Новости
Ракурс

Что думают граждане о реформе децентрализации

Среди пакета реформ, предлагающихся сегодня украинскому обществу, одной из важнейших является децентрализация — предоставление больших возможностей местным общинам. Эта реформа предусматривает широкий спектр шагов, с изменением статусов, полномочий, ответственности и материальных ресурсов, которыми будут обладать органы местного самоуправления.


.

Одной из составных частей реформы децентрализации является создание такого органа местного самоуправления, как муниципальная стража.

Согласно соответствующему законопроекту, муниципальная стража должна заниматься обеспечением охраны порядка, профилактикой правонарушений, информированием руководства национальной полиции о совершенных или готовящихся преступлениях, охраной имущества, находящегося в коммунальной собственности, предоставлением отдельных видов правовой и социальной помощи. Кроме того, к ее компетенции относится контроль за: соблюдением земельного и природоохранного законодательства, благоустройством территории, соблюдением чистоты улиц, парков, скверов и придомовых территорий, парковкой автотранспорта, охраной памятников, организацией торговли, общественного питания и бытового обслуживания и т. д.

Для того чтобы выяснить, насколько готово украинское общество к внедрению муниципальной стражи и какими оно видит назначение и функции создаваемой структуры, был проведен социологический опрос в социальных сетях. Результаты его оказались более чем показательными.

Традиционно результаты опроса в социальных сетях являются менее репрезентативными по сравнению со многими другими видами количественно-качественных исследований. Точность и адекватность их результатов прямо пропорциональны количеству опрошенных, территориальному и тематическому охвату. К сожалению, есть вопросы, которые собирают недостаточное количество ответов и являются нерепрезентативными с точки зрения классической социологии, впрочем, полученные результаты довольно четко отражают общие тенденции, в территориальном разрезе или в контексте конкретных целевых групп.

Опрос о перспективах внедрения органа местного самоуправления «Муниципальная стража» проводился в течение 28–30 ноября 2015 года (в контексте внесения в парламент соответствующего законопроекта).

Целью было выяснить, насколько граждане осведомлены о специфике и особенностях работы создаваемого органа и его функциях.

В рамках опроса было охвачено: групп — 42 (тематические и региональные), пользователей — 477 425. Непосредственно посты вместе получили: лайков — 34, комментариев — 29, репост — 1. Среди охваченных пользователей приняли участие в опросе в целом — 144 человека, из них 58 высказались по первому блоку и 86 — по второму.

Общее количество респондентов незначительно. В этом случае данный факт свидетельствует о слабой осведомленности пользователей социальных сетей об исследуемой теме, а соответственно и небольшом интересе к перспективе внедрения муниципальной стражи. Прямым подтверждением тому являются и комментарии, в которых было очень много вопросов касательно самой структуры.

Для исправления ситуации по проведению опроса пришлось проводить разъяснительную работу в комментариях с цитированием нормативно-правовых документов и простых объяснений.

Комментарии к опросу

Общие выводы по результатам исследования свидетельствуют о таких тенденциях.

Анализ вопроса «Что, на ваш взгляд, представляет собой на самом деле муниципальная стража?» подтверждает упомянутый выше тезис о недостаточной осведомленности рядовых граждан о реальном назначении и сущности деятельности новой структуры.

Таблица 1. Осведомленность респондентов о «Муниципальной страже» в целом

Сенсационно высокий процент в Facebook (76,6%) и в «Одноклассниках» (30,2%) набрал вариант ответа «Незаконная вооруженная группировка». Некоторые опрошенные в комментариях указывали на связь муниципальной стражи с сепаратистскими структурами на Востоке Украины или с праворадикальными украинскими структурами (рис. 3). При этом указанное утверждение поддержали представители преимущественно восточных и западных регионов — соответственно 62,5% и 78,4% опрошенных. Группы представителей Юга и Севера проигнорировали этот вариант вообще. С позиции формальной логики последнее обозначает большую осведомленность в этом вопросе жителей указанных территорий.

Также довольно отрицательный результат, однако не такой, как в предыдущем, получил вариант «Это подразделение в структуре созданной Национальной полиции»: Facebook — 12,2% и «Одноклассники» — 48,3%. Выбирая такой вариант ответа, респонденты свидетельствуют о большей осведомленности в этом вопросе, впрочем, они недостаточно четко представляют себе содержание и смысл муниципальной стражи. Особенно интересно выглядит такое содержательное расхождение между пользователями Facebook и «Одноклассников».

В территориальном разрезе представители Востока (12,5%), Запада (14%) и Юга (20%) показали примерно одинаковые проценты, в то время как жители Севера дали втрое больше (75%). В этом случае такая тенденция не принципиальна, поскольку количество реальных ответов недостаточно, и очень высока вероятность погрешности.

Самым важным свидетельством вопиюще слабой осведомленности населения о прямом назначении муниципальной стражи стали процентные показатели варианта, что это орган местного самоуправления. 5,6% пользователей сети Facebook и 8,6% «Одноклассников» поддержали этот вариант. Как и в предыдущем случае, сеть, которая считается более интеллектуальной, проиграла, и люди преимущественно рабочих специальностей, домохозяйки и пенсионеры оказались более осведомленными. Впрочем, в целом небольшой процент по обоим случаям не дает возможности говорить об устойчивых тенденциях. Скорее всего, это лишь статистическая погрешность.

Рассматривая результаты ответов на вопрос «Чего вы ожидаете от практического внедрения «Муниципальной стражи», следует отметить, что значительная часть опрошенных в целом адекватно определила задачи, которыми должна заниматься муниципальная стража. В целом 38,6% пользователей Facebook и 41,5% опрошенных из сети «Одноклассники» поддержали вариант «Наведение порядка на улицах (мусор, благоустройство общественных мест и т. д.)». Восток проигнорировал этот вариант, опрашиваемые на Западе дали 39,1%, на Севере — 50%, на Юге — 42,9%. Пассивность в этом вопросе жителей восточного региона вполне понятна, потому что у них сейчас есть гораздо более насущные вопросы, чем чистота на улицах, а вот другие регионы достаточно четко сформулировали свои ожидания. Также достаточно четко поддержку выразили 23,5% тех, кто ответил в общенациональных группах.

Такую поддержку и единодушие целесообразно учесть и использовать для популяризации муниципальной стражи, а также для реальной работы этой структуры.

 

Таблица 2. Осведомленность респондентов касательно функций «Муниципальной стражи»

Также довольно значительный процент опрошенных — 13,5% в «Одноклассниках» и 26% в Facebook поддержали утверждение, что муниципальная стража должна отвечать за охрану правопорядка.

Тот факт, что охрана правопорядка оказалась фактически на втором месте после вопроса чистоты на улицах, свидетельствует о том, что сознание подавляющего большинства граждан пока не совсем воспринимает базовые принципы и содержательную сущность децентрализации и изменения системы государственного управления с переносом больших полномочий на уровень территориальных общин. Это означает, что следует значительно усилить информационно-разъяснительную работу в этом направлении с определением акцентов и преимуществ реформы децентрализации.

Меньше всего оказалось надежд на муниципальную стражу как на систему определенной правовой консультативной помощи и системного advocacy — представительства в официальных структурах интересов отдельных граждан. В Facebook — 3,6% и в «Одноклассниках» — 3,5%. В региональном разрезе этот вариант поддержали только на Западе, дав 6,5%. На общенациональном уровне доля поддержки составляет 2,5%. В то же время, среди услуг, оказываемых общественными и профильными муниципальными структурами в странах ЕС, такая помощь населению имеет важное значение и пользуется популярностью.

Контролирующие функции готовы делегировать муниципальной страже 19,2% опрошенных в сети Facebook. Респонденты в «Одноклассниках» проигнорировали этот вариант ответа.

Указанный вариант ответа свидетельствует о довольно рациональном подходе респондентов к проблеме определения функций и полномочий. В целом это достаточно весомая поддержка и ожидания со стороны населения в части выполнения контролирующих функций новым органом (рис. 4).

Функцию контроля работы местных бюджетных организаций поддержали 41,5% опрошенных из соцсети «Одноклассники» и 12,6% в Facebook. Такая поддержка свидетельствует скорее о желании реализации указанной функции, и почти половина менее осведомленных в юридических тонкостях представителей сети «Одноклассники» поддержала это. Представители Facebook в меньшей степени надеются на такой вариант.

Комментарии к опросу

Довольно значительный процент поддержавших функции контроля муниципальных и бюджетных структур свидетельствует о готовности принять и делегировать указанной структуре такие функции со стороны местных общин. На этом следовало бы акцентировать внимание в информационно-разъяснительной работе и учесть при внедрении системы муниципальной стражи.

Вместе с тем, значительное количество опрошенных негативно отнеслось к этой идее, что выразилось в добавлении деструктивных вариантов ответов и соответствующих комментариев. Это именно та часть населения, которая совершенно разочаровалась в перспективах реформ и не видит позитива в реальной жизни.

Комментарии к опросу

Общий вывод: широкие круги общественности почти ничего не знают о содержании и особенностях нового органа местного самоуправления «Муниципальная стража». Фактически эта идея не связывается с децентрализацией, а иногда даже рассматривается как элемент сепаратизма или определенные политические уступки России в плане федерализации. Вместе с тем, на уровне персонального опыта, собственного понимания и ощущения подавляющее большинство наиболее активного населения (пользователи социальных сетей) готовы к восприятию такой реформы и поддержанию ее в практическом смысле.

Рекомендации:

• усилить информационно-разъяснительную работу, уделяя равномерное внимание как содержательной, так и количественной стороне этого вопроса;

• привлекать активистов местных общин к обсуждению вопросов реализации проекта «Муниципальная стража» в СМИ и в режиме реальных встреч;

• привлечь к реализации проекта круг публичных лиц (в качестве спикеров), имеющих уважение и доверие в обществе — в первую очередь реальных героев Евромайдана и войны на Донбассе;

• осуществить несколько пилотных запусков проекта «Муниципальная стража» в ключевых регионах;

• провести изучение реального состояния дел в каждом регионе и разработать индивидуальные схемы внедрения системы «Муниципальная стража».


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter