• Новости планеты
  • Правовые новости
  • Погода
  • Новости Украины
Racurs.ua

Содержание чиновников аппарата Минздрава увеличится почти на 40%

На аппарат Минздрава из общей суммы выделили 14,5 млрд грн, что почти на 37% больше по сравнению с нынешним годом

Здравоохранение в нашей стране относится к числу приоритетов государственной политики. Об этом неоднократно заявляли и президент, и премьер-министр. Доказательством заботы государства о здоровье своих граждан должен служить проект бюджета-2017, в котором на медицину заложено намного больше средств, чем в предыдущем году.

Презентуя проект, чиновники подчеркивают, что в следующем году заработная плата в сфере образования и здравоохранения увеличится аж на 30%. В целом на здравоохранение государство выделило 62 млрд грн, что на 6 млрд больше, чем в бюджете нынешнего года. Значительно улучшится и обеспечение больных лекарствами — на их закупку добавили 2 млрд гривен.

За последнее время премьер-министр озвучил немало инициатив правительства, касающихся здравоохранения. Обещают ввести реимбурсацию — частичный возврат денег больным за приобретенные лекарства. (Подобный проект, касающийся пациентов с гипертонией, уже действовал несколько лет назад. Правда, чем он закончился, какие имел плюсы и минусы — никто не анализировал.)

Министерство здравоохранения анонсировало введение страховой медицины уже в 2017 году.

Что в этих заявлениях от реальных планов, а что — из области популизма и пиара? Это несложно проверить, внимательно проанализировав статьи расходов бюджета. Ведь без серьезной подготовки и государственного финансирования такие проекты запустить невозможно.

Парламент принял проект бюджета-2017 в работу. Профильные комитеты обсуждают его с экспертами и общественными организациями, готовят свои замечания. Финансовые аналитики предупреждают, что в проекте бюджета скрыт огромный дефицит — почти 100 млрд грн, которые непонятно откуда должны поступить в госказну. Если эти виртуальные деньги не трансформируются в реальные поступления за счет приватизации, дополнительных сборов и т.д., бюджет не сможет профинансировать все статьи расходов, что случается ежегодно. В первую очередь от этого страдает социальная сфера.

Обещанное повышение зарплат бюджетникам распределено не совсем так, как его озвучивают чиновники, объединившие одной цифрой медиков и педагогов. На 30% должны увеличить зарплаты работникам сферы образования, а для медиков в бюджете заложено только 20%.

Эксперты предостерегают врачей и медсестер, которые уже планируют, как будут тратить дополнительные деньги, чтобы те не спешили. Разница между «запланировали» и «профинансировали» — весьма существенная. Во многих областях медработники жалуются на задержки с выплатой зарплат. Бюджет нынешнего года, который тоже называли реалистичным и прозрачным, не может обеспечить выплату даже минимальных надбавок за стаж работы, интенсивность труда, ночные дежурства, дополнительные нагрузки и т.д.

Обсуждение проекта бюджета-2017 в комитете здравоохранения Верховной Рады проходило очень активно — анализировали каждую цифру, сравнивали с реальными потребностями отрасли. В результате депутаты приняли решение — не голосовать за такой бюджет.

Финансирование здравоохранения за последние годы выглядит так: 2015-й — 57 млрд грн, 2016-й — 56 млрд, 2017-й — 62 млрд грн.

На какие улучшения могут рассчитывать пациенты и медики, учитывая дополнительные 6 млрд грн?

Чиновники неустанно подчеркивают, что сумма — огромная. Но в процентном отношении разница между годом нынешним и следующим составляет всего 8%.

Учитывая официальные показатели инфляции 12% (2016 год) и 8% (прогнозируемые в 2017-м), возникает вопрос — где же тут увеличение? А если оно есть, то кому светит?

На аппарат Минздрава из общей суммы выделили 14,5 млрд грн, что почти на 37% больше по сравнению с нынешним годом.

На закупку лекарств будет направлено на 2 млрд грн больше, чем в нынешнем году. Кто может рассчитывать на поддержку государства, когда возникают проблемы со здоровьем?

По информации профильного комитета парламента, на государственные целевые программы в проекте бюджета заложено около 33% от реальной потребности. Это средний показатель — как температура по больнице.

Начнем с детей. Призывы к родителям своевременно делать малышам все прививки в рамках календаря вакцинации не получили надлежащего финансового сопровождения. На закупку вакцин для обязательных прививок выделено около 40% от потребности.

На медикаменты и расходные материалы для детского диализа предусмотрено всего 35 млн гривен, что составляет 32% от необходимого.

Лечение детской онкологии обещают финансировать на 100%.

Орфанные больные (больные с редкими заболеваниями), в зависимости от болезни, получат от 100% до 35%.

Взрослые с диагнозом онкология должны рассчитывать только на себя и свою семью — в бюджете заложено менее 15% на финансирование этой программы.

Не лучше обстоят дела и с вирусными гепатитами. Несмотря на все обещания, для этой категории больных выделено всего 23% от реальной потребности. Если учесть, что больных вирусными гепатитами у нас в несколько раз больше, чем внесено в реестр, ситуация складывается критическая.

На лечение сердечно-сосудистых и сосудисто-мозговых заболеваний, которые очень часто заканчиваются инфарктами, инсультами и являются одной из главных причин высокой смертности в нашей стране, выделено 24% от потребности. Эти 400 млн гривен должны потратить не только на лекарства, но и на оборудование.

Нет у государства денег и на лечение больных психоневрологического и психического профиля — лекарства должны закупать за счет местных бюджетов. Выделенных денег, в лучшем случае, хватает на 10% от необходимого.

Централизованные мероприятия по лечению больных сахарным диабетом профинансируют на 41% от реальной потребности.

На развитие экстренной и неотложной медицинской помощи средства вообще не предусмотрены.

Минфин обошел своим вниманием и Национальную академию медицинских наук, в клиниках которой оказывают высокоспециализированную высокотехнологичную медицинскую помощь. Финансирование академии урезали более чем на 1 млрд грн, оставив около 450 млн на научную деятельность. Планировалось, что академические больницы передадут на баланс Министерства здравоохранения, но такой строки расходов нет в бюджете министерства.

Зависли в воздухе и более 30 учреждений самого Минздрава — санатории, лечебные центры, институты. Предыдущая команда реформаторов приняла решение о передаче этих объектов на баланс местных властей. Решение было подготовлено и подписано с невероятной для нашей бюрократии скоростью. Учитывая высокую привлекательность объектов (санатории в прибрежной зоне, лечебные корпуса и большие участки земли в городской черте и т.д.), они прошли бы транзитом из коммунальной собственности в частную. Не исключено, что планы были исключительно благородными, но уточнить не у кого — авторы этого проекта благополучно сменили не только место работы, но и страну пребывания.

Новое руководство Минздрава отменило это решение. Все учреждения вроде бы останутся в системе Минздрава. Если, конечно, Минфин найдет для финансирования их деятельности 672 млн грн.

В медицинских кругах с тревогой вчитываются в бюджетные статьи — похоже, ситуация будет намного сложнее, чем в нынешнем году. Ожидаемое повышение тарифов на коммунальные услуги, энергоносители, воду пробьет немалую брешь в бюджетах лечебных учреждений.

Заявок на новое диагностическое и лечебное оборудование уже не подают — смысла нет. Даже в столичных больницах по году-полтора простаивают МРТ, КТ, ангиографы и другое дорогостоящее оборудование, потому что в бюджете не нашлось денег на ремонт, замену блоков, полноценное техническое обслуживание.

Отвечая на критические замечания по поводу проекта бюджета-2017, премьер-министр заявил, что увеличение финансирования медицины доказало свою неэффективность. По мнению премьера, «вопрос не в деньгах, а в организации системы здравоохранения таким образом, чтобы те ресурсы, которые мы направляем, максимально эффективно использовались. И чтобы мы смогли обеспечить качественное оказание медицинской помощи на всех уровнях».

Вопрос, в какой сфере бюджетные деньги используются максимально эффективно — дискуссионный. Каждый налогоплательщик может дать свой ответ.

Финансовые аналитики отмечают, что значительное увеличение финансирования коснулось нескольких сфер. В том числе и социальной. Из бюджета нынешнего года на выплаты субсидий было выделено около 40 млрд грн. А в бюджете-2017 эту статью расходов увеличили на 25% — до 51 млрд грн. Напомним, на систему здравоохранения обещают 62 млрд грн.

По информации правительства, субсидии сейчас получают почти 6 млн украинских семей. Новые тарифы на коммуналку значительно увеличат количество претендентов на помощь государства. По расчетам, субсидии будут получать от 9 до 15 млн семей.

Осталось подсчитать, сколько найдется семей в Украине, которые могут позволить себе роскошь не только оплатить счета за коммунальные услуги и энергоносители, но и найти деньги на консультации, обследования и лечение взрослых и детей.

Народные депутаты напомнили авторам проекта бюджета рекомендации ВОЗ и ЕС, согласно которым государство должно направлять на здравоохранение минимум 7% ВВП. Если финансирование составляет менее 3%, это приводит к необратимым разрушениям в системе здравоохранения. В проекте бюджета-2017 заложено 2,7% ВВП. Это самый низкий показатель за последние пять лет.

Наверное, наше правительство знает секрет, как в такой кризисной ситуации обеспечить «качественное оказание медицинской помощи на всех уровнях». 

Читайте также: Лечение больных за рубежом — спасение обреченных или дерибан бюджетных средств?


Заметили ошибку? Выделите текст, который её содержит, и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ




Прогноз погоды в Украине

Погода в Украине





    НОВИНИ ПАРТНЕРІВ