Новости
Ракурс

Мороженое с опасным сюрпризом

9 авг 2017, 10:14

Для производителей мороженого летняя жара — действительно горячая пора. И пока на улице температура настолько высокая, что плавится даже асфальт, продажи этого товара растут. Зато покупатели все чаще жалуются на низкое качество: мороженое деформированное, слишком мягкое, а вафельный стаканчик невкусный и не хрустит. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что этот продукт некачественный.


.

Но поскольку наказать производителя в условиях действия моратория на проверки среднего и малого бизнеса практически невозможно, люди выражают свое «фе» в книге жалоб и предложений — ее сейчас охотно предоставляют в торговой сети. Правда, реакции со стороны продавцов на такие обращения обычно нет. В то же время производители холодного лакомства убеждают, что делают действительно качественный продукт, поэтому все претензии — к торговым сетям. Мол, портится товар именно в магазинах из-за несоблюдения температурного режима.

Не жалуются, потому что нет смысла

По информации Министерства аграрной политики и продовольствия, за семь месяцев текущего года к ним не поступило ни одной жалобы на мороженое.

«Уже почти семь месяцев мы рассматриваем жалобы потребителей, — отмечает директор Департамента продовольствия Минагрополитики Николай Мороз. — Сейчас действует такой механизм, когда жалобы потребителей на продукты проверяются после согласования Минагрополитики. Поэтому очень приятно отметить, что за весь этот период не было ни одной жалобы непосредственно на мороженое. Это показатель высокого уровня сотрудничества государства, профильной ассоциации и производителей».

Вот только согласиться с чиновником трудно. Если поговорить с покупателями мороженого, то каждый второй поведает свою неприятную историю о том, как в этом году покупал некачественный товар. А не жаловались люди преимущественно по двум причинам. Во-первых, не хочется тратить нервы и время из-за продукта стоимостью 15–20 грн. Во-вторых, понимая всю сложность проведения проверок, покупатели банально не видят в жалобах смысла. Ведь для того, чтобы представители Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужбы) вышли на проверку, человек должен написать им жалобу, затем идет несколько кругов согласований, и только после этого состоится проверка.

Да, представители госоргана придут в магазин на проверку, но визит этот состоится примерно через месяц, а то и больше. Конечно, некачественная сладость не будет лежать на полке и ждать проверяющих.

«Если производители придерживаются прописанных в ДСТУ норм, тогда мороженое получается действительно качественное, — убеждает Анатолий Подрушняк, заместитель директора ГП «Научный центр превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Л. И. Медведя Министерства здравоохранения Украины». — По нашим наблюдениям, проблемный момент — это реализация мороженого. Почему? Потому что продавец зачастую хочет сэкономить и не соблюдает прописанных требований к реализации таких продуктов».

Речь идет о том, что продавцы, чтобы сэкономить деньги на электроэнергии, могут выключать холодильное оборудование, например, на несколько часов. В результате мороженое размораживается, а потом снова замерзает. Из-за таких манипуляций продукт не только теряет вкус, но и становится опасным.

Производители уверяют, что делают качественное мороженое, а вот портится оно по вине магазинов

«Недопустима ситуация, когда торговые сети при хранении продукции, в том числе и мороженого, не соблюдают температурный режим, — отмечает президент Ассоциации украинских производителей «Мороженое и замороженные продукты» Игорь Братковский. — Температура внутри порции во время транспортировки должна быть минус 12ºC. Не выше. В супермаркете в емкости, где хранят мороженое, температура не должна превышать отметку минус 18ºC. К сожалению, практика показывает, что зачастую эта продукция лежала на бонетах (холодильных витринах), которые не могут обеспечить нужную температуру. В свое время мы предлагали, чтобы мороженое в торговой сети хранилось только на бонетах, где температура была бы минус 18ºC. И магазины на такое предложение не откликнулись. Вероятно, это связано с затратами на электроэнергию. Я всегда говорил, что претензии к продукции можно высказывать только тогда, когда ты ее проверил на заводе и затем — на входном контроле в торговую сеть. А когда товар уже полежал в магазине, то вешать все недостатки на производителя — неправильно».

Понятно, что мороженое, которое по тем или иным причинам растаяло, должно сниматься с продажи. Ведь оно несет угрозу здоровью людей: из-за несоблюдения температурного режима в нем может появляться кишечная палочка и не только. Но на практике такая продукция спокойно продается — даже после замечаний покупателей. Ну а тем потребителям, которые все же возвращают некачественный товар в магазин и хотят высказать свои претензии, дают книгу жалоб и предложений и возвращают деньги. Понятное дело, что реакции на жалобы в этой книге можно не ждать. Собственно, торговцам выгоднее вернуть деньги одному-двум недовольным покупателям, чем снимать с продажи всю партию.

Высокие требования для экспорта

«Недавно мы проверили семь образцов мороженого на наличие синтетических красителей, — рассказывает заместитель председателя ОО «Общественный контроль защиты прав потребителей» Ольга Котехова. — Исследовалась продукция торговых марок «Лимо», «Традиции Новой Зеландии», «Хладик», «Рудь», «Белая бяроза», «Три медведя» и «Геркулес». Хотя все это мороженое цветное, но искусственных красителей в нем обнаружено не было».

И хотя на рынке представлено не только отечественное мороженое, но и импортное, покупатели все же отдают предпочтение украинскому продукту. Так, если за последние пять месяцев экспорт мороженого из Украины составил 2395 тонн, то импорт — всего 73 тонны.

«У нас неоднократно проводили тестирование мороженого, — говорит заместитель начальника научно-исследовательского центра испытаний продукции ГП «Укрметртестстандарт» Татьяна Шатаева. — В основном это были производители, которые поставляют свою продукцию на европейские рынки. Соответственно, качество их товаров высокое. Когда наши производители начали экспортировать свою продукцию в страны ЕС и Израиль, они столкнулись с тем, что зарубежные покупатели требуют совсем другую информацию, чем наши. Они интересуются содержанием холестерина, насыщенных жиров и т. п. Потребители этих стран знают о пищевой ценности гораздо больше наших. Поэтому и требования к продукции, которая экспортируется в эти страны, выше».

А вот в погоне за украинским покупателем некоторые производители идут на небольшие хитрости.

«Очень обидно, когда приходишь в магазин и видишь, как некоторые производители на упаковке мороженого крупными буквами пишут, что оно изготовлено по советским ГОСТам. Однако ты как специалист знаешь, что в то время ГОСТов на эту продукцию не было, — отмечает ведущий инженер научно-исследовательского отдела по разработке стандартов и координации технических комитетов НИИ стандартизации ГП «УкрНИУЦ» Светлана Кохан. — Вот и получается, что производитель использует название ГОСТ как рекламный трюк. При этом он пользуется законодательным принципом — что не запрещено, то разрешено. В то же время очень хорошо, что у нас действуют государственные стандарты (ДСТУ) на мороженое с длительным сроком хранения. Приятно, что уже разработан государственный стандарт на так называемое мягкое мороженое, которое продают в кафе и на улицах».

Некоторые производители на упаковке мороженого крупными буквами пишут, что оно изготовлено по советским ГОСТам. Однако в то время ГОСТов на эту продукцию не было

Распознать по ДСТУ

В целом, как уверяют эксперты, в Украине производится качественное мороженое. Правда, покупая его, необходимо обращать внимание на маркировку. Сейчас для производителей мороженого действуют такие Государственные стандарты Украины (ДСТУ): 4733 «Мороженое молочное, сливочное, пломбир», 4734 «Мороженое плодово-ягодное, ароматическое, шербет» и 4735 «Мороженое с комбинированным составом сырья». Сладость, изготовленная по последнему ДСТУ, может содержать в своем составе как молочные, так и немолочные жиры.

До недавнего времени был еще один вид мороженого, на которое не распространялось действие вышеупомянутых стандартов. Речь идет о так называемом мягком мороженом, которое продается на уличных лотках, в кафе, ресторанах. Однако недавно специалисты разработали ДСТУ и на него. Этот документ вступит в силу с 1 января 2018 года.

«Очень хорошо, что в вопросе реализации мягкого мороженого навели порядок и разработали национальный стандарт, — говорит Светлана Кохан. — В этом документе прописали требования к смесям, из которых его изготавливают. Правда, к самому мягкому мороженому указали только одно требование — оно не подлежит длительному хранению. Поэтому когда увидите вблизи дороги палатку с таким мороженым, нелишним будет поинтересоваться датой производства и составом. В этом стандарте записано, что в местах реализации мягкого мороженого должна быть подробная информация о продукте».

Кстати, продавец по требованию покупателя должен предоставлять информацию о продукции, которую реализует.

Государственный стандарт на мягкое мороженое, которое продают в кафе и на улицах, вступит в силу с 1 января 2018 года

«Нам стоит задуматься над программой по сертификации, чтобы улучшить качество мягкого мороженого, — считает заведующий кафедрой технологии молока и молочных продуктов Национального университета пищевых технологий (НУПТ) Галина Полищук. — Иногда становится страшно, когда видишь абсолютный непрофессионализм: люди, которые изготавливают мягкое мороженое и реализует его на улице, не осознают уровень угрозы, которую может нести их продукция. Возможно, стоит ввести выдачу разрешения на его реализацию».

Эксперты советуют ответственно относиться к покупке мороженого. Откажитесь от приобретения лакомства, если видите какие-то дефекты на упаковке, ведь они свидетельствуют о несоблюдении условий хранения. Ну и, конечно, следует внимательно читать состав.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter