Новости
Ракурс
Фото: ikprivatenet / pixabay.com

С сентября водителей ждут жесткие карательные санкции

18 мая 2018, 08:21

Проблема парковки в Украине не просто назрела — она давно перезрела. Законодатели, которым на самом деле все равно, есть ли где припарковаться рядовому водителю, постарались ее решить по-своему — введя более жесткое наказание за нарушения. Это похоже на ситуацию, когда человеку с серьезным заболеванием вместо устранения причины просто дают лекарства, нивелирующие симптомы. Поможет ли такая тактика лечения — вопрос риторический. Однако мы решили поинтересоваться у экспертов, к чему приведет уже узаконенное намерение наказывать автовладельцев гривной. Кстати — даже за то, чего они не делали.


.

Итак, с 29 сентября 2018 года начнут жестко наказывать автовладельцев, чей автомобиль будет припаркован не по правилам. Им обещают и возвращение эвакуатора (здесь сразу вспоминается экс-мэр Киева Леонид Черновецкий и его «эвакомафия», когда не столько забирали автомобили на штрафплощадки, сколько сбивали деньги с водителей, которые парковали авто не по правилам), и фото- и видеофиксацию нарушений, и «письма счастья» как ее следствие...

«Ключевым нововведением будет возможность составлять административный протокол в отсутствие водителя, — объясняет «Ракурсу» председатель одесского подразделения ОО «Национальная платформа безопасности движения» Алексей Костржицкий. — Для этого должностному лицу необходимо будет зафиксировать обстоятельства нарушения или эвакуации транспортного средства с помощью фото- или видеозаписи. Если нарушение совершил не владелец авто, то все равно именно ему нужно будет доказывать свою невиновность. За нарушения, совершенные автомобилями на иностранных номерах, ответственность возложена на лицо, которое ввезло авто в Украину».

 

Поведение на дорогах требует осовременивания

Наказывать водителя-нарушителя, который припарковал свой автомобиль в не предназначенном для этого месте, действующее законодательство позволяет и сейчас. На официальном сайте патрульной полиции указано, при каких обстоятельствах авто может быть эвакуировано. В частности, если полицейские обнаруживают автомобиль, который движется, останавливается или стоит с нарушением ПДД и существенно препятствует дорожному движению, они должны его задержать — вызвать эвакуатор и отправить на штрафплощадку. Причем если водитель появляется на месте уже после того, как полицейский вызвал эвакуатор, этот вызов отменяется и эвакуация не проводится, даже если эвакуатор уже прибыл.

Однако если сейчас патрульные полицейские не спешат бороться с водителями-нарушителями (разве что авто припарковано на местах для инвалидов), инициируя эвакуацию автомобилей, то осенью обещают взяться за них всерьез.

По словам юриста Владимира Караваева, наша проблема — даже не отсутствие мест для парковки автомобилей, а скорее непродуманная организация движения. В городах нет знаков и схем, которые показывали бы наличие парковки, даже если физически она есть. Поэтому автомобили оставляют там, где захочется. В странах Европейского Союза совсем другая практика: все необходимые указатели есть, нарушителям сразу выписывают штраф, а квитанцию оставляют на лобовом стекле. Новым законом в Украине хотят ввести аналогичный алгоритм действий. То есть практика эвакуации автомобиля, который существенно мешает дорожному движению, не нова. Но в законе изменена формулировка «существенно мешает» — теперь она содержит все конкретные случаи нарушений, когда автомобиль может быть эвакуирован.

Фото: lucawolf0 / pixabay.com

Если мы идем в Европу, то надо идти

Здесь хочется вспомнить тот период, когда на водителях откровенно зарабатывали эвакуаторы Черновецкого (2008–2010 годы). Летом 2008-го Леонид Черновецкий пафосно декларировал, что возвращение к практике эвакуации позволит уменьшить пробки минимум на 20%. С осени того же года эвакуаторы начали работать круглосуточно. Их работу тогда должно было обеспечивать коммунальное предприятие «Киевпарктранссервис».

Как они «работали», столичные водители помнят до сих пор. Мне же в память намертво врезался случай, когда одна такая бригада бравых мужчин в районе книжного рынка «Петровка» погрузили на эвакуатор автомобиль с ребенком, которому не исполнилось и года. Что пережили тогда родители, даже представить трудно. Причем случаи, когда эвакуатор «не замечает» в салоне ребенка, — не только наша реальность. Такое бывает и в европейских странах, с той лишь разницей, что там за это несут ответственность.

Потом эвакуаторы запретили, а в 2015 году — вместе с законом о Национальной полиции — снова попытались вернуть. Тогда прежде всего планировали эвакуировать автомобили, припаркованные на остановках общественного транспорта, на перекрестках и трамвайных путях, а также если припаркованные автомобили существенно мешали движению других транспортных средств. Однако поскольку не было четкого определения, когда именно они «существенно мешают» (это должны определять полицейские по своему усмотрению), с этим тоже возникали проблемы: водители вместе с правозащитниками доказывали, что в законе нет нормы о временном задержании автомобиля. Зато есть норма о перемещении транспортного средства, то есть, условно говоря, автомобиль-нарушитель не на штрафплощадку нужно везти, а просто переместить с того места, где он мешает движению, туда, где не будет мешать.

Понятное дело, что никто таким не занимался. Но теперь автовладельцам обещают на самом деле жесткие нормы и обязательное наказание. Правда, беда в том, что наказывать собираются не того, кто был за рулем и совершил нарушение, а именно владельца автомобиля, который может ни сном ни духом ни о чем не знать. Поэтому некоторые эксперты склоняются к мнению, что в наших реалиях это может дать не совсем те (или совсем не те) результаты, на которые рассчитывали авторы закона.

«Такие разговоры сейчас ни к чему, — считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. — Украинцы выбрали европейский вектор развития, значит, его и нужно придерживаться. А новый закон о нормировании сферы парковки автомобилей полностью соответствует практике европейских стран и аналогичен законодательству, действующему там в этой сфере. А есть страны, скажем, Япония, где вам даже не продадут автомобиль, если вы не предоставите справку, что располагаете отдельным парковочным местом. Я когда еду в Европу на автомобиле, всегда учитываю вопрос парковки: и ни в Вену, ни в Варшаву обычно на машине не заезжаю — оставляю ее за городом в кемпинге, а потом на общественном транспорте добираюсь туда, куда мне нужно. И делаю это именно потому, что в городе у меня могут возникнуть проблемы с парковкой».

Фото: CC0 Public Domain

Карательно-ограничительные нормы — вовсе не реформа

«Символично, что закон о реформировании системы парковки содержит преимущественно карательно-ограничительные нормы и не имеет никаких принципиальных положений о реальных реформах в этой сфере, — отмечает в комментарии для «Ракурса» киевлянин Олег Стрекаль с 30-летним водительским стажем. — Количество автомобилей ежегодно растет, однако о создании дополнительных парко-мест, перехватывающих парковок на въездах в города, систем парковочных навигаторов, которые направляли бы водителя к свободной парковке, в законе не упоминается. Только запретить, наказать, задержать автомобиль...»

По его убеждению, в украинских реалиях закон превратится в издевательство над водителями и выбивание дополнительных денег. «Появляется мощная фигура — инспектор по парковке. Он может все: фиксировать нарушения, рассматривать дела об административных правонарушениях и, самое главное, временно задерживать автомобиль. То есть грузить на эвакуатор и вывозить на площадку, — подчеркивает автомобилист. — Создается впечатление, что закон лоббировали именно будущие инспекторы по парковке. Прекрасный бизнес: создаете коммунальное предприятие, набираете туда ребят спортивной внешности, покупаете им рулетки, чтобы было чем измерить, за сколько метров, скажем, от перехода остановился автомобиль (а как человек должен определить это на глаз, непонятно), эвакуаторы — и зарабатываете копейку».

Так или иначе, но коррупционная составляющая в этом законе присутствует однозначно. И неурегулированных проблем, несмотря на попытку якобы реформировать сферу парковки, остается немало. Прежде всего, по мнению Алексея Костржицкого, таким же коррумпированным остается вопрос аренды площадок для парковки у города. «Арендаторами из года в год являются одни и те же операторы парковок, — отмечает эксперт. — Они самостоятельно определяют стоимость парковки, ограничивают транзитный проезд автомобилей. При этом в бюджет города поступают мизерные отчисления».

Автомобилист из Стрыя Юрий Ганусяк в социальных сетях возмущается: зачем местной власти вообще создавать парковки, если нехватка парко-мест приведет к штрафам, которые в сотни раз больше, чем стоимость парковки автомобиля? «А парко-места ведь не только создать надо, но и обслуживать, — напоминает автолюбитель. — А так не нужно ничего делать, только собирать штрафы. Хотя на самом деле наказывать гривной нужно только при наличии мест для парковки, а не просто устанавливать знаки «Стоянка запрещена».

Почему дискриминацию автомобилистов превращают в норму?

Кстати, если речь идет о соответствии нового закона именно конституционным нормам, то отечественные юристы уже нашли немало нюансов, которые вызывают множество вопросов. По словам автоадвоката Вадима Володарского, в Конституции сказано (ст. 52 ч. 2), что никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушение. «Речь идет о том, что любая юридическая ответственность привязывается, во-первых, к совершению конкретного деяния конкретным лицом. А во-вторых, это деяние должно в момент его совершения признаваться законом как правонарушение, — объясняет юрист. — Что мы видим в отношении транспортных средств? Владение автомобилем прямо предусмотрено законом как право лица. Передача управления другому лицу, если это лицо имеет водительское удостоверение, — тоже законная вещь. То есть оба действия являются правомерными. А если это так, то юридическая ответственность невозможна».

Адвокат отмечает, что согласно ч. 2 ст. 61 Конституции юридическая ответственность носит индивидуальный характер. А это значит, что для привлечения к ответственности необходимо установить личность нарушителя. Привлекать «коллективно» владельцев транспортных средств к ответственности невозможно. «Хотел бы напомнить, почему прекратилась практика рассылки «писем счастья» в 2010 году, — говорит Володарский. — Потому что в декабре 2010-го Конституционный суд признал неконституционной тогдашнюю ст. 14-1 КУоАП, которая регулировала этот процесс. Но не просто принял решение о неконституционности конкретной нормы, а еще и сформулировал в своем решении четкую правовую позицию по этому вопросу».

Речь идет о том, что помимо уже названных статей Конституции КСУ сослался на принцип верховенства права, согласно которому конституционные нормы как нормы прямого действия, имея высшую юридическую силу, гарантируют защиту прав и свобод всех граждан Украины — будь то пешеход, автомобилист, рядовой украинец или народный депутат. «При этом неотъемлемой частью верховенства права является принцип правовой определенности, когда человек для прогнозирования правовых последствий своих действий (и перспектив привлечения к ответственности тоже) должен иметь возможность отличить правомерное поведение от противоправного, — добавляет эксперт. — И нетрудно понять, что если гражданин правомерно владеет автомобилем, правомерно передает другому человеку управление им, а перспектива привлечения к ответственности зависит от поведения этого другого человека, на что владелец автомобиля повлиять не может, то этот принцип грубо нарушается».

Решение проблемы только за счет карательных санкций, без предоставления альтернативной возможности для водителя не превращаться в нарушителя, да еще и когда эти законодательные нововведения не вполне попадают в ногу с конституционными нормами, на европейский путь как-то не похоже.

 

Мария ХВОЩ


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter