Гибридная война: силы спецопераций и социальные сети
https://racurs.ua/1064-gibridnaya-voyna-sily-specoperaciy-i-socialnye-seti.htmlРакурсИнформационная составляющая гибридной войны на всех ее этапах несет в себе функции обеспечения. На первом этапе она создает условия для возникновения конфликтной ситуации, на втором — повод для косвенного вмешательства государства-агрессора во внутренние дела атакуемой страны, на третьем — создает соответствующий медийный фон для легитимизации действий агрессора.
В этом случае целевыми группами для информационных атак являются: гражданское население, находящееся в зоне конфликта; гражданское население атакуемой страны в целом; гражданское население страны-агрессора; представители мирового сообщества.
По содержанию информационная составляющая гибридной войны выглядит как «война смыслов» с применением передовых методов агитации и пропаганды. В частности, активно используются так называемые симулякры — образы, которых не существует в природе. Главная цель таких действий — навязать атакуемой стороне видение и психологические установки, которые будут помогать агрессору в реализации его планов.
Поэтому особое значение приобретает задача установления контроля над информационным пространством страны, против которой осуществляется агрессия, а также стран, которые могут каким-то образом влиять на ход конфликта.
В качестве вспомогательного средства используют деятельность различных общественных структур — благотворительных фондов, аналитических центров, культурных обществ и т. п.
В контексте последнего особое значение приобретают технологии web 2.0, которые предоставляют атакующей стороне — стране-агрессору неограниченные возможности в осуществлении влияния на население страны, против которой осуществляется агрессия.
Современные инновационные средства ведения гибридных войн
В контексте гибридных технологий ведения современных военных противостояний особое значение имеют так называемые силы специальных операций (далее — ССО) и специфика их коммуникационного обеспечения, в том числе с помощью социальных онлайн-сетей.
В странах евроатлантического блока главным назначением сил специальных операций является противодействие ассиметричной агрессии, борьба с терроризмом, партизанским движением и осуществление психологического и территориально-административного воздействия на население определенных территорий, на которых разворачиваются важные события.
Силы специальных операций — подразделения специально обученных специалистов, имеющих специальные возможности в сферах разведки, прямых акций и военной поддержки для выполнения сложных, опасных, иногда политически чувствительных операций, которые проводит командование.
Под специальными операциями понимают разновидность военной деятельности, которую осуществляют специально созданные силы, организованные, тренированные и оснащенные для этой цели, использующие оперативную технику и методы, отличные от традиционных военных.
По мнению Ф. Моссера, характерными признаками ССО являются: скрытность действий; способность выполнять операции, приводящие к тактическому или стратегическому преимуществу; специальная обучаемость и оснащенность; высокий уровень специализации; повышенный уровень адаптированности; мобильность и способность проводить операции автономно; относительно небольшое количество личного состава; способность работать в трех средах (воздух, земля, море).
К типичным заданиям ССО относятся:
рейды и современные боевые действия;
психологические операции (Psy-Ops);
работа «гражданской администрации» (привлечение на свою сторону населения);
обучение иностранных армий, полицейских и сил безопасности (так называемое «приумножение силы»);поиск, эвакуация и доставка пленных, заложников;
медицинская помощь;
получение разведывательной информации по линии фронта;
выявление, идентификация и определение целей для собственных средств поражения;
антитеррористические операции.
Помимо ведущих террористических организаций, главным оппонентом США и их союзников в вопросах применения ССО сегодня является Российская Федерация.
Созданные в 2009 году, российские ССО — это высокомобильная, специально обученная, технически оснащенная, хорошо экипированная армейская группировка сил Министерства обороны РФ, предназначенная для выполнения специальных задач (при необходимости — с применением военной силы) как внутри страны, так и за рубежом, с целью защиты интересов России в мирное и военное время, находящаяся в постоянной высокой готовности к немедленному применению.
По структуре, функциям и практическому назначению российские ССО мало чем отличаются от евроатлантических, разве что они не столь качественно обеспечены вооружением и средствами коммуникации. Согласно соответствующим нормативно-правовым и профильным уставным положениям, российские ССО осуществляют специальные операции как совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени специальных действий войск (сил), проводимых по единому замыслу и плану для достижения определенных целей. Специальные действия таких войск — мероприятия, проводимые специально предназначенными, организованными, подготовленными и оснащенными силами, с применением не характерных для обычных сил методов и способов боевых действий (разведывательно-диверсионные, взрывные, контртеррористические, контрдиверсионные, контрразведывательные, партизанские, антипартизанские и др.).
Широкому кругу российские ССО знакомы под названием «зеленые человечки» со времен начала агрессии против Украины — захвата Крыма и городов на востоке страны. Именно эти подразделения стали основой для формирования незаконных вооруженных формирований так называемых ДНР и ЛНР под видом ополчения и различных сепаратистских бригад и батальонов.
В Украине в 2015 году был начат процесс создания собственных ССО по стандартам НАТО. Катализатором этого решения, разумеется, стала российская агрессия и война на востоке страны.
Среди задач украинских ССО: специальная разведка; специальные мероприятия; контртеррористические меры; прямые военные действия; анализ и обработка информации для выработки правильной стратегии и привлечение необходимых ресурсов; нетрадиционные методы ведения войны — психологические и информационные операции.
Согласно концепции и законопроекту, подготовленным экспертами Центра оборонной реформы, организационно ССО будут состоять из различных департаментов: информационно-психологических операций, информационно-аналитической работы, технической поддержки и нескольких боевых подразделений. В составе ССО будет и управление нетрадиционных методов ведения войны, отвечающее за создание движения сопротивления, партизанских отрядов, подпольных организаций. Также будет создано логистическое подразделение и отдельный учебный центр.
Анализируя типичные функции отдельных подразделений и командования ССО, следует сделать вывод: один из ведущих компонентов в их деятельности — работа с социальными онлайн-сетями, фактически являющимися специфическим полем боя и источником для сбора разведывательной информации.
Согласно техническим и коммуникационным возможностям виртуальных социальных сетей, ССО могут использовать их для:
оказания влияния на население в месте проведения спецопераций (слухи, официальные обращения, предупреждения);
дезинформации противника относительно действий собственных подразделений, их состава и задач;
сбора разведывательной информации о действиях противника, его силе и руководящем составе;
координации действий собственных групп и сотрудничества с местными группами, оказывающими им помощь;
создания и координации действий агентурных сетей на территории противника.
Таким образом, весь имеющийся потенциал и коммуникационные возможности социальных онлайн-сетей могут стать важным инструментом в деятельности ССО. То есть в структуре отдельных подразделений и руководящих органов ССО должны быть специалисты и даже группы, обеспечивающие соответствующие функции.
Особое значение это приобретает в контексте научного прогресса и усовершенствования технических средств коммуникации, которые позволят иметь доступ к интернету при условии значительного удаления от стационарных точек доступа и сохранения такой возможности в течение длительного времени.
Интернет-технологии и социальные онлайн-сети в структуре гибридной войны
Как уже отмечалось, главной задачей сетевых онлайн-проектов в рамках гибридной войны является создание определенной виртуальной реальности (симулякры). Она формирует нужное атакующей стороне видение ситуации конкретными целевыми группами, которые являются объектами информационно-психологической агрессии. Главной целью такой деятельности является обеспечение благоприятных условий для реализации атакующих действий в автономном режиме на экономическом, военном, политическом полях или одновременно во всех плоскостях.
Решение таких вопросов возможно только при условии комплексного подхода — сочетания современных технических коммуникационных и психотехнологий. При этом продолжительность действия и глубина ударного эффекта зависят от времени, в течение которого осуществляется обработка сознания целевых групп, и мощности давления. Роль и значение в этих процессах социальных онлайн-сетей трудно переоценить.
По аналогии, технологии web 2.0 в этом контексте можно определить как высокоточное оружие, которое может поражать не просто определенные целевые группы, но и конкретных их представителей, четко определенных персоналий. Такая адресность и, при необходимости, избирательность, дает возможность достигать максимального эффекта с оптимизацией расходов в плане времени, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
При анализе результатов самых известных международных военных, политических и экономических конфликтов конца ХХ — начала XXI в. становится понятным, что информационно-психологическое оружие сегодня должно быть приравнено к оружию массового уничтожения. Не убивая физически, психотехнологии становятся причиной групповых, а также массовых психических расстройств, приводящих к социальным конфликтам, в которых лишают жизни конкретных индивидуумов.
В формате использования всего спектра информационно-психологических операций социальные онлайн-сети имеют возможность обеспечивать: координацию протестных и террористических движений; распространение контента, относящегося к категории информационного оружия; сбор важной информации о персонах или организациях, представляющих интерес для атакующей стороны; сбор разведывательной информации об офлайн-действиях противника; отслеживание общественных настроений; локализацию источников информации, представляющей опасность.
Одной из главных функций социальных онлайн-сетей является возможность координации информационных потоков, разворачивающихся вокруг реальных военных действий. В условиях современных, как гибридных, так и линейных военных конфликтов, важное значение имеет система доступа к информации, поступающей из зоны боевых действий. А главной задачей любой профильной военной структуры является ограничение доступа к источникам информации посторонних лиц и распространение информации в выгодном для себя контексте.
В контексте реализации указанной выше задачи работу с социальными сетями необходимо выстраивать, базируясь на принципах установления контроля информационных потоков, которые имеют место вокруг любого объекта, в данном случае это будет зона боевых действий.
При работе с социальными сетями контроль и фильтрация информационных потоков является довольно сложной задачей, так как потенциальным источником информации может выступить практически каждый человек, имеющий доступ к сети интернет и обладающий определенным ценным контентом.
В таком случае необходимо наладить систему регулярного мониторинга всего локального сетевого информационного пространства в ручном режиме (просмотр содержания профильных страниц и групп) или с помощью соответствующих программных сервисов.
Крайней мерой контроля над сетевой составляющей зоны конфликта может быть блокирование доступа к определенным интернет-ресурсам и сетям. Впрочем, как показывает практика, в наше время это почти нереально. Поэтому лучшее средство контроля над информационным процессом — координирование информационных потоков и формирование правильных посылов с соответствующим контентным сопровождением.
Также эффективным средством усиления собственных возможностей по координации информационных потоков может стать привлечение к активному сотрудничеству волонтеров. Волонтерское движение в среде онлайн-сетей как инструмент противодействия информационной агрессии или для осуществления аналогичных атак на информационное поле противника стало одним из средств противодействия российской агрессии против Украины. Мировая практика информационных войн знает много таких примеров. В частности, информационное сопровождение военной операции «Литой свинец», которая осуществлялась Израилем в секторе Газа в 2009 году. Эта виртуальная информационно-психологическая операция стала одной из самых первых и самых успешных.
Среди аналогичных украинских волонтерских проектов, действующих как вспомогательные виртуальные ресурсы в информационно-психологической войне с российскими агрессорами и сепаратистскими движениями, можно назвать следующие: Inform Napalm и «Информационное сопротивление», центр «Миротворец». Эти сетевые проекты демонстрируют яркий пример того, как с помощью надлежащим образом построенной информационной сети и системы работы можно эффективно обеспечивать и результативно сопровождать офлайн-процессы.
Практически все упомянутые выше проекты действуют по схеме работы так называемой OSINT (Open Source Intelligence) — разведывательной практики, предусматривающей поиск, выбор и сбор информации, полученной из открытых источников. Важной составляющей такой работы является системный анализ имеющейся информации с соответствующей оценкой и выводами, позволяющими понять логику и предугадать действия противника. Одним из базовых золотых правил такой практики является то, что около 90% необходимой для анализа и принятия соответствующих решений информации находится в открытых источниках. К таким источникам относятся: традиционные СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение); интернет-издания, относящиеся к СМИ (новостные сайты и порталы, интернет-ресурсы профильных структур); аккаунты и виртуальные площадки в социальных онлайн-сетях; официальные отчеты государственных структур; публичные заявления политиков и госслужащих; наблюдение — радиомониторинг, использование общедоступных данных, аэрофотосъемок (например, Google Earth); профессиональные и академические отчеты, конференции, доклады, статьи; отчеты и выступления в СМИ отдельных независимых экспертов и экспертных групп.
В ведущих странах мира система OSINT является важным инструментом защиты национальных интересов и основной составляющей в деятельности профильных силовых ведомств. В частности, в США и странах НАТО существуют отдельные сети центров, занимающихся сбором и обработкой информации с последующим формированием соответствующих баз данных и практическим их применением для принятия необходимых решений.
Таким образом, становится понятным весь спектр имеющихся на текущий момент инструментов ведения информационной войны, главные принципы которых — гибкость, оперативность и масштабность процессов, системность работы. И только от тех, кто принимает соответствующие управленческие решения, зависит, насколько качественно эти инструменты могут работать.
Из исследования Александра Курбана«Информационные войны в социальных онлайн-сетях».