Дебальцево: история о героизме и трусости
https://racurs.ua/2297-debalcevo-istoriya-o-geroizme-i-trusosti.htmlРакурсДебальцево, февраль 2015 года.
География и время событий не нуждаются в особом описании. Еще не у одного поколения украинцев Дебальцево будет откликаться горькой ассоциацией и вопросом, так и оставшимся без вразумительного ответа. История старшего лейтенанта Евгения Ткачука — тоже не ответ на этот вопрос, но уж точно его неотъемлемая часть.
С конца января в районе железнодорожного узла Дебальцево шло наступление «повстанцев» — с применением танков, тяжелой артиллерии и реактивных систем залпового огня.
Изгиб линии фронта, образовавшийся в результате освобождения ВСУ части территории, был обречен на «выравнивание» ввиду превосходящих сил противника и иных непреодолимых обстоятельств. Но все понимающие люди врастали здесь в свою многострадальную землю, пробираемые до костей февральским холодом, осознанием неотвратимости и предчувствием ее масштаба.
Эта история произошла в селе Коммуна, между Углегорском и Дебальцево Донецкой области.
Командир противотанковой батареи 25-го отдельного мотопехотного батальона Евгений Ткачук получил от своего начальника боевое задание руководителя сектора «С» в зоне АТО.
Место — западная окраина города Дебальцево. Задача — используя противотанковое вооружение, занять две огневые позиции рядом с селом Коммуна Донецкой области; не допустить прорыва бронированной техники и живой силы противника по направлению Углегорск — Дебальцево; обеспечить огневой поддержкой позиции 128-й отдельной механизированной бригады в случае попытки прорыва противника; находиться в состоянии постоянной боевой готовности для выполнения заданий резерва сектора «С» в зоне АТО.
Подразделение также должно было расчищать дорогу перед атакой наших штурмовых групп или прикрывать огнем в случае отхода.
Отход на север
Получив приказ, старший лейтенант Ткачук отправил подчиненных в разведку. Судя по материалам дела, разведка главным образом заключалась в опросе местных. Одна из них поведала о том, что готовится уничтожение личного состава противотанковой батареи 25. Откуда такая информированность или вера в нее у наших военных, осталось за кадром.
Под впечатлением от услышанного, наверное, слишком буквально восприняв расхожее утверждение о том, что лучший бой — тот, которого не было, командир противотанковой батареи старший лейтенант Ткачук, сформировав вопреки приказу колонну военной техники с личным составом в количестве 53 военнослужащих, вместе с ними оставил поле боя.
Во время боя из зоны АТО они вышли вместе с военной техникой, оружием и боеприпасами!
Своего непосредственного командира старший лейтенант поставил перед фактом смс-сообщением. Информировал, что выводит батарею из опасного места.
Подчиниться требованию руководства АТО вернуться к месту выполнения боевого задания отказался.
Колонна выдвинулась в направлении места постоянной дислокации военной части в городе Десна Черниговской области. Зону АТО покинули через Артемовск и Славянск.
СПРАВКА
Вооружение, вывезенное 1 февраля 2015 года из Дебальцево подразделением противотанковой батареи в/ч пп В0676:
Оружие:
100-мм противотанковая пушка МТ-12 «Рапира» — 2 шт.
Пусковая установка «Фагот» — 13 шт.
Противотанковый гранатомет — 3 шт.
Автоматический гранатомет на станке — 3 шт.
Автомат Калашникова модифицированный — 49 шт.
Пистолет Макарова — 4 шт.
Пулемет Калашникова танковый — 1 шт.
Боеприпасы:
Короба к автоматическому гранатомету — 13 шт.
Ракеты «Фагот» — 59 шт.
Выстрелы для станковых противотанковых гранатометов — 222 шт.
Снаряды для МТ 12 — 32 шт.
Патроны калибра 7,62 — 28 000 шт.
Гранаты РГД — 20 шт.
Автомобильная техника:
Автомобили УАЗ — 2 шт.
Автомобили КАМАЗ — 1 шт.
Автомобили ЗИЛ — 3 шт.
Прицеп к автомобилю КАМАЗ — 1 шт.
Прицеп к автомобилю «Урал» — 1 шт.
Прицеп к ЗИЛу — 1 шт.
Малый тягач линейный бронированный — 1 шт.
Демарш старшего лейтенанта, говоря официальным языком, привел к тяжелым последствиям в боевой обстановке, срыву качественного исполнения боевого приказа, созданию угрозы дестабилизации обстановки в направлении Дебальцево и удержания линий столкновения сторон. Кроме того, к снижению эффективности противодействия диверсионно-разведывательным группам на территории освобожденной Донецкой области.
Колонна была остановлена Военной службой правопорядка аж в городе Изюм Харьковской области.
Преступление и наказание
В суде обвиняемый Ткачук вину признал полностью. Что самовольно покинул место службы и поле боя во время боя, отошел от занимаемых позиций, уклонился от боя и отказался вернуться к месту выполнения боевого задания.
Сказал, что искренне раскаивается в содеянном и сделал для себя соответствующие выводы.
Ткачук был осужден к шести годам лишения свободы. По иронии судьбы, попал под амнистию как участник боевых действий. На основании Закона Украины «Об амнистии в 2016 году» освобожден от отбывания назначенного наказания.
Наверное, гражданским трудно судить о таких вещах, но преступление и наказание кажутся в этом случае очень трудно сопоставимыми.
Арифметика надежды
И все же есть в этой истории глава, которая не просто вселяет надежду. Она дает уверенность, что несмотря ни на что — ни на коварство внешних и внутренних врагов; усталость от народа, порой равнодушного к самому себе, и жесткий прагматизм внешних друзей; варварство очередной, в который раз выбранной нами от безысходности высшей политической власти и тех, кто к ней прилип; несмотря на эпидемию безмолвного отчаяния и почти утраченную надежду, — у народа, а значит, и страны все равно остается шанс.
Четыре человека не покинули позицию и остались выполнять поставленную боевую задачу.
Командир пушки солдат Александр Чекмаз, старший наводчик противотанковой пушки сержант Виталий Черныш, солдаты Игорь Павлович и Роман Резниченко.
Рискуя жизнью, понимая, что их командир проявляет трусость, они остались на позиции. Без огневой поддержки, имея в своем распоряжении всего одну 100-мм противотанковую пушку МТ-12 «Рапира», они уничтожили два танка противника, начавшего наступление в районе Дебальцево, воспользовавшись тем, что большая часть бойцов покинули позицию.
В этой истории, расследованной военной прокуратурой, один предал себя и товарищей. 53 подчинились его приказу, положа руку на сердце, прекрасно понимая, что происходит на самом деле.
Четверо, осознавая реальную ситуацию, в которой они оказались, остались выполнить свой долг. Еще трое вернулись к ним, все же покинув караван, сбежавший с поля боя.
Эти цифры гораздо показательнее и честнее любых соцопросов. Потому что вместо галочек в строке бойцы вписывали свои имена. А на вопрос, готов ли ты стоять насмерть, чтобы враг не прошел дальше, есть только два варианта ответа, и графы «не определился» там нет.
Да, большая часть бойцов оказались ведомыми, которые всегда найдут себе оправдание. Но семеро стали героями. Оптимистичная статистика.
Все семеро пережили трагедию Дебальцево.
Выбор истории
На каждом участнике эта история оставила свой след. На ком-то — клеймо, которое не скрыть ни бинтом «зато живой», ни повязками «вывел людей и технику».
Кого-то она будет согревать лучше любых орденов и публичного признания, придавая силы, веру в себя и того, кто рядом, потому что внешнего здесь так же мало, как бывает в мужестве или смерти.
Когда-нибудь их немолодые поседевшие жены расскажут эту историю внукам. Не очень-то одобряя мужей, но давно простив им то отчаянное «безрассудство» лишь за то, что все-таки вернулись…
И то, и другое каждому из участников истории — на всю оставшуюся жизнь и, пожалуй, нет ни большего наказания, ни большей награды.
А для остальных она — чтобы помнили. Чтобы не забывали среди всех наших «зрад» и «перемог» немногим известный и понятный ежедневный страшный неблагодарный труд стойко тянущего свою лямку Солдата, который в предложенных судьбой обстоятельствах делает то, что в его силах. И еще — вряд ли сладкую работу военных прокуроров в зоне АТО-ООС. Всех этих обычных людей с их ежедневными проблемами, хлопотами, радостью и болью, мало похожей на парад работой, благодаря которой мы имеем возможность говорить: наша земля, моя страна и мой народ. Людей, каждый день заслоняющих нас собой от большой беды и искушения «договариваться хоть с чертом».
Редакция выражает признательность за предоставленные материалы бывшему первому заместителю военного прокурора сил АТО, подполковнику Виталию Панченко.