Ракурсhttps://racurs.ua/
Люстрация и реформа МВД — взгляд изнутри системы
https://racurs.ua/462-reforma-mvd.htmlРакурс
Люстрация и реформирование правоохранительной и судебной систем сыграют важнейшую роль в судьбе страны и ее народа, если не превратятся в простую месть и подгонку всех сфер деятельности исключительно под «новое революционное правительство» и его друзей.
Предлагаем читателям первый материал о люстрации и реформировании милиции.
Наш собеседник — Владислав Кошмяков, подполковник, четверть века на службе, из которых 21 год провел на оперативной работе. Кавалер ордена «За мужество». Дважды получал ранения при исполнении служебных обязанностей. Старший оперативный уполномоченный по особо важным делам ГУБОП МВД Украины. Непосредственный участник ликвидации терроризировавшей Киев банды милицейских оборотней, возглавляемых И. Гончаровым. Участвовал в раскрытии ряда убийств в Донецкой области. Впоследствии был незаконно уволен из органов выходцами из указанной области. Восстановлен на службе решением суда после долгих судебных разбирательств.
— Одно из требований Майдана и общества сегодня — люстрация. Многим импонирует знакомый понаслышке грузинский вариант реформирования правоохранительных органов...
.
— После случившихся кровавых событий непроведение люстрации — это предательство народа. В то же время, в сложившейся обстановке в нашем государстве, в частности, с учетом количества населения, соответственно, количества личного состава, обслуживающего это население, а также ввиду отсутствия «спонсоров», готовых заплатить за эту реформу, говорить о возможности реализации реформы милиции по грузинскому образцу — это спекуляция. А вообще полная перезагрузка правоохранительной системы — 100-процентная люстрация руководящего состава — назрела давно.
— Почему только руководящего? Уволить всех, назад принимать желающих, через прохождение полиграфа...
— Если в один момент выбросить на улицу 300-тысячную армию (это без учета прокуроров и сотрудников СБУ), людей со специфическими навыками, это может привести к труднопрогнозируемым последствиям. Криминогенную обстановку в стране это точно не улучшит…
Что касается проверок. Полиграф и спецпроверку при приеме на службу проходят и сегодня. Тем не менее, на службу успешно попадают люди, скажем так, с большим опытом употребления наркотиков, с уголовным прошлым, не в смысле наличия судимостей, а в значении участвовавших в совершении преступлений. Люди с отклонениями от медицинских параметров.
— В каком смысле?
— Как в физическом, так и в психологическом плане, например, склонности к избыточной агрессии.
Так вот все это возможно из-за тотальной коррумпированности руководящего звена силовых структур. Начальник военно-врачебной комиссии получает команду пропустить кандидата, и все его показатели подтасовываются. Как и в нынешней ситуации со страшным кровопролитием, вопрос здесь в командире, который отдает приказ. Как только руководство государства ушло, приходит новое руководство, и сотрудники будут выполнять приказ следующего командира. Поэтому принципиально важно отрезать «голову», с которой гниет рыба. И отрезать голову — это не громкие слова, а жесткая необходимость, учитывая современное состояние правоохранительных органов. Как только ты попадаешь в руководящее звено, ты автоматически замазан кровью коррупции. Поэтому народ небезосновательно требует люстрации.
— Вы уверены, что руководство выше, например, замначуправления на слове «взятка» или других злоупотреблениях просто не способно не отреагировать впечатляющим «скачком» на графике, проходя проверку на полиграфе?
— Будем откровенны, на сегодняшний день процентов 90 сотрудников отреагируют точно так же. Но в сложившейся системе именно руководящее звено шло к своим должностям таким путем и стремилось занять эти должности исключительно ради собственной выгоды. И сам факт нахождения в должности свидетельствует о том, что они вошли в преступный синдикат.
— Генералы обычно говорят: в семье не без урода, большинство добросовестно исполняет свой долг…
— Дело в том, что сама система, созданная на протяжении последних десятилетий, поставила всех в заведомо преступные условия. Когда люди, получающие зарплату, на которую невозможно прокормить семью, занимаются самообеспечением своей службы: от скрепок и бумаги до горючего, ремонта автопарка и своих кабинетов. В свое время, в 90-е годы, еще министр Юрий Кравченко, в связи с тяжелым материальным положением в системе, нехваткой бюджета своим распоряжением разрешил перейти на самообеспечение. Тем самым заложив «фугас» коррупции. Кроме того, полностью уничтожен социальный пакет, полагающийся полицейскому в любом государстве. Поэтому я не говорю, что эти 90% — плохие люди, просто это люди, находящиеся в наших реалиях. А вот их руководство — это те, кто берет взятки, передает взятки наверх и таким образом растет по службе.
Очевидны элементарные шаги для того, чтобы начать борьбу с коррупцией и проведение реформы. Например, должно быть запрещено законом госслужащему, а, тем более, правоохранителю использовать неказенное имущество. Только нужно понимать, что на этом работа в нашем государстве полностью станет. Потому что вся служебная деятельность осуществляется за счет личных средств сотрудников: пишут на своей бумаге, работают на собственных компьютерах, сами же заправляют картриджи, а зажравшийся генералитет еще и требует, чтобы справки распечатывались цветным картриджем. Не говорю уже о том, что многие строевые подразделения вынуждены за собственные деньги покупать форму, а также амуницию под оружие.
Можно не мудрствовать с люстрацией, а пройти по рабочим кабинетам и задать вопрос: за какие деньги ты купил плазменный телевизор, стол из красного дерева и кожаные кресла? А ведь ту роскошь, которую все увидели у наших президента и прокурора, мы можем наблюдать в кабинетах руководителей многих служб и особенно — по борьбе с коррупцией... Да просто посмотрите, какие вызывающе дорогие автомобили находятся в пользовании личного состава.
В правоохранительной системе звание генерал в нынешнем понимании — это синоним слова миллионер. Люди в погонах говорят, что генерал — это не звание, это счастье. Если сказать по-другому, то генерал — это диагноз. Возвращаясь к вопросу люстрации, если тех же людей будут назначать при так называемой новой власти, ни личный состав, ни люди на Майдане не поверят ни в какую перезагрузку. Поэтому сегодня пока что нет шансов, что Майдан будет расходиться, что, увы, идет на пользу только экстремистам.
Люстрация — сложный, болезненный процесс, он требует продуманного законодательного обеспечения. Тот, кто уже жрал у корыта коррупции, занимая руководящие должности в органах, должны утратить право снова занять их на ближайшие 3–5 лет. И осуществить это можно только в данный момент, на сломе коррумпированной государственной системы, учитывая накал в обществе, уже повлекший за собой человеческие жертвы. Пройдет немного времени, и изменение системы станет невозможным, она адаптируется, ее рана затянется коркой и она будет продолжать гнить внутри.
— Вы считаете, что после всего, что позволяли себе правоохранители все эти годы, достаточно лишить, например, руководителей областных прокуратур, начальников УВД областей и других силовых органов права занимать должности на некоторое время?
— Я говорю о руководителях менее высокого ранга. У них еще остались шансы на протяжении 3–5 лет перестроить свое сознание на честную работу. Или же они отсеются. Что касается тех, кого вы назвали, то как минимум половина из них совершенно заслуженно и на законных основаниях должна заехать в следственный изолятор, иначе народ на Майдане не успокоится. Руководители такого уровня «заносили» первым лицам. В «скромных» интерьерах этих лиц, ставших достоянием шокированной общественности, мы видим сейчас результаты именно их подношений.
— А после Оранжевой революции 2004-го был привлечен к ответственности за коррупционные схемы хоть один генерал?
— По итогу никто ни за что не ответил, так как в ходе расследования уголовных дел становилось очевидным, что «закрывать» необходимо людей уровня генералов. Даже по пресловутому делу Макса Бешеного (Максима Курочкина. — Ред.) для того, чтобы закрепить его преступления, необходимо было привлечь к уголовной ответственности двух генералов, по команде которых уничтожались дела, касающиеся Курочкина. Поэтому было принято решение, что беспокоить их нецелесообразно. Впоследствии дело Курочкина развалилось.
— Нужно ли такое количество правоохранителей «на душу населения», как в Украине? Не следовало бы его уменьшить, по вашему мнению?
— Численная оптимизация имела бы смысл. Потому что у каждого «боевого» сотрудника, непосредственно занимающегося борьбой с преступностью или обеспечением общественного порядка, неоднократно возникал закономерный вопрос: почему я ловлю бандитов, а за мной наблюдает еще 10 человек, которые якобы занимаются обеспечением службы и контролем. При этом ни разу в жизни не видя вживую бандита, эти «наблюдатели» получают звания и награды. Система настолько деградировала, что тот, кто непосредственно ловит бандитов, вынужден постоянно выпрашивать и унижаться перед теми, кто создан лишь для обеспечения его службы.
— Какие службы, по вашему мнению, должны быть демилитаризованы?
— Зачем далеко ходить? Та же пресс-служба, с сотрудниками которой журналисты сталкиваются в процессе своей работе, с погонами вплоть до полковничьих, а был и особый случай — женщина генерал пресс-службы. Секретарши при погонах, целый ряд других служб обеспечения.
Коренных изменений требует система образования, в которой с момента поступления, на протяжении всей учебы будущие офицеры вынуждены решать все вопросы за деньги. Соответственно, заканчивая вуз, они «заточены» на то же самое, воспринимая это как норму. Страшно, когда этой заразой поражены учебные заведения, готовящие офицеров правопорядка. Яркий пример: сбежавший ректор налоговой Мельник, который подготовил специалистов во многие экономические службы правоохранительной системы.
В контексте сокращения: правоохранительные органы не нуждаются в таком количестве уже заведомо коррумпированных молодых лейтенантов. В то же время недостающих специалистов и узкоспециализированных профессионалов следует подбирать из гражданских вузов, впоследствии отправляя их на полугодичную специальную подготовку.
Существует очень много абсолютно надуманных офицерских должностей, которые в масштабах страны влекут за собой огромные бюджетные расходы. Например, для того, чтобы нести службу, обеспечивая безопасность дорожного движения, собирать деньги по банкоматам или исполнять обязанности водителя, совершенно необязательно иметь диплом о высшем образовании, соответственно — офицерские погоны. Основную массу обеспечивающих общественный порядок должен составлять так называемый сержантский состав. Но об этом можно говорить, создав материальную базу и предоставив тому же сержанту нормальный социальный пакет. Нездоровый карьеризм надо обуздать, потому что он основан на коррупции: конечной его целью является доступ к благам за счет своего служебного положения. В то же время финансовое обеспечение сотрудника должно зависеть не от занимаемой должности, а от выслуги лет. Это исключит необходимость карабкаться наверх только для того, чтобы получать достойное вознаграждение. Следует убрать необоснованно завышенные «потолки» званий, так как присвоение старших офицерских званий — всего лишь признак банановой республики, в которой государство, неспособное стимулировать службу нормальным социальным пакетом, «откупается» дутыми званиями. Условно говоря, киногерой лейтенант Коломбо, по нашим меркам, должен бы быть в его возрасте не меньше, чем генералиссимусом.
Существует неоправданное дублирование функций правоохранительными органами. Множество экономических подразделений, занимающихся по сути одним и тем же.
Кроме того, огромной ошибкой предыдущей власти было то, что они привели с собой огромное количество донецких, расставив на все возможные посты, доведя ситуацию до абсурда, что привело к известному результату. Если новая власть наступит на те же грабли, запустив зеркальный процесс, конец может быть таким же.
Хочу подчеркнуть: все, о чем мы говорим, невозможно реализовать без законодательного и финансового обеспечения, чего пока что не предвидится.
— Возможна ли вся эта перезагрузка при ныне действующем УПК?
— Мое личное мнение как оперативного сотрудника: впечатление такое, что УПК был принят шайкой бандитов, главный из которых уже убежал. А. Портнов и прочие, причастные к созданию этого УПК, понимая, что рано или поздно им придется уйти из власти, сделали все, чтобы максимально усложнить возможность привлечения их к ответственности за совершенные преступления. Все нынешние громкие заявления о том, что генпрокурор и президент объявлены в розыск и будут «немедленно арестованы», — это треп и блеф. Потому что в соответствии с действующим УПК все эти действия «преследователей» незаконны, поскольку нет поручения следователя; никому из них не вручали повестки и, тем более, не опрашивали. Только после этого им можно было объявить о подозрении «с согласия всех сторон» что можно сделать лишь после непосредственного контакта с подозреваемым и т. д. и т. п…
— Правоохранители утратили доверие. Сегодня звучат предложения о создании национальной гвардии из участников самообороны Майдана. По столице ходят своеобразные патрули в масках и с битами. Каков нормальный выход из создавшейся ситуации, по вашему мнению?
— Считаю, что не нужно изобретать велосипед, потому что все новое — хорошо забытое старое. Мы хотим создать еще одно силовое ведомство, получив в итоге то же качество? Как бы мы ни меняли название и состав, те, кто будет заниматься охраной правопорядка, столкнутся со всеми вышеуказанными «бытовыми» проблемами. Ведь еще до конца 90-х годов существовала добровольная народная дружина, оставшаяся от СССР. Они были в дежурных частях, в комнатах с задержанными, входили в состав патрульных нарядов. Но постепенно это несомненно полезное движение сошло на нет, в силу тех же «бытовых» проблем. А еще была такая действительно эффективная организация как народный контроль. Туда входили обычные граждане, которые получали возможность заходить в любой орган власти и задавать вопросы любому ее представителю. Это были люди, которые не относились к системе, и в некоторых случаях чиновники боялись их больше, чем правоохранителей.
— А как вы находите современный народный контроль за работой правоохранительных органов в лице «Правого сектора»?
— Пока что их действия находятся вне рамок правового поля. Однако нужно признать, что если они, как и все политики, не занимаются спекуляцией, требуя перезагрузки и качественно иного уровня власти, то иного способа попытаться добиться этого практически нет. Лозунги и требования у них хорошие. Однако то, под какими портретами они идут, настораживает огромную часть населения, заставляя опасаться, что эти законные и справедливые требования — лишь прикрытие другой игры.
По-хорошему, взять бы их всех сейчас и отправить в наши учебные центры, предварительно проведя стандартную проверку на предмет судимостей. Как пример — смогла же Россия в Чечне создать из бывших боевиков батальон «Восток». И пусть бы «Правый сектор» показал, как они смогут работать по-другому в тех же условиях, созданных нашим государством, и каким в итоге будет уровень народного доверия к ним. Помните песню Владимира Высоцкого «Побудьте день вы в милицейской шкуре — вам жизнь покажется наоборот»...
Многие, наверное, меня сегодня не поймут. Но только с расстояния времени мы осознаем, и, наконец, поймем, какую цену мы заплатили за то, чтобы одних бандитов во власти поменять на других.