Новости
Ракурс
Фото: Pixabay

Ядовитые материалы, взрывающиеся моторы и ломающиеся каркасы: каким опасностям подвергали инженеры автомобилистов (ФОТО)

13 ноя 2018, 14:17

Автоспорт всегда таил в себе опасность — и не только из-за больших скоростей. За историю своего существования автогонки запомнились, в том числе, и техническими решениями, опасными для гонщиков на любой скорости. Об этом сообщает издание Motor.


.

Токсичные и огнеопасные материалы

Попытки применять в автомобилях решения, хорошо зарекомендовавшие себя в высокотехнологических сферах, таких как освоение космоса, не всегда не всегда является удачной идеей.

Со временем зачастую открываются опасные свойства применяемых материалов, или же инженеры сразу не учитывают, что ракето- и автомобилестроение — это все-таки не совсем совместимые сферы.

Так, в шестидесятые годы в моду начали входить тормозные диски из заимствованного из аэрокосмической отрасли бериллия. Легкий, прочный, износостойкий металл, которые позже начали использовать при изготовлении «Спейс шаттлов», имел только один недостаток — это самый токсичный материал промышленного применения, его пыль или пары разрушают легкие.

Porsche 909 Bergspyder 1968 года с тормозными дисками из бериллия, фото: Motor

В восьмидесятые годы популярности в сфере автогонок, в частности в «Формуле-1», получило применение растворителя толуола в качестве топлива. Тоулол значительно повышает мощность двигателя. Но в то же время он пожароопасен и ядовит — вызывает поражение нервной системы. Из-за опасности экспериментов, его точное влияние на людей мало изучено.

Считается, что именно отравление парами туолола стало причиной смерти Хенри Тойвонена на ралли Корсики в 1986 году.

Сейчас применение туолола в качестве топлива запрещено в большинстве гоночных дисциплин.

Моторы «Формулы-1» в 80-х годах использовали толуол в качестве топлива, фото: Motor

Чтобы защитить гонщиков от высоких температур, возникающих во время гонок или при возможных пожарах, были созданы костюмы из асбестовой ткани.

Такие костюмы всем хороши, за исключением одной детали — как оказалось со временем, асбестовая пыли ядовита, она вызывает хроническое поражение легких.

В частности, возникновение рака легких у американского актера и автогонщика Стива Маккуина мог спровоцировать именно его асбестовый комбинезон.

Гоночный комбинезон американской фирмы Bell из асбестовой ткани, фото: Motor

С другой стороны, инженеры не гнушались применять в конструкциях и изначально огнеопасные материалы, в частности магний. Этот легкий и прочный металл также пришел из авиации и широко применялся, в частности, при изготовлении пространственных рам или внешних панелей кузова гоночных автомобилей. Но у магния есть серьезный недостаток — он легко воспламеняется, горит очень высокотемпературным пламенем и его почти невозможно потушить.

К счастью, теперь гоночные автомобили из него не делают, появились другие, более легкие и менее огнеопасные материалы.

Впрочем, в последние годы металлургам удалось разработать новые сплавы магния с меньшей горючестью.

Останки спорткара Mercedes 300 SLR, во внешних панелях кузова которого применялся магний, фото: Motor

Ненадежные конструкторские решения

Иногда фатальные недостатки обнаруживаются и у, казалось бы, изначально правильных конструкторских решений.

Так, в 1968 году команда «Формулы-1» Lotus начала устанавливать на своих болидах антикрылья на высоких пилонах, закрепленных прямо на ступицах колес. В таком случае прижимная сила действует непосредственно на колеса, это позволяет не делать подвеску автомобиля слишком жесткой, что улучшает управляемость. Но вскоре обнаружился и недостаток — оказалось, что крепления антикрыльев разбиваются от вибраций.

Последовало несколько серьезных аварий, а после того, как на Гран-При Испании 1968 года едва не погиб автогонщик Йохен Риндт, нововведение запретили.

Lotus 49 1968 года, в котором применялось подобное крепление антикрыл, фото: Motor

В свое время популярным техническим решением было вынесение тормозов из колес, чтобы снизить неподрессоренные массы. Задние барабанные механизмы выносились к главной передаче, и даже передние убирали внутрь кузова — к передним колесам шли коротенькие карданные валы. В семидесятых годах компания «Лотус» пошла еще дальше и разместила на своем болиде Lotus 72 таким образом даже передние тормоза. Фатальным недостатком такого решения оказалось то, что в случаи поломки полуоси автомобиль оставался без тормозов.

Считается, что именно эта поломка стала причиной смерти автогонщика «Лотуса» уже упоминаемого Йохена Риндта в 1970 году.

Lotus 72 второй половины 70-х годов, фото: Motor

В гонках на ускорение в 50-х годах большую популярность получила конструкция «slingshot» («рогатка»). Ее изобретатель, гонщик Мики Томпсоном, предложил сместить назад двигатель в корпусе, чтобы максимально загрузить ведущие колеса. При этом водитель тоже сдвигался назад и размещался в задней части корпуса. Несмотря на эффективность, такое решение было довольно опасным — в случае взрыва мотора или сцепления водитель почти неизбежно получал тяжелые травмы. К тому же из-за дыма ему приходилось надевать противогаз.

Мики Томпсон со своим изобретением (1954 год), фото: Motor

В 1970 году другой автогонщик — Дон Гарлиц потерял часть ноги в подобной аварии. Находясь на больничной койке, он придумал радикально новую конструкцию — водитель размещался впереди двигателя и в случае взрыва сцепления уже не мог получить травмы. Вскоре переднемоторные «рогатки» исчезли из спорта.

Предложенная Доном Гарлицем конструкция не подвергает здоровье водителя опасности в случае взрыва сцепления, фото: Motor

С 50-х годов в болидах «Формул» и спорткарах из-за изменения компоновки начали размещать топливные баки в центральной части машины. В связи с этим особенно неуютно должны были чувствовать себя пилоты «Формулы-1», которые из-за небольших размеров своих болидов по сути ездили внутри ванны с бензином.

Такая конструкция была очень взрывоопасной, особенно учитывая, что резиновые баки пришли в автоспорт из авиационной промышленности только в 1970 году.

Сегодня в «Формулах» топливный бак обычно размещают в полости монокока между спиной гонщика и двигателем — это место считается самым защищенным.

Клей Регаццони в болиде BRM (1973 год) с обеих сторон окружен баками с горючим. Дополнительный бензобак установлен впереди, за приборной доской, фото: Motor

Ненадежные каркасы безопасности

Пытаясь соответствовать требованиям к гоночным автомобилям для ралли и «кольца», которые требовали, чтобы каркасы безопасности, устанавливаемые для защиты гонщиков, были съемными — это фактически гарантировало, что в гонках участвуют действительно серийные авто, команды начали крепить их болтами, а позже для экономии веса еще и делать из алюминия. Соответственно, такая конструкция со своей прямой функцией справлялась плохо и зачастую ломалась при ударе. Поэтому в конце 80-х годов прошлого века их запретили.

Сейчас такие каркасы делают из прочной цельнотянутой стальной трубы, которую вваривают внутрь кузова. На автомобилях с алюминиевым кузовом их по-прежнему крепят болтами, но уже более надежным способом.

Фото: Motor

Напомним, в прошлом году первые в мире гонки беспилотных автомобилей закончились аварией из-за ошибки искусственного интеллекта одного из транспортных средств.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter






Загрузка...