Современная гибридная война и ее отражение в виртуальной реальности
https://racurs.ua/1062-informacionnaya-voyna.htmlРакурсПредлагаем читателям отрывки из исследования Александра Курбана «Информационные войны в социальных онлайн-сетях», выполненного на основе анализа материалов российско-украинской информационно-психологической онлайн-войны.
В отличие от двух предыдущих, третья мировая имеет специфический характер — она гибридная. Такая война не требует широкого применения реального оружия — стрелкового, артиллерии, ядерного, химического или бактериологического. Она использует принципиально новое оружие, которое по масштабности и последствиям можно приравнять к оружию массового уничтожения.
Характерными признаками третьей мировой войны стали: психологический геноцид, терроризм, экономическая агрессия, киберпреступность, психотропная агрессия. Их проявления мы видим на протяжении последних двух лет не только в Украине. Полем боя стали страны Востока (Израиль, Сирия, Ирак, Саудовская Аравия, Турция), ЕС (Франция, Германия, Финляндия, Нидерланды, Словакия, Румыния и др.), ну и, конечно, Россия (собственное население).
Главный удар был нанесен по Украине. Фактически в начале конфликта наша страна, в том виде, в котором она существовала более 20 лет, была уничтожена.
Впрочем, Путин и его окружение допустили системную ошибку, которая привела к их стратегическому поражению, что сегодня, спустя два года войны, становится все более очевидным. Они не учли тот факт, что внешняя агрессия не только уничтожает государства, она их еще и создает. В 2014 году в Украине произошло не уничтожение государственности, а ее системная перезагрузка. Со временем историки будут тщательно исследовать эти годы и события, и, возможно, среди феноменов апгрейда украинской государственности определят, прежде всего, волонтерское движение, ставшее спасением для страны.
Время для системного анализа событий третьей мировой войны не наступило, так как она еще не закончилась. Впрочем, некоторые аспекты мы уже можем анализировать. В частности, информационно-психологическую войну в социальных сетях, которая стала характерной чертой военных, политических и экономических конфликтов постиндустриальной эпохи.
Медиавирусы и их использование в качестве информационного оружия
Эффективная информационная атака начинается с латентной фазы — скрытого проникновения в информационное поле противника с целью исследования среды, апробации определенных идей и потенциального эффекта их применения, а также для создания и закрепления собственных информационных площадок для дальнейшей агрессии.
Лучшим инструментом для проникновения на враждебное информационное поле являются так называемые медиавирусы — информационные носители (события, скандалы, слухи, деятельность организаций и отдельных лиц), содержащие в скрытом виде идеи и месседжи.
Обычно медиавирусы могут распространяться в виде мемов и лолов — отдельных семиотических фрагментов. Д. Рашкофф определяет несколько типов медиавирусов, среди которых: целенаправленные вирусы — реклама, предвыборные лозунги, искусственно детонированные «информационные бомбы»; вирусы-тягачи — спонтанно возникают и мгновенно подхватываются, а также наполняются определенным содержанием, направленным на решение определенных задач; спонтанные вирусы — рождаются и распространяются без конкретной цели, в случае успешности могут быть использованы для решения определенных задач.
Наиболее удачной формой камуфляжа для медиавирусов являются события, изобретения, инновационные технологии, научные теории, философские системы и культурологические концепции. Именно с помощью таких форматов проще осуществлять проникновение в определенное информационное пространство, не вызывая особых подозрений.
В рамках эволюции медиавирусов появилось такое явление, как медиаактивизм — тактика партизанской информационной войны, которая реализуется отдельными медиаактивистами или группами.
Тактика медиаактивизма предусматривает создание определенных раскрученных персон или организаций (движений, общественных инициатив и др.), которые являются авторами и трансляторами тематических медиавирусов.
В социальных сетях к медиаактивистам можно отнести тематические группы или отдельных блогеров, которые выполняют функции своеобразных кибердиверсантов.
Особенно активно эта технология применялась в пиковый период российской агрессии в Крыму и восточных регионах Украины. В круг таких обществ можно отнести, в частности, ряд групп под общим брендом «Антимайдан», «Кибер Беркут», «Интернет-ополчение», а также интернет-проект «Русская весна», который является олицетворением и главной идеологической платформой российской агрессии в Украине.
Среди последних наиболее громких скандалов — обвинение российскими медиа премьер-министра Украины в его участии в чеченской войне. Абсурдность обвинения была очевидной с самого начала, и этот медиавирус имел характер фарса.
Вместе с наглядными преимуществами медиавирусов следует отметить и определенные технологические недостатки, следующие, прежде всего, из субъективного характера этого явления. Восприятие, поддержка или игнорирование такого информационного сообщения полностью зависит от персональной реакции каждого конкретного получателя.
Кроме того, вирусный характер контента в социальных онлайн-сетях может быть неконтролируемым. Удачный медиавирус, который получает массовую поддержку пользователей, начинает существовать по законам и принципам, присущим внутренне групповой коммуникации. В определенных ситуациях его движение осуществляется по принципам и механизмам роевого интеллекта, который срабатывает как средство саморегулирования информационных потоков в определенных социальных обществах, к которым также относятся и социальные онлайн-сети.
Интернет-реклама и ее применение в информационной войне
Реклама как средство распространения информации может использоваться не только в коммерческих целях, но и как информационное оружие, при соответствующем ее применении.
Одной из важнейших возможностей является применение целевой рекламы — таргетинг. Последний понимается как механизм, который дает возможность выделить из имеющейся аудитории только определенную ее часть, отвечающую нужным критериям, и показать рекламное сообщение именно ей.
Исходя из потенциальных возможностей современных социальных онлайн-сетей, следует определить такие виды таргетинга:
1) подборка информационно-рекламных площадок — поиск и использование виртуальных площадок (сайты, порталы, блоги, группы), на которых рекламодатель может найти необходимую целевую аудиторию;
2) тематический таргетинг — показ рекламы на виртуальных площадках (сайты, порталы, блоги, группы), соответствующие определенной тематике;
3) таргетинг по интересам — показ рекламы в соответствии с интересами посетителей виртуальной площадки (сайты, порталы, блоги, группы);4) геотаргетинг — показ рекламы по географическому принципу (страна, регион, город и др.) в соответствии с заказом рекламодателя;
5) гиперлокальний таргетинг — показ рекламы на всех устройствах в радиусе от 1 до 15 км от точки трансляции;
6) таргетинг по времени показа — демонстрация рекламы в определенное время дня или день недели месяца, года;
7) социально-демографический маркетинг — показ рекламы в соответствии с возрастными, половыми, социальными и другими персональными характеристиками пользователей;
8) ограничение количества показов — регулирование количества демонстрации рекламы одному пользователю через баннерную рекламу;
9) поведенческий маркетинг — сбор информации о деятельности конкретного пользователя с помощью cookie-файлов — через аккаунт пользователя (пересмотренные сайты, поисковые запросы, покупки в интернет-магазинах и др.) с целью получения портрета конкретного представителя целевой группы;
10) геоповеденческий маркетинг — изучение поведения и предпочтений пользователя с помощью геосервисов, в процессе его перемещения.
Среди обозначенных выше видов таргетинга для осуществления непосредственного информационного контакта с представителями целевых групп в плане распространения информации можно применять все. А некоторые из указанных инструментов могут быть оружием в рамках не только информационной, но и реальной войны.
В частности, как показывает практика АТО на востоке Украины 2014–2015 годов, российские подразделения специальных операций применяли гиперлокальний таргетинг, что позволило определенным образом влиять на психологическое состояние украинских военнослужащих, особенно в критические моменты, когда доступ к объективной информации был ограничен. В частности, подавалась информация, призванная вызывать панические настроения и побуждать к капитуляции. Особенно активно такие методы применялись во время боев за Дебальцево.
С помощью поведенческого и геоповеденческого маркетинга можно осуществлять слежение за определенными персоналиями, которые являются ключевыми лицами в процессах принятия и реализации управленческих решений. А это уже фактически выполнение шпионских функций слежения.
Другие виды таргетинга являются менее опасными, хотя не менее действенными для работы с конкретными целевыми аудиториями, отслеживания их реакций, поведения в определенных ситуациях. В частности, тематический таргетинг, таргетинг по интересам, а также геотаргетинг дают возможность работать с отдельными целевыми группами на безопасном расстоянии, осуществляя целевую агитацию и пропаганду. С помощью этих инструментов опытные специалисты спецслужб имеют возможность дистанционно организовывать и координировать не только онлайн, но и офлайн-события.
Отдельный маркетинговый инструмент, который может быть задействован в современной информационной войне, — это контекстная реклама. Контекстную рекламу определяют как принцип размещения информации, когда она ориентирована на содержание интернет-ресурса, представлена в виде баннера или текстового сообщения.
Например, на сайте, посвященном тематике продуктов питания, контекстная реклама будет связываться с поварами, потребителями или работниками супермаркетов. Одним из преимуществ контекстной рекламы является геотаргетинг, что дает возможность выбирать географию показа страниц. Также применяется рамочное ограничение по времени показа.
Специфическим видом контекстной рекламы является поисковая реклама, которая размещается в поисковых системах. Закладывая ключевое слово или словосочетание, пользователь вместе с необходимыми материалами получает ссылку на рекламные объявления или сайты, где определенный товар или услуга рекламируются опосредованно.
Главной спецификой и особенностью контекстной рекламы является принцип привязки информационного сообщения к тематическим запросам пользователя. При правильном составлении рекламного сообщения месседжи, заложенные в таком послании, будут легко достигать сознания пользователей. При этом деструктивная или манипулятивная составляющая вуалируется под видом рекламы.
Использование любого варианта интернет-рекламы как информационного оружия в информационно-психологических войнах является специфическим, но довольно эффективным инструментом. Главный принцип — осуществление информационной атаки там, где пользователь ее ожидает меньше всего (контекстная реклама), и выход на персональный уровень отношений (таргетированная реклама).
При удачном применении таких инструментов даже опытные специалисты не сразу могут вычислить наличие и направление атакующих действий и своевременно отреагировать. Кроме того, такая атака может достигать подсознательного уровня, что делает ее еще более опасной, чем традиционные агитация и пропаганда.
Несмотря на то, что среди ведущих тем, вокруг которых идут информационные противостояния, есть бытовые вопросы, вопросы пищевого обеспечения, услуг и товаров широкого потребления, именно интернет-реклама может позволить должным образом замаскировать и максимально приблизить к актуальным потребностям целевых групп действия атакующей стороны.