Ракурсhttps://racurs.ua/
Кадастр как зеркало земельных преступлений
https://racurs.ua/295-kadastr-kak-zerkalo-zemelnyh-prestupleniy.htmlРакурсВскоре после появления во всемирной сети Публичной кадастровой карты (ПКК) эксперты общественной организации «Национальный экологический центр Украины» только в Киевской области увидели многочисленные правонарушения порядка выделения земель. В 28 объектах природоохранного фонда выявили незаконные застройки.
.
Больше всех в Киевской области пострадал Орнитологический заказник местного значения «Пирновский», расположенный в селе Пирново Вышгородского района. Он был создан в 1987 году для охраны колонии серых цапель. Дело в том, что эти птицы в течение десятилетий используют одни и те же гнезда на одних и тех же деревьях. В орнитологическом заказнике в разные годы насчитывалось от 80 до 100 гнезд серых цапель. Теперь вместо их гнезд — семейные гнезда каких-то «очень важных птиц». На берегу тихой Десны среди дикой природы выросли коттеджи. На публичной кадастровой карте хорошо видно, что зеленый фон заказника площадью 5 га обильно усеян голубыми прямоугольниками выделенных под застройку участков. Почти половина земель этого заказника отдана состоятельным людям, предпочитающим жить на природе, в экологически чистой среде.
Экологи сразу же написали заявление в Генеральную прокуратуру Украины, в котором указали все 28 случаев застройки в природоохранных зонах области. Генпрокуратура подтвердила нарушения, но только в трех случаях. А что с остальными «невыявленными» участками в заказниках, на которых тоже возвышаются коттеджи? Они законны или их вообще нет? «Странно, что на карте они есть, а Генпрокуратура их не видит», — с горечью в голосе сказал Алексей Василюк, заместитель председателя организации «Национальный экологический центр Украины», в эфире Первого телеканала, наверное, надеясь, что кто-то все-таки его услышит. Кстати, желающих поселиться в заповедниках и в прибрежных зонах, где земли тоже запрещено выделять, — пруд пруди. И не только в Киевской области. Поэтому для экологов и других неравнодушных граждан работы хватит. Главное, чтобы надзорные органы захотели увидеть нарушения законодательства.
Конечно, сами по себе скрин-шоты ПКК не могут быть доказательством в суде. Но их можно использовать в качестве основания для проверки законности приватизации или способов использования того либо иного земельного участка. Об этом в эфире телеканала ICTV сказал д. ю. н. Павел Кулинич: «Если при использовании Публичной кадастровой карты кто-то обнаружил факты застройки земельных участков или их использования в местах, где они не должны выделяться, это может быть первым шагом к получению официальной информации о таких земельных участках, которую потом можно будет использовать уже при подаче судебных исков для прекращения каких-либо противоправных действий в сфере земельных отношений».
Для того чтобы обратиться в правоохранительные органы с заявлением о подобном правонарушении, совсем необязательно быть представителем какой-либо организации. Заместитель декана юридического факультета Киевского национального университета имени Т. Г. Шевченко Анатолий Мирошниченко, д. ю. н., напоминает: «Каждый гражданин имеет право обращаться с заявлением-сообщением о совершенном уголовном правонарушении или с заявлениями в соответствующие инспекции о выявленном административном правонарушении». И советует при обнаружении фактов нарушений на ПКК ссылаться на положения ч. 1 ст. 214 Уголовного процессуального кодекса Украины, где речь идет о том, что «следователь, прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов после подачи заявления, сообщения о совершенном уголовном правонарушении или после самостоятельного обнаружения им из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать о совершении уголовного правонарушения, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование».
Для того чтобы обращение было более действенным, следует обращаться с заявлениями не только в прокуратуру, но и в райотдел милиции, областное (районное) отделение Центра Государственного земельного кадастра, областное (районное) Госземагентство, Министерство экологии и природных ресурсов, Госсельхозинспекцию. На каждом заявлении указывайте, куда направляются копии, возможно, это заставит ведомства хоть как-то отреагировать.
Кстати, при помощи ПКК можно исследовать не только земельные преступления, но и нарушения, связанные с пользованием природными ресурсами. На одном из слоев ПКК — ортофотопланах (оцифрованных фотоснимках, сделанных с самолета и перенесенных на карту) можно увидеть то, чего в упор не замечают правоохранители: территория Донецкой и Луганской областей покрыта какими-то загадочными «лунными кратерами». Можно, конечно, предположить, что это следы какой-то неизвестной науке метеоритной бомбардировки, но более вероятной выглядит версия о множестве так называемых копанок, из которых незаконно добывают уголь жители местных поселений. Не уверена, что у нас есть право осуждать людей, для которых такое незаконное дело — единственный источник существования, по крайней мере, ничего другого наше государство этим обездоленным людям пока не предложило. С точки зрения закона, они, безусловно, нарушители, с точки зрения человечности — вряд ли.
Но есть преступления, действительно заслуживающие расследования. Это коррупционные деяния чиновников, которые до недавнего времени были царьками на земле и нарезали участки желающим где можно и где нельзя, конечно, не за так.
В настоящее время общественность может хотя бы контролировать действия власти по распоряжению землей. Органы местного самоуправления обязаны обнародовать, публиковать решения о выделении земельных участков. На ПКК можно увидеть, что это за участок, где он находится, совпадают ли его расположение и размер с тем, что декларируется распоряжением властей.
«Имея информацию с ПКК о землях частной и коммунальной собственности, община может прогнозировать, есть ли земли на продажу, и таким образом способствовать наполнению бюджета. Например, община видит, что есть земли на продажу. Их можно продать и этим пополнить бюджет. А не проводить бесплатную приватизацию. Община через депутатов местных советов или даже через личные обращения в местные советы может задать вопрос: если у вас нет денег больницы-школы отремонтировать, так для чего вы эту землю держите? При условии такого контроля община снижает уровень коррупции», — считает Сергей Кубах, директор проекта Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра».
Но «бесплатная» земля, якобы безвозмездно выделяемая какому-то счастливчику, конечно, таковой не является. За нее платят и очень дорого. Но эти деньги попадают вовсе не в местные бюджеты.
Господин Кубах говорит: «Было бы лучше, если бы община не констатировала факты нарушений, а вносила предложения о путях развития природоохранных мероприятий, о распоряжении землей. Община должна привыкать к участию в управлении земельным ресурсом. ПКК — действенный инструмент для этого».
Община не констатировала бы фактов нарушений, если бы их не было. А они все же есть. Но есть и надежда, что отныне земельные преступления и должностные злоупотребления станут более заметными. Еще недавно местные органы земельных ресурсов чувствовали себя, мягко говоря, самодостаточными структурами, где каждый наделенный властью чиновник сам решал, что законно, а что нет, и устанавливал собственные правила выдачи актов на землю. Теперь эти органы стали частью единого общенационального механизма. Единая электронная кадастровая система позволяет центральному офису в режиме онлайн следить за работой каждого из районных офисов, которых в Украине почти 600.
«Фактически мы наблюдаем процесс вплоть до каждого кадастрового регистратора. Ежедневно мы делаем три среза выполнения основных функций системы (регистрация, присвоение кадастровых номеров, предоставление выписок) на 9, 14 и 18 часов. Это позволяет нам наблюдать, что происходит не только в каждом регионе, но и в каждом районе Украины», — рассказывает генеральный директор Центра ГЗК Андрей Тарнопольский.
Каждый кадастровый регистратор со своего рабочего места входит в систему под собственным логином и паролем. Поэтому система фиксирует, кто и когда работал с конкретным заявлением. Все можно отследить. Когда операция завершена, регистратор заверяет ее цифровым ключом. Это — гарантия защищенности данных. После подписания заверенные документы хранят на серверах.
«У нас на каждом рабочем месте регистратора стоит программное обеспечение по криптологической защите — это шифрование. А на сервере — такое же программное обеспечение и устройство, которое производит дешифрование для того, чтобы эти данные оказались в системе», — рассказывает Андрей Тарнопольский.
Система фиксирует, какие операции с данными осуществляют специалисты, проверяет их правильность и сроки выполнения. Система не позволяет регистратору медлить с выполнением работы. Все заявления обрабатываются поочередно. Перед началом работы регистратор видит на компьютере уже принятые заявления от граждан, каждое из которых имеет цветную отметку. Закон определяет срок регистрации — 14 дней, поэтому система подсказывает, сколько дней осталось до дедлайна. Если половина срока регистрации документов уже истекла, компьютер помечает заявление желтым цветом, а если до конца осталось менее четырех дней — красным.
Если регистратор не успевает в установленный законом срок, и система подает красный сигнал, работу, даже начатую коллегой, может выполнить другой регистратор. То есть, садясь за рабочий стол, регистраторы выбирают самое срочное заявление. А еще система позволяет регистратору проанализировать свою работу за вчерашний день и спланировать следующий день. За всем этим внимательно следит центральный офис.
«Сегодня никто никого не отвлекает. В автоматическом режиме три раза в день делается срез системы по всем интересующим нас данным. Если, например, нас будет интересовать, сколько и с каким целевым назначением зарегистрировано участков, — мы сможем это увидеть», — добавляет Андрей Тарнопольский.
Всемирный банк, выделивший средства на создание Национальной кадастровой системы, — очень доволен. В документе, подготовленном по результатам изучения функционирования системы, эксперты Всемирного банка отметили, что она «практически устраняет излишнюю бюрократию, способствует упрощению процедур и сокращению бюрократических шагов на пути регистрации прав собственности, резко уменьшает затраты времени на предоставление услуг общественности, устраняет задержки и уменьшает стоимость услуг».
Эксперты отметили, что «новая система способствует повышению прозрачности данных о правах собственности, привлечению общественности к улучшению качества данных и повышению ответственности поставщиков услуг».
Теперь, по словам экспертов, «граждане могут отслеживать состояние прохождения своих заявлений в режиме онлайн с помощью новой веб-услуги, что становится еще одним шагом на пути уменьшения коррупции».
В том же документе указано, что «электронная кадастровая система обеспечивает улучшенные услуги пользователям — с точки зрения количества шагов, которые должны сделать клиенты для взаимодействия с Госземагентством, времени и затрат».
Сравнивая ситуацию до и после 1 января 2013 года, они обращают внимание на то, что количество необходимых для регистрации процедур сократилось с пяти до двух, при этом больше не нужно посещать областной офис и офис Центра ГЗК. Теперь клиенты должны посетить только районный офис, а время, необходимое для регистрации нового земельного участка, значительно сократилось. Ранее на процедуру регистрации уходило в целом больше месяца, теперь регистратор тратит в среднем 41 минуту в случае, если заявитель правильно подготовил полный набор базовых документов.
Сократилось и время ожидания в территориальных офисах для подачи заявления или запроса. В Бориспольском районном офисе в прошлом году для подачи заявки нужно было несколько часов скучать в очереди. Сейчас, по сообщению экспертов Всемирного банка, проводивших проверку эффективности работы системы, на посещение того же офиса заявители тратят до 10 минут. Кроме того, стоимость выдачи выписки уменьшилась на 50 %, а стоимость регистрации — на 31 %.
Как отметил Сергей Кубах, уменьшение количества контактов с чиновниками сужает поле для коррупции. «Кроме того, в кадастр теперь попадает только корректная и полная информация об участках. Если раньше землеустроительные организации могли принести как угодно оформленные данные об участке и «договориться» с чиновником о том, чтобы их приняли, то теперь все проверяет не чиновник, а автоматизированная система. А с ней «договориться» невозможно», — добавил он.
Поэтому есть надежда, что с внедрением ПКК количество незаконных сделок с землей значительно уменьшится. А заключенные ранее — станут очевидными. И хотя в кадастре не указаны фамилии владельцев земельных участков, для правоохранителей не проблема их узнать. Как не проблема узнать фамилии тех, кто эти участки выделял. Было бы желание...
По материалам совместного проекта Госземагентства Украины и Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра».