Создание военных администраций в Украине во время войны пагубно и опасно — юристы Рады
https://racurs.ua/n48184-sozdanie-voennyh-administraciy-v-ukraine-vo-vremya-voyny-pagubno-i-opasno-uristy-rady.htmlРакурсОб этом заявило Главное научно-экспертное управление Верховной Рады в заключении на законопроект № 2541, сообщается на сайте парламента.
«Очевидно, что в случае военного положения усилия органов государства в кратчайшие сроки должны быть направлены на организацию обороны страны, а система государственного управления должна строиться на иерархических принципах подчинения и четкого распределения полномочий», — считают эксперты Рады. Следовательно, органы управления должны реорганизовать свою работу в кратчайшие сроки, а процедура такой реорганизации должна быть минимально бюрократической. Однако анализ законопроекта о военном положении свидетельствует, что создание системы военных администраций будет работать против этой цели.
Администрации с военными, но не военные
В Главном научно-экспертном управлении заявили, что можно увеличить полномочия областных и районных госадминистраций, ввести в их состав военнослужащих и частично подчинить Генштабу и без изменения названия этих органов.
Законопроект предусматривает, что областные и районные госадминистрации «приобретают статус» военных администраций, поэтому эксперты предостерегают: «Смена названия потребует перерегистрации юридического лица, решения кадровых вопросов и других организационных усилий, тогда как в условиях военного положения усилия должны направляться не на реорганизацию госадминистраций, а на повышение эффективности их работы и усиление обороноспособности».
«Формулировка „приобретают статус“ не имеет никакой юридической нагрузки и создает ситуацию правовой неопределенности по многим вопросам, связанным с функционированием вновь созданных органов», — считают юристы.
Эксперты обращают внимание, что создание военных администраций может быть оправдано лишь в условиях фактической бездеятельности местных органов самоуправления в селах, поселках и городах, где нет территориальных органов исполнительной власти. Для уровня районов и областей, где функционируют органы исполнительной власти, юристы уверены, что достаточно изменить компетенцию, порядок формирования и подчинения этих органов.
Запутанная система органов управления
Законопроект № 2541 о военном положении предусматривает, что военные администрации создаются решением президента по представлению областных госадминистраций или военного командования. Кроме того, планируется создавать военные администрации с разной компетенцией и разного территориального уровня (в населенных пунктах, районах, областях). В научно-экспертном управлении обеспокоены тем, что в результате этого на территории страны «может сложиться достаточно запутанная система органов управления». Ведь, кроме военных администраций, к системе госуправления будут принадлежать органы местного самоуправления (их исполнительные органы), местные госадминистрации, военные администрации населенных пунктов, районов и областей (которые в соответствии с проектом будут иметь различные полномочия в зависимости от оснований их образования), а также военно-гражданские администрации (создание которых предусмотрено Законом Украины «О военно-гражданских администрациях»).
При таких обстоятельствах непонятно, как будет функционировать достаточно сложная система управления, часть органов которой одновременно подчиняется Генеральному штабу и Кабмину.
Управление в ручном режиме
Парламентские юристы отмечают, что взаимодействие военных администраций с другими органами власти в Украине не может осуществляться ситуативно, в «ручном» режиме, потому что «такая система не может быть эффективной в условиях военного положения».
Вместе с тем, законопроектом предусмотрено, что механизм взаимодействия военного командования и военных администраций с исполнительной властью определяет Верховный главнокомандующий Вооруженных сил Украины (ВСУ). Но в научно-экспертном управлении Рады считают необходимым хотя бы в общих чертах определить механизмы взаимодействия в законопроекте.
«Учитывая приведенное, считаем целесообразным рассмотреть возможность создания (или реорганизации существующих органов) унифицированной системы органов управления, которая начинает функционировать одновременно с введением военного положения и не требует принятия отдельных специальных решений по созданию соответствующих органов для каждой территориальной единицы», — сказано в экспертном заключении юристов Рады на президентский законопроект «О правовом режиме военного положения». Научно-экспертное управление ВРУ советует доработать законопроект.