Новости
Ракурс
Фото: maxpixel.net

Крещение Руси: час Ч

Станет ли празднование в Киеве 1030-й годовщины этого события последним для церкви Московского патриархата?

27–28 июля по всей Украине пройдут масштабные торжества в честь 1030-й годовщины крещения Руси. Дата как будто и круглая, но на полноценный юбилей, учитывая тысячелетнюю историю события, никак не тянет. Так почему же нынешнее празднование стало одной из топовых новостей в информпространстве? Да в первую очередь потому, что за последние четыре военных года каждое 28 июля становится ожидаемой датой Ч — может, не такой очевидной, как 9 мая, но все-таки поводом для сепаратистов всех мастей в очередной раз заявить о себе: там «дедывоевали», здесь «дедыправославные».

Итак, что празднуем? Некую условную дату, когда, согласно Повести временных лет, киевский князь Владимир, крестившийся накануне в Херсонесе, одним прекрасным летним днем загнал язычников-киевлян в Днепр и заставил их принять христианство. Историки и посейчас спорят, насколько именно это число — 28 июля — можно считать достоверным. Однако дата эта официально стала таковой… почти одновременно в Украине и в России. Причем мы Россию обошли на повороте. В Украине «День крещения Киевской Руси — Украины» учредили указом президента Виктора Ющенко 25 июля 2008 года (указ №668/2008). Тогдашний патриарх УПЦ МП Алексий II обратился к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву еще 14 июня 2008-го, но медвед… в общем, Медведев с премьером, бессменным Пу, долго чесали репы и только в августе 2008-го поручили разработать законопроект для установления памятной даты — Дня крещения Руси. Дата 28 июля была утверждена там у них аж в мае 2010 года. К большой досаде кремлевских карликов, даже если дату исторического крещения можно прибрать к рукам, то уж место — никак. Можно поставить на Москве-реке хоть двадцать памятников святому равноапостольному князю Владимиру — все равно памятное событие произошло в Киеве.

Впрочем, может быть, в Москве это обстоятельство вовсе не считают досадным. Наоборот: это дает почти законный повод устроить в столице чужого государства под видом «праздника торжества православия и духовности» очередное агитационное мероприятие «русского мира». Но нельзя исключить,  что в нынешнем году это будет последний повод.

 

Не стану пересказывать общие места о том, как в 1992 году произошло разделение Украинской православной церкви на Киевский и Московский патриархаты, как Московский патриархат не признал этого разделения. Добавлю лишь, что есть предположение, что это разделение было спровоцировано искусственно российскими спецслужбами: ведь после обретения Украиной независимости начала укреплять свои позиции Украинская автокефальная православная церковь, которая действительно никаким боком не имела отношения к советским органам. Таким образом, Киевский патриархат был создан для того, чтобы оттянуть от нее патриотически настроенных верующих. Это с блеском удалось. Но вот незадача: за 26 лет своего существования УПЦ КП действительно стала организацией-противовесом московским агентам влияния в рясах.

И хотя с начала войны количество прихожан УПЦ МП стало резко уменьшаться, до сих пор таковыми себя считают, по данным разных социологических исследований, до 10% прихожан. В стране, где православие является доминирующей религией, это — огромная цифра. Поэтому обращение президента к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой создать Украинскую поместную автокефальную церковь, которая объединила бы УПЦ КП, УАПЦ и приняла бы под свое крыло тех священников УПЦ МП, которые бы этого пожелали. Вселенский патриарх принял эту инициативу благосклонно. В субботу он по приглашению Петра Порошенко почтит своим присутствием торжества по поводу 1030-й годовщины крещения Руси, и это будут исключительно мероприятия УПЦ КП. Вряд ли ожидаемый Томос, грамота о представлении автокефалии, будет вручена именно в этот день, но, кажется, все идет к тому, что событие это — не за горами.

Надо сказать, что кроме мощного оружия в идеологической войне, церковь — это еще и очень прибыльный бизнес. И, теряя приходы в Украине, УПЦ МП теряет, соответственно, деньги, и деньги огромные. Вспомните новость о том, как на днях у священника Киево-Печерской Лавры, ехавшем в поезде Киев-Москва, на границе изъяли валюты на 1,5 млн (!) грн. И это, боюсь, единичный случай.

Впрочем, священнослужители УПЦ МП просто так сдаваться не собираются. Так, на совещании, состоявшемся в той же Киево-Печерской Лавре, глава УПЦ МП блаженнейший митрополит Онуфрий, как сказано на официальном сайте УПЦ МП, «опроверг информацию о том, что канонический механизм преодоления раскола в украинском православии уже якобы окончательно согласован, а текст Томоса об автокефалии Украинской церкви составлен». В свою очередь «голос из Москвы» — патриарх Московский и всея Руси Кирилл еще в 2016 году заявлял: «Украинскую церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта... Наша церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине («НА Украине!» — Ред.) и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси…»

Честно говоря, звучит это примерно как в известной комедии: «Я всегда буду помнить о вас, везде вас найду…»

…Но вернемся к празднованиям. Украинская автокефальная православная церковь провела торжественный молебен и крестный ход еще 24 июля, в день святой княгини Ольги и в день рождения первого патриарха УАПЦ Мстислава.

Украинская автокефальная православная церковь провела торжественный молебен и крестный ход 24 июля. Фото: church.net.ua

Что до остальных столичных торжеств, то вечером 27 июля начнется ночное богослужение во Владимирском соборе Украинской православной церкви Киевского патриархата, а утром 28 июля состоится Божественная литургия, затем — крестный ход от Владимирского собора через Софийскую и Михайловскую площади до Владимирской горки.

УПЦ МП, в свою очередь, запланировала шествие к Владимирской горке 27 июля, а торжественное богослужение возле Киево-Печерской Лавры — на 28-е число.

И знаете, какую удивительную вещь я обнаружила, отыскивая программу мероприятий? На нескольких сайтах (например, «КиевВласть» и «Главред») анонсируются… только мероприятия УПЦ КП. Причем называется сия организация просто Украинской православной церковью. Хотелось бы надеяться, что в изданиях просто не разбираются в церковных тонкостях.

А вот часть «неопределившихся» верующих, которые действительно неотчетливо представляют себе различия между церквами, вполне может прочитать объявление и с самыми лучшими намерениями отправиться создавать массовку именно туда, куда нужно.

Кстати о массовке. Заявленное количество участников и от УПЦ КП, и от УПЦ МП примерно одинаково — по 100 тыс. человек. Именно эта цифра обнародована пресс-службой полиции Киева. Обеспечение безопасности мероприятий ляжет на плечи 5 тыс. правоохранителей. И задача перед ними будет стоять серьезная. Ведь формированием ядра массовки от УПЦ МП занимается депутат Вадим Новинский, в прошлом — российский бизнесмен, гражданин Украины с 2012 года, младший партнер Рината Ахметова, на выборах 2014 года избранный народным депутатом Украины VIII созыва от «Оппозиционного блока». К тому же Новинский — ревностный прихожанин УПЦ МП, в этом вы можете убедиться, просто зайдя на его страницу в Фейсбуке. А выводы делайте сами.

В свою очередь, на мероприятия, анонсированные УПЦ МП, собираются активисты некоей праворадикальной организации С14. По крайней мере, об этом глава организации Сергей Мазур сказал в интервью изданию «Обозреватель». Цитирую: «Мы будем следить за тем, чтобы не было провокативной антиукраинской символики, чтобы не было лозунгов». В этом контексте активист сообщил о том, что «каждый раз во время крестных ходов поют имперские песенки про Николая II и прочее».

С14 (Січ) — очень интересная структура, которая декларирует «акции прямого действия против украинофобов, коммунистов, социалистов, левых активистов и ромов» (по крайней мере, так говорит Википедия). И вот как-то подозрительно часто они устраивают шумные акции именно в Лавре. Например, 3 апреля нынешнего года представители С14 явились в Лавру искать… сепаратистов! И вот еще какая замечательно интересная деталь: о «наезде ультранационалистов на святыню православия» писали такие своеобразные издания, как «Страна.ua», «Гордон», «news24», «Вести» и даже сайт DNR-news, где сказано, что в Лавру пришли «неонацисты».

И опять — выводы делайте сами. Просто сложите два и два и подумайте, кому выгодна новая картинка нападения «фашистов» на мирных верующих, преимущественно женщин, детей и стариков?

«Что делать? Главное, спокойствие, — пишет в своем ФБ политический аналитик и известный блогер Helgi Sharp. — Весь расчет на провокации со стороны крайне правых. Это последняя «демонстрация силы» и агония гундяевского братства. Если мы не допустим столкновений и толерантно переварим этот момент, Томос точно будет наш. Поведемся на провокацию — создадим впечатления неготовности к цивилизованному решению этого вопроса».

И напоследок — еще немного истории. Даже тогда, тысячу лет назад, принятие Киевской Русью христианства было, скорее, политическим ходом, чем актом духовности. Что касается внутренней политики, то переход от языческого многобожия к единобожию — закономерный этап в развитии государства, и тут Владимир Святой мало чем отличается от египетского фараона Эхнатона, провозгласившего в Египте культ единого солнечного бога Атона. Впрочем, отличается. Эхнатон реформировал родной египетский пантеон, а Владимир не провозгласил верховным божеством Хорса или Перуна, а обратился к авраамической традиции, выбрав восточную ветвь христианства. А вот причиной этому была уже внешняя политика: принятие христианства было в X веке для Киевской Руси своего рода «вхождением в Евросоюз», ведь в Средневековье религия была главной идеологической доктриной государства, а Западная Европа уже довольно давно отказалась от своих Юпитеров, Одинов и Таранисов. Сегодня религия в числе идеологических рычагов влияния, надеюсь, уже… эээ… не такая главная, однако и по сей день занимает одно из первых мест.

Киевляне, между прочим, согласно сохранившимся источникам, от крещения были не в восторге. А рассказ о бедном деревянном идоле Перуна-громовержца, которого сволокли по Боричеву узвозу (нынешнему Андреевскому спуску) и бросили в Днепр, остался в Киевской топонимике: киевляне, будущие христиане, плача, бежали за Перуном, которого несло течение, от речного вокзала практически до Южного моста с плачем: «Выдыбай, боже!», и в месте, где деревянный идол был выброшен на берег, был построен… христианский монастырь. «Станция Выдубичи!» — механический голос в киевском метро до сих пор напоминает о тех событиях. О торжестве православной духовности, так сказать.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter