 1864 года продолжалась более 20 лет. И то не все было учтено.

Надеяться на то, что спонтанное, без тщательного изучения проблематики и ее причин реформирование в Украине будет успешным только потому, что так хочет Европа, не стоит. Нельзя копировать европейский опыт, потому что у Европы и у нас разная судьба, разный исторический путь, возможности и разная ментальность.

Взгляды на место и значение прокуратуры в жизни нашего государства сложные и неоднозначные.

С одной стороны, от нее хотят, чтобы она быстро выдавала на-гора качественную продукцию. С другой, мало кто хочет, чтобы она была сильной и влиятельной структурой. Как говорил телевизионный шутник, «... она одной ногой стоит в темном прошлом, второй в светлом будущем, а между ног у нее суровое настоящее».

Сермяжная правда о суровой действительности состоит в том, что прокуратура перестает быть авторитетной структурой. Ее функции сужены до минимума. Над ее работниками смеются, их шельмуют и дискредитируют. Социальные льготы сведены почти к нулю. Серьезные опытные специалисты при наличии выбора между работой в бизнесе или прокуратуре идут, конечно, в бизнес. Руководство в прокурорских структурах бесконечно меняется. Опытных специалистов там остается все меньше.

В то же время, требования к работающим в системе жесткие. Норма Уголовного процессуального кодекса о том, что на прокуроре лежит обязанность по руководству досудебным расследованием, делает его постоянно виноватым.

Чтобы понять тенденцию государства во взглядах на роль и место прокуратуры в жизни общества, приведу несколько конкретных примеров реформирования.

1. В частности, лишили прокуратуру права осуществления так называемого общего надзора. Под влиянием того, что в Европе его якобы нет. Но в Европе нет и такого массового игнорирования закона, как в Украине. Нет такого хаоса и беспорядка. Там осуществляется такой надзор, но под другим названием.

Лишая прокуратуру права проведения такого надзора, надеялись на то, что он более успешно будет осуществляться исполнительной властью. Но надежды не оправдались, поскольку исполнительная власть, особенно в высших эшелонах, не заинтересована в этом, не готова и не умеет его осуществлять.

Трудно понять тот факт, что министерства и ведомства, призванные контролировать низовые структуры, сами остались вообще без всякого надзора. Делай что хочешь. В этой связи, на мой взгляд, хаос и беспорядок будут только усиливаться, потому что нет механизмов для их нейтрализации. Ликвидировав общий надзор, ликвидировали сбалансированность.

2. Лишают прокуратуру права вести досудебное расследование по уголовным делам, передав его в основном в органы внутренних дел. Между тем за 35 лет работы в судах уголовной юрисдикции я не знаю ни единого случая, чтобы следователи прокуратуры фальсифицировали доказательства или выбивали признание. Прокурорское досудебное следствие было более качественным и объективным, чего нельзя сказать о милицейском.

Не приняв мер по улучшению качества милицейского досудебного расследования и в то же время передав им право на проведение такого расследования практически по большинству уголовных дел, следует ожидать массовых нарушений прав человека.

На мой взгляд, замученный прокурор не сможет обеспечить высокое качество и эффективность полицейского досудебного расследования, особенно с учетом работы в условиях укрупненных прокуратур.

3. Мне трудно понять, зачем проведено укрупнение местных прокуратур без укрупнения судов и полиции. Какова цель этого укрупнения? Чего пытаются добиться? Если экономии средств, то она мизерная. Если хотят избавиться от влияния представителей местной власти, то эта цель эфемерная. Зато негатив возникнет колоссальный.

Реформаторы, видимо, не знают, что такое укрупнение проводилось во времена правления Хрущева, но потерпело полное фиаско, поэтому через несколько лет от него пришлось отказаться.

Прокурорские работники, которые останутся жить по предыдущим местам проживания, будут все меньше контролируемы руководством местной прокуратуры. В результате качество и эффективность прокурорской деятельности будут постепенно снижаться, возникнут новые проблемы, о которых сегодня мало кто догадывается.

Укрупнение прокуратуры было бы целесообразным, если бы в Украине население и власть с уважением относились к закону и законности. Поскольку ничего этого нет, то укрупнение прокуратур приведет лишь к еще большей криминализации общества.

Особый вред прокурорской системе нанесла формальная, малопродуманная люстрация. Без предъявления каких-либо обвинений, ни за что уволены из системы прокуратуры многие опытные, авторитетные прокуроры районов, городов и областей, работники Генеральной прокуратуры Украины и следователи. Они оказались виновными лишь в том, что, как говорил известный баснописец, «хочется мне кушать». Чтобы понять значение и последствия такой люстрации, стоит вспомнить люстрацию сталинскую. Как известно, перед Второй мировой войной ни за что было арестовано более 40 тысяч офицеров армии и флота. В результате во время войны не было опытных офицеров не только для командования полками и дивизиями, но также ротами и взводами. Почитайте на эту тему книгу Александра Довженко «Украина в огне», и вы поймете, что миллионы солдат и матросов погибли на фронтах войны от бездарности и неопытности командования.

С учетом многолетней работы в суде уголовной юрисдикции я знаю, что работа следователя и прокурора, выполняющего в суде функцию государственного обвинения, это большое искусство, требующее опыта и знаний. Молодые следователи и прокуроры нуждаются в подсказках и советах со стороны опытных специалистов. Если этого нет, надеяться на успех бесполезно. Я убежден, что резонансные дела не доходят до суда или разваливаются в суде в основном не потому, что кто-то так хочет, а потому, что следователи и прокуроры не могут качественно расследовать их из-за отсутствия знаний и опыта. Там командирского голоса недостаточно. И поэтому с формальной люстрацией надо заканчивать и, возможно, даже вернуть в прокуратуру опытных следователей по особо важным делам и прокуроров — государственных обвинителей.

Особенно ярко и красноречиво о тенденции отношения государства к прокуратуре свидетельствуют два примера из жизни нашей академии: ликвидированы обучение магистрантов и специализированные ученые советы по защите диссертаций.

Сегодня всем известно, что в университетах страны качество обучения не бьет фонтаном. Многие выпускники выходят оттуда с высшим образованием, но без начального.

В то же время наша академия отметилась дисциплиной и организованностью, жестким подходом к обучению и экзаменированию. Я с удовольствием слушал безупречные ответы большинства студентов. Здесь углубленно изучалась специфика работы в прокуратуре. Выпускники приходили на работу в прокурорские структуры с хорошими знаниями и навыками. Но государство сказало: прокуратуре этого не нужно.

Почти каждый месяц в академии защищали диссертации несколько аспирантов и прокуроров-практиков. Что означает защита диссертации? Это углубленное изучение предмета и темы. Это знакомство с работами предшественников и известных ученых. Это подготовка публикаций, диссертации и автореферата, общение с учеными. То есть это повышение уровня знаний и образованности, которые впоследствии молодой ученый будет передавать в обучении, науке и практике. Но государство сказало: прокуратуре этого не нужно. Трудно понять такие шаги государства, ведь в мире сегодня успеха достигают лишь те страны, которые делают ставку на образование и науку. Как говорили древние японские мудрецы, «отец нас рождает, но человеком нас делает учитель». К сожалению, в Украине эта мудрость игнорируется.

По данным Государственной службы статистики, за годы независимости количество украинских ученых сократилась втрое. За последние 15 лет только на постоянное место жительства за границу выехало почти 2 тысячи кандидатов и докторов наук. Успешные страны стягивают к себе наших ученых, а Украина отталкивает их и строит всевозможные преграды для защиты диссертаций.

Анализ происходящего с прокуратурой свидетельствует о том, что ее постепенно умышленно ослабляют. Почему? Какова цель этого?

Дело в том, что наше общество стремительно криминализируется, в том числе власть и бизнес. Бизнес все больше «крышуется». Эти «крыши», как правило, концентрируются во властных структурах. Власть и бизнес сращиваются. А это сращение ведет к еще большей криминализации и развалу властных институтов. О такой тенденции сказано в книге Дилла «Римское общество в последний век Западной империи». По его словам, одной из причин упадка Римской империи стало разрешение представителям власти заниматься торговлей, что привело к концентрации богатств и власти в одних руках. Если ничего не изменится, то же ждет Украину. Хочет ли сила, которая «крышует» незаконный бизнес, сильной прокуратуры? Естественно, нет. Хотят ли те, кто «крышует» контрабандные потоки, сильной прокуратуры? Конечно, нет. Хотят ли сильной прокуратуры те, кто не желает платить налоги? Таких вопросов можно задавать множество, и ответ будет однозначен.

Я мог бы многое добавить, но картина и так вырисовывается мрачная. Нам остается надеяться только, что после темной ночи всегда наступает светлый день. Даст Бог, все будет хорошо, но ему нужно помогать, потому что, как говорил Эзоп, «Афине молись, да и сам шевелись».


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter