Новости
Ракурс

В Раде зарегистрировали два альтернативных законопроекта о люстрации судей

12 мар 2014, 17:34

Сегодня, 12 марта, в парламент внесла законопроект № 4378-2 «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине» внефракционный депутат Анжелика Лабунская.


.

В отличие от законопроекта Минюста (№ 4378 «О восстановлении доверия к судебной системе Украины») законопроект Лабунской определяет правовые и организационные основы люстрационной проверки судей судов общей юрисдикции (в законопроекте Минюста упоминается также аттестация судей).

В законопроекте Лабунской отмечается, что по решению органа, который проводит проверку судей, срок проведения проверки может быть продлен, однако не более чем до одного года.

Орган, который будет проводить проверку судей, в этом законопроекте называется не временной специальной комиссией, а люстрационной. Как и в предложениях Минюста, членов этой комиссии должны будут назначать ВРУ, Кабмин, Высший совет юстиции (ВСЮ) и Высшая квалификационная комиссия судов Украины (ВККСУ). Есть одно уточнение в отношении представителей общественности по квоте Кабмина: они должны иметь высшее юридическое образование.

В отличие от законопроекта Минюста в законопроекте Лабунской определено не только содержание проверки, но и ее критерии: «Проверка судей заключается в объективном и беспристрастном изучении люстрационной комиссией судей деятельности каждого судьи судов общей юрисдикции с целью выявления признаков нарушения присяги судьи (выявление случаев совершения судьей действий, которые порочат звание судьи и могут вызвать сомнение в его объективности, беспристрастности и независимости, в честности и неподкупности судебных органов) и наличия оснований для привлечения судей к дисциплинарной ответственности».

Как и в законопроекте Минюста, законопроект № 4378-2 определяет, что нарушение присяги судьи заключается в принятии судьей единолично или в составе коллегии судей любого решения о «безосновательном ограничении прав лиц», признанных политическими заключенными, а также участников массовых акций протеста в период с 21 ноября 2013 года до 21 февраля 2014 года. Кроме того, пересмотру будут подлежать решения судов в отношении лиц, по которым есть решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), а также избирательные дела в связи с проведением выборов в ВРУ седьмого созыва.

В законопроекте отдельным пунктом в разделе «Содержание проверки судей» есть пункт о «решении другого содержания, которое согласно закону свидетельствует о наличии признаков нарушения судьей присяги».

Законопроект Лабунской повторяет норму законопроекта Минюста об увольнении с момента вступления в силу закона руководства высших специализированных судов, судов апелляционной инстанции, назначенных на административные должности после 30 июля 2010 года. Добавляется, что указанные лица не могут быть назначены на руководящую должность в этих судах в течение следующих 5 лет.

Законопроект вносит также изменения в закон «О Высшем совете юстиции», Кодекс административного судопроизводства Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины.

Еще один альтернативный законопроект № 4378-1 «О восстановлении доверия к судебной системе Украины» внесли вчера, 11 марта, депутаты от «Свободы» Олег Тягнибок, Олег Бондарчук, Олег Гелевей и Олег Осуховский.

Законопроект определяет «правовые и организационные основы проведения проверки (люстрации) судей, которые свои действиями дискредитировали авторитет судебной власти».

Задачей законопроекта «свободовцев» является увольнение с должности судьи тех, чьи «реальные расходы и фактическое материальное положение» (а также их близких) не соответствует уровню их официальных задекларированных доходов.

Кроме того, документ предлагает уволить судей, принимавших решения о «неправомерном или несправедливом ущемлении конституционных прав и свобод граждан, в том числе нарушении избирательных прав, права на участие в мирных собраниях, митингах, походах, демонстрациях, на свободу передвижения или в связи с участием в мирных собраниях митингах, походах, демонстрациях и/или оставлявших эти решения без изменений при пересмотре в апелляционном или кассационном порядке».

Кроме того, в законопроекте предусмотрено увольнение судей, которые нарушали нормы процессуального права, что повлияло на результат судебного разбирательства или повлекло тяжелые последствия, а также тех, кто «явно неправомерно или несправедливо лишал физических или юридических лиц имущества».

Согласно законопроекту свободовцев увольнение грозит также судьям-коррупционерам, вина которых доказана «в установленном законом порядке».

Потерять должность могут также судьи, принявшие решение, которое в дальнейшем признано Европейским судом по правам человека нарушающим Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Авторы законопроекта № 4378-1 предлагают также уволить судей, вынесших приговоры, по которым были осуждены невиновные люди (при условии, если потом эти приговоры были отменены из-за установления личности, которая на самом деле совершила преступление).

Кроме того, согласно законопроекту увольнению подлежат судьи, которые на административных должностях использовали свое служебное положение для влияния на других судей.

В законопроекте свободовцев нет никаких временных ограничений относительно решений судей, подлежащих проверке, и не упоминается аттестация судей.

Органом, который будет осуществлять люстрацию судей, в законопроекте депутатов от «Свободы» названа временная специальная комиссия, но в отличие от законопроектов Минюста и Лабунской, всех членов этой комиссии должна будет назначать Верховная Рада Украины. «Членом специальной комиссии может быть назначено лицо, являющееся гражданином Украины, имеющее высшее юридическое образование, опыт работы по специальности не менее 5 лет, последние 10 лет постоянно проживавшее в Украине», — идет речь в законопроекте.

Законопроект определяет стадии люстрационной проверки судей и основания, среди которых указаны: 1) представление народного депутата Украины, 2) представление общественной организации, объединения граждан, 3) представление гражданина Украины 4) сообщение средства массовой информации, 5) наличие достаточной для этого информации у члена специальной комиссии.

В законопроекте «Свободы» указано, что на запрос специальной комиссии общественные организации, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю имеющуюся у них информацию о банковских счетах, денежных средствах и их движении, ценных бумагах, принадлежности имущества и имущественных прав лиц, заключенных ими соглашений и т.п.

Объектом проверки судей, согласно законопроекту «Свободы», является решение или бездеятельность профессиональных судей, а также судей, которые использовали свое служебное положение для влияния на других судей, находясь на административных должностях. Кроме того, объектом проверки признается достоверность и полнота сведений в декларациях об имуществе и доходах судей и их близких родственников, а также стоимость их имущества.

Законопроект «Свободы» также содержит норму об увольнении председателей всех судов, их заместителей, кроме председателя Верховного суда Украины (ВСУ) и его заместителей с момента вступления в силу закона.

Как сообщал «Ракурс», в Высшем хозсуде считают, что законопроект Минюста о люстрации судей нарушает презумпцию невиновности.

По мнению юристов, законопроект Минюста «О восстановлении доверия к судебной системе Украины» нуждается в серьезной доработке. Больше об этом читайте в комментарии украинского правоведа, одного из авторов Конституции Украины, Гражданского кодекса Украины и многих других законов Виктора Мусияки «Те, кто собираются проводить люстрацию, сначала должны дать ей определение».

Больше о том, что такое люстрация, опыте люстрации в других странах и возможных способах люстрации в Украине читайте в статье «Ракурса» «Если неправильно проводить люстрацию, она перерастает в репрессии».

Подготовила Марина Блудшая

Источник: Ракурс


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter






Загрузка...