Новости
Ракурс

Обращение Украины в Гаагский трибунал: работа над ошибками

5 фев 2015, 14:26

Свою оценку заявления и постановления Верховной Рады относительно обращения Украины к МУС дала «Правозащитная повестка дня» — неформальная коалиция украинских правозащитных организаций, работающих в сфере мониторинга, анализа и разработки законодательства в соответствии с принципами прав человека.

Нелогичный дедлайн

«Мы настаивали на продолжении признания разовой юрисдикции МУС до момента непосредственной ратификации Римского статута, и могли бы только приветствовать этот шаг парламента. Конечно, надо ждать публикации принятого текста, но есть несколько замечаний к заявлению и постановлению в том виде, как их озвучили перед голосованием», — заявила в комментарии «Ракурсу» представитель «Правозащитной повестки дня» Александра Матвийчук.

Правозащитники обращают внимание на главный недостаток принятого заявления: ВР ограничила юрисдикцию МУС перидом «с 20 февраля 2014 года и по настоящее время», то есть до момента вступления в силу постановления. «Возникает вопрос к парламентариям: откуда у них гарантия, что после этого периода преступления против человечества и военные преступления уже не будут совершаться на территории Украины?», — отмечают правозащитники, потому что не видят логики в таком дедлайне признания временной юрисдикции.

Половинчатый шаг

По мнению правозащитников, содержание заявления и постановления, а также предыстория их принятия дают возможность понять, почему Верховная Рада до сих пор не приняла Римский статут. Принятие этого заявления-обращения именно в такой форме, как его приняли вчера в Верховной Раде, обнаруживает непонимание со стороны депутатов правовой природы Международного уголовного суда.

«Акцент в тексте постановления на высших должностных лицах России для МУС не играет роли. Государство имеет право определить только время, на которое распространяется юрисдикция МУС, а суд уже самостоятельно проводит расследование и определяет виновных», — объясняют юристы.

Учитывая такой текст постановления, Международный уголовный суд в Гааге может либо уточнить, что именно имело в виду украинское правительство, либо открыть производство в полном объеме (как это было сделано по «делу Евромайдана»).

«Поэтому довольно забавной выглядит позиция фракции „Блок Петра Порошенко“, которая, судя по публичным высказываниям ее руководителя, не поддерживает ратификацию Римского статута из-за возможности подачи „надуманных обвинений со стороны России“, а потом голосует за постановление, которое по их же логике также должно давать эту возможность», — считают правозащитники.

Именно поэтому правозащитные организации Украины называют принятие постановления № 1887 половинчатым шагом и настаивают на ратификации Римского статута.

«Желание перехитрить МУС, чтобы избежать „надуманных обвинений со стороны России“, провалилось. Если речь идет не о „надуманных обвинениях“, а о реальных преступлениях со стороны украинских сил, прокуратуре все-таки придется их расследовать. Как этого и требует наше национальное законодательство. Иначе их будет расследовать МУС, который начинает дело тогда, когда государство не желает или не способно провести расследование либо возбудить уголовное производство должным образом», — идет речь в комментарии «Правозащитной повестки дня».

По мнению украинских правозащитников, закончить полноценную ратификацию Римского статута и принять законопроект № 1788, предусматривающий внесение изменений в Конституцию, украинской власти мешают надуманные причины и непонимание природы МУС.


Участниками платформы «Правозащитная повестка дня» являются Украинский Хельсинский союз по правам человека (УХСПЧ), Харьковская правозащитная группа, Центр гражданских свобод, Amnesty International в Украине, Центр информации по правам человека, Центр исследований правоохранительной деятельности, Дом прав человека в Киеве, Центр «Социальное действие», проект «Без границ», Евромайдан SOS.

P.S. Верховная Рада приняла обращение к МУС, в котором идет речь о распространении его юрисдикции «на преступления против человечества и воинские преступления, которые привели к особо тяжким последствиям и массовому убийству украинских граждан». Напомним, что воинскими преступлениями являются преступления против порядка военной службы (уклонение от мобилизации, дезертирство и т.д.). Особо тяжкие нарушения международного гуманитарного права называются военными преступлениями. В комитете ВР по вопросам правовой политики и правосудия заверили, что знают об ошибке и собираются исправить ее в окончательном тексте заявления и постановления.

Источник: Ракурс


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter

.




Загрузка...