Ракурсhttps://racurs.ua/
Гаагский трибунал неминуем, это лишь вопрос времени
https://racurs.ua/455-gaagskiy-tribunal-neminuem-eto-lish-vopros-vremeni.htmlРакурс7 февраля была опубликована статья «Кто защитил «эскадроны смерти» от Гаагского трибунала?» («День»), написанная известным общественным деятелем Алексеем Подольским. Что такое «эскадроны смерти», Подольский знает не понаслышке, ведь в 2000 году его похитили, вывезли в лес и зверски избили так называемые «орлы Кравченко» во главе с генералом Алексеем Пукачем. Генерал «трудился» больше всех, бил с удовольствием, придушивая А. Подольского своим знаменитым ремнем, которым вскоре задушил Георгия Гонгадзе. Так что автор знает, о чем пишет. Его возмущает то, что Украина до сих пор не ратифицировала Римский статут, предусматривающий расширение действия международного уголовного суда — Гаагского трибунала на территорию Украины. В этом А. Подольский обвиняет Конституционный суд Украины, который «с самого начала своего существования был запланирован как технико-вспомогательный подотдел президентской администрации». КСУ, по его мнению, «установил «категорическое» несоответствие Римского статута Конституции Украины.
.
Первый и главный аргумент: международная юстиция, в отличие от украинской, не признает никаких национальных иммунитетов и, независимо от должности или сана, преследует тех, кто совершил преступление против человечности. Другими словами, Конституционный суд грубо исказил дух украинской Конституции, которая в первую очередь однозначно гарантирует защиту жизни и прав человека. Вместо этого он защитил не человека, а власть — президента, украинских судей, депутатов, гарантировав им неприкосновенность даже тогда, когда речь идет о военных преступлениях или преступлениях против человечности».
С этим утверждением в корне не согласны представители недавно созданной Общественной комиссии по расследованию нарушений прав человека в Украине, а именно председатель комиссии профессор Владимир Василенко, экс-судья Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (2002–2005 годы) и профессор Николай Козюбра, экс-судья Конституционного суда (1996–2003 годы). Об этом известные юристы заявили на состоявшейся 10 февраля пресс-конференции «Общественная комиссия предлагает механизм привлечения к ответственности за преступления против человечности».
Н. Козюбру статья А. Подольского задела за живое, ведь именно он был судьей-докладчиком в деле о ратификации Украиной Римского статута. «При всем моем почтении к уважаемому автору статьи, мне кажется, что он вовсе не читал решение КСУ от 11 июля 2001 года, потому что занятая КСУ позиция относительно неприкосновенности и иммунитета определенных должностных лиц полностью противоположна озвученной господином Подольским, — замечает Николай Иванович. — Римский статут был подписан Украиной еще в 2000 году. Его подписал заместитель министра иностранных дел. Безусловно, это была не его личная позиция, а позиция государства, государственных органов, в том числе и Министерства юстиции, а также президента Кучмы. Тогда никто не считал этот документ антиконституционным. А потом по некоторым политическим мотивам, не хочу вдаваться в подробности, президент Украины сделал представление в Конституционный суд.
Кучма подал более десяти возражений, утверждая, что якобы 12 или 13 статей Римского статута не соответствуют Конституции Украины. Суд категорически отклонил все эти возражения, кроме одного. Согласно ст. 1 Римского статута, Международный уголовный суд дополняет национальные органы уголовной юстиции. Вместе с тем, статьи 124 и 125 Конституции Украины дают исключительный перечень судов, входящих в судебную систему Украины. Конечно, Международного уголовного суда в перечне нет, ведь он был создан после принятия Конституции Украины.
Другое дело — что мешало Верховной Раде в 2004 году внести небольшое дополнение в Конституцию, чтобы устранить это несоответствие? Такие страны как Франция, Германия, Чили, Люксембург, Португалия, Ирландия, Колумбия и Бразилия, оказавшиеся в аналогичной ситуации, внесли в свои конституции соответствующие изменения, чтобы на территории государства не действовала судебная инстанция вопреки законодательству. Например, французская Конституция дополнилась таким положением: «Французская республика может признать юрисдикцию Международного уголовного суда в соответствии с условиями, предусмотренными договорами, подписанными 18 июня 1998 года». Остальные же страны, ратифицировав Римский статут, вообще не вносили изменений в свои основные законы. После того, как КСУ принял упомянутое решение, я встречался с министром юстиции, его заместителем, представителями МИД, мы предложили совместную краткую формулу, которая устранила бы эти противоречия, но в Конституцию Украины ее, к сожалению, так и не внесли. Сейчас народным депутатам нужно инициировать внесение этих изменений, чтобы безотлагательно ратифицировать Римский статут».
Справка: Римский статут — международный договор, на котором был основан постоянно действующий Международный уголовный суд — Гаагский трибунал. В его компетенцию входит расследование международных преступлений — геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности — и привлечение виновных в совершении этих преступлений к уголовной ответственности. Римский статут, принятый 17 июля 1998 года на дипломатической конференции в Риме, вступил в силу с 1 июля 2002 года. Статут подписали 139 государств, но ратифицировали соглашение 122 страны. Украина, как и Российская Федерация, его пока не ратифицировала.
Что касается упомянутого в статье положения о неприкосновенности определенных лиц, то позволим себе процитировать несколько абзацев из решения КСУ от 11 июля:
«2.2.1. Положения Статута не запрещают установления и не отменяют положений Конституции Украины в части неприкосновенности народных депутатов Украины, президента Украины и судей, а лишь исходят из того, что неприкосновенность этих лиц связана с национальной юрисдикцией и не может быть препятствием для осуществления юрисдикции Международным уголовным судом в отношении тех из них, кто совершил преступления, предусмотренные Статутом...
2.2.2. Неприкосновенность определенной категории должностных лиц — это не их привилегия, она связана с выполнением ими важных государственных функций, а потому, согласно Конституции Украины и международно-правовым обязательствам Украины, не может рассматриваться как гарантия их безнаказанности. Неприкосновенность народных депутатов Украины, президента Украины и судей предусматривает лишь специальные условия привлечения их к уголовной ответственности».
В отличие от своего товарища и коллеги, предпочитающего «не вдаваться в подробности», профессор В. Василенко считает необходимым углубиться в прошлое и вспомнить политическую ситуацию, предшествующую упомянутому решению КСУ: «В 2001 году, как мы помним, разразился «кассетный скандал». Из опубликованных пленок Мельниченко было четко видно, что беседа президента Кучмы со своими подчиненными, в том числе с министром внутренних дел Кравченко, содержала намек на убийство Гонгадзе. Из тех же пленок было очевидно, по чьему приказу подверглись нападению Подольский и Ельяшкевич. Кравченко хвастался «своими орлами», которые могут что угодно сделать с человеком... Римский статут был уже подписан Украиной, его оставалось ратифицировать, и Кучма, поняв, что пленки Мельниченко могут стать основанием для привлечения его к ответственности Гаагским трибуналом, дал обратный ход — обратился в КСУ с представлением о неконституционности Римского статута. И такое чисто техническое несоответствие нашлось».
Общественная комиссия по расследованию нарушений прав человека в Украине обратилась к председателю Верховной Рады Владимиру Рыбаку с письмом, в котором говорится о необходимости скорейшего внесения поправки в ст. 124 Конституции Украины, которая позволит парламенту ратифицировать Римский статут. Эти изменения, в соответствии с процедурой, можно внести в течение двух сессий.
Что нам это даст? Когда договор будет ратифицирован, Гаагский трибунал сможет, не дожидаясь обращения Украины, а по собственной инициативе провести расследование преступлений против человечности, признаки которых содержатся в действиях представителей власти. Это иногда происходит, «если государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом». Важно то, что собирать доказательства не придется долго, есть множество фото- и видеодокументов, на которых запечатлено, как беркутовцы зверски избивают людей, всех подряд — стариков, подростков, случайных прохожих. Истязают даже тогда, когда жертвы уже лежат без сознания. Издеваются, становясь ногами на головы своих сограждан, унижают, раздевая на лютом холоде, пытают, окатывая водой из водометов на морозе. Эти доказательства в свободном доступе. Есть избитые, покалеченные, те, кого незаконно лишали свободы, они могут дать показания. Среди пострадавших много врачей и журналистов, которые выполняли свои профессиональные обязанности и были намеренно избиты ногами и дубинками беркутовцев, обстреляны из травматического оружия, закиданы светошумовыми гранатами.
Все эти факты, содержащие признаки преступлений против человечности, тщательно собираются Общественной комиссией. По мнению известных юристов, ни одно преступление власти против граждан не должно остаться безнаказанным. Ни исполнители, ни те, кто отдает преступные приказы, не избегут уголовной ответственности. Они должны об этом помнить.
МВД нас все время уверяет, что все это — клевета, гнусные инсинуации, нам что-то померещилось. Милиция, мол, не воюет с мирными гражданами, а успокаивает дебоширов. Ну, хорошо. Если государство в лице правоохранительных органов так уверено в своей чистоте и невинности, пусть наконец ратифицирует Римский статут и позволит Международному уголовному суду убедиться, что никаких преступлений против человечности в Украине не происходит. Ан нет.
Впрочем, есть и другой путь, пойдя по которому, Украина получит возможность обращения в Гаагский трибунал. «Если в Украине сменится власть, и новая команда будет ответственной, государство сможет обратиться в Международный уголовный суд с заявлением о признании юрисдикции этого суда на территории Украины и просьбой о расследовании преступлений против человечности и привлечения виновных к ответственности. Для этого даже ратифицировать Римский статут не нужно. Просто обратиться и все. Этот путь станет актуальным, когда люди, совершившие преступления, начнут бежать из страны. Тогда национальное судопроизводство не сможет их достать, а вот Международный уголовный суд сможет. Прокурор этого суда, возбудив уголовное дело, выдаст ордер на арест виновных. Они будут подвергнуты преследованию, где бы ни находились, их выдаст страна пребывания. И главное, надо иметь в виду, что преступления против человечности, которые рассматривает данный суд, не имеют срока давности», — предупреждает профессор В. Василенко.
Владимир Андреевич напомнил, что Гаагский трибунал, как правило, рассматривает дела в отношении высших должностных лиц государства, которые в случае доказательства их причастности к преступлениям против человечности могут получить до 30 лет заключения. В случае же причастности к особо жестоким преступлениям виновные могут быть приговорены к пожизненному заключению.
Это отнюдь не означает, что преследоваться уголовным законом будут только те, кто отдавал преступные приказы. Исполнители также рискуют. Председатель Украинского юридического общества, адвокат Олег Березюк отмечает, что за деяния, которые в международном уголовном праве называются преступлениями против человечности, предусмотрено наказание и в нашем национальном Уголовном кодексе. Пытки, злоупотребление властью, превышение власти, вынесение судьями заведомо неправосудных приговоров, заведомо незаконное привлечение к уголовной ответственности и другие должностные преступления жестко наказываются. Также наказывается и преступная бездеятельность должностных лиц. «Хочу дать совет милиционерам, судьям и прокурорам: ежедневно перечитывайте Уголовный кодекс Украины и знайте: сменится власть, и вашим действиям или бездеятельности будет дана надлежащая правовая оценка. В нашем УК предусмотрена индивидуальная ответственность. Каждый виновный лично понесет наказание за свои поступки», — обещает О. Березюк.
Общественная комиссия подготовила обращение к военнослужащим Вооруженных сил Украины, в котором напомнила, что «выполнение военнослужащими не свойственных вооруженным силам функций, даже при условии переодевания в форму других силовых структур, является преступлением и влечет за собой уголовную ответственность». А также и о том, что «в соответствии с Законом Украины «О Вооруженных силах Украины», никакие чрезвычайные обстоятельства, приказы или распоряжения командиров и начальников не могут быть основанием для любых незаконных действий в отношении гражданского населения. За отдачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа военнослужащие несут ответственность по закону».
Комиссия призвала военных неуклонно придерживаться Конституции и законов Украины, оставаться верными присяге и народу Украины и не допускать неправомерного применения силы к мирным участников протестных акций.
Комиссия подготовила обращение и к сотрудникам МВД и СБУ, в котором напомнила, что они должны выполнять только правоохранительные, а не карательные функции.
Эксперты-юристы предупреждают, что никакие правовые новации власти (например, в виде изменений в УК) не защитят причастных к преступлениям против человечности, поскольку существует приоритет международного уголовного права над правом национальным. Правозащитники утверждают, что Гаагский трибунал неизбежен, это лишь вопрос времени.