Ракурсhttps://racurs.ua/
Фото: Pixabay
Ядовитые материалы, взрывающиеся моторы и ломающиеся каркасы: каким опасностям подвергали инженеры автомобилистов (ФОТО)
https://racurs.ua/n114046-yadovitye-materialy-vzryvauschiesya-motory-i-lomauschiesya-karkasy-bezopasnosti-kakim.htmlРакурсАвтоспорт всегда таил в себе опасность — и не только из-за больших скоростей. За историю своего существования автогонки запомнились, в том числе, и техническими решениями, опасными для гонщиков на любой скорости. Об этом сообщает издание Motor.
.
Токсичные и огнеопасные материалы
Попытки применять в автомобилях решения, хорошо зарекомендовавшие себя в высокотехнологических сферах, таких как освоение космоса, не всегда не всегда является удачной идеей.
Со временем зачастую открываются опасные свойства применяемых материалов, или же инженеры сразу не учитывают, что ракето- и автомобилестроение — это все-таки не совсем совместимые сферы.
Так, в шестидесятые годы в моду начали входить тормозные диски из заимствованного из аэрокосмической отрасли бериллия. Легкий, прочный, износостойкий металл, которые позже начали использовать при изготовлении «Спейс шаттлов», имел только один недостаток — это самый токсичный материал промышленного применения, его пыль или пары разрушают легкие.
В восьмидесятые годы популярности в сфере автогонок, в частности в «Формуле-1», получило применение растворителя толуола в качестве топлива. Тоулол значительно повышает мощность двигателя. Но в то же время он пожароопасен и ядовит — вызывает поражение нервной системы. Из-за опасности экспериментов, его точное влияние на людей мало изучено.
Считается, что именно отравление парами туолола стало причиной смерти Хенри Тойвонена на ралли Корсики в 1986 году.
Сейчас применение туолола в качестве топлива запрещено в большинстве гоночных дисциплин.
Чтобы защитить гонщиков от высоких температур, возникающих во время гонок или при возможных пожарах, были созданы костюмы из асбестовой ткани.
Такие костюмы всем хороши, за исключением одной детали — как оказалось со временем, асбестовая пыли ядовита, она вызывает хроническое поражение легких.
В частности, возникновение рака легких у американского актера и автогонщика Стива Маккуина мог спровоцировать именно его асбестовый комбинезон.
С другой стороны, инженеры не гнушались применять в конструкциях и изначально огнеопасные материалы, в частности магний. Этот легкий и прочный металл также пришел из авиации и широко применялся, в частности, при изготовлении пространственных рам или внешних панелей кузова гоночных автомобилей. Но у магния есть серьезный недостаток — он легко воспламеняется, горит очень высокотемпературным пламенем и его почти невозможно потушить.
К счастью, теперь гоночные автомобили из него не делают, появились другие, более легкие и менее огнеопасные материалы.
Впрочем, в последние годы металлургам удалось разработать новые сплавы магния с меньшей горючестью.
Ненадежные конструкторские решения
Иногда фатальные недостатки обнаруживаются и у, казалось бы, изначально правильных конструкторских решений.
Так, в 1968 году команда «Формулы-1» Lotus начала устанавливать на своих болидах антикрылья на высоких пилонах, закрепленных прямо на ступицах колес. В таком случае прижимная сила действует непосредственно на колеса, это позволяет не делать подвеску автомобиля слишком жесткой, что улучшает управляемость. Но вскоре обнаружился и недостаток — оказалось, что крепления антикрыльев разбиваются от вибраций.
Последовало несколько серьезных аварий, а после того, как на Гран-При Испании 1968 года едва не погиб автогонщик Йохен Риндт, нововведение запретили.
В свое время популярным техническим решением было вынесение тормозов из колес, чтобы снизить неподрессоренные массы. Задние барабанные механизмы выносились к главной передаче, и даже передние убирали внутрь кузова — к передним колесам шли коротенькие карданные валы. В семидесятых годах компания «Лотус» пошла еще дальше и разместила на своем болиде Lotus 72 таким образом даже передние тормоза. Фатальным недостатком такого решения оказалось то, что в случаи поломки полуоси автомобиль оставался без тормозов.
Считается, что именно эта поломка стала причиной смерти автогонщика «Лотуса» уже упоминаемого Йохена Риндта в 1970 году.
В гонках на ускорение в 50-х годах большую популярность получила конструкция «slingshot» («рогатка»). Ее изобретатель, гонщик Мики Томпсоном, предложил сместить назад двигатель в корпусе, чтобы максимально загрузить ведущие колеса. При этом водитель тоже сдвигался назад и размещался в задней части корпуса. Несмотря на эффективность, такое решение было довольно опасным — в случае взрыва мотора или сцепления водитель почти неизбежно получал тяжелые травмы. К тому же из-за дыма ему приходилось надевать противогаз.
В 1970 году другой автогонщик — Дон Гарлиц потерял часть ноги в подобной аварии. Находясь на больничной койке, он придумал радикально новую конструкцию — водитель размещался впереди двигателя и в случае взрыва сцепления уже не мог получить травмы. Вскоре переднемоторные «рогатки» исчезли из спорта.
С 50-х годов в болидах «Формул» и спорткарах из-за изменения компоновки начали размещать топливные баки в центральной части машины. В связи с этим особенно неуютно должны были чувствовать себя пилоты «Формулы-1», которые из-за небольших размеров своих болидов по сути ездили внутри ванны с бензином.
Такая конструкция была очень взрывоопасной, особенно учитывая, что резиновые баки пришли в автоспорт из авиационной промышленности только в 1970 году.
Сегодня в «Формулах» топливный бак обычно размещают в полости монокока между спиной гонщика и двигателем — это место считается самым защищенным.
Ненадежные каркасы безопасности
Пытаясь соответствовать требованиям к гоночным автомобилям для ралли и «кольца», которые требовали, чтобы каркасы безопасности, устанавливаемые для защиты гонщиков, были съемными — это фактически гарантировало, что в гонках участвуют действительно серийные авто, команды начали крепить их болтами, а позже для экономии веса еще и делать из алюминия. Соответственно, такая конструкция со своей прямой функцией справлялась плохо и зачастую ломалась при ударе. Поэтому в конце 80-х годов прошлого века их запретили.
Сейчас такие каркасы делают из прочной цельнотянутой стальной трубы, которую вваривают внутрь кузова. На автомобилях с алюминиевым кузовом их по-прежнему крепят болтами, но уже более надежным способом.
Напомним, в прошлом году первые в мире гонки беспилотных автомобилей закончились аварией из-за ошибки искусственного интеллекта одного из транспортных средств.
Загрузка...