Новости
Ракурс

Страх — эффективное оружие для воспитания политиков

Опять начинаю издалека. Из своего прошлого. В 1974 году в зоне для особо опасных государственных преступников ВЗ 389/35 (политических заключенных в СССР, как известно, не было) появился новый офицер МВД — старший лейтенант Кузнецов. В первое же свое дежурство в зоне он проявил себя в полной мере — орал, матерился, угрожал и ко всем зэкам обращался на «ты». Мы к такому откровенному хамству не привыкли, прежде нас мучили обысками, карцерами и прочими наказаниями исключительно вежливо, можно сказать, интеллигентно. Каждое дежурство Кузнецова привносило в наш тихий мирок реалии советской улицы и блатной зоны. Вскоре мы узнали: Кузнецов был переведен к нам из обычной уголовной зоны, где ежедневно общался с соответствующим контингентом. Там он и набрался всей этой словесной грязи.


.

Однажды, сопровождая нас из столовой в барак, Кузнецов в своей характерной манере обхамил Игоря Огурцова. Здесь же и получил ответ, абсолютно корректный и по форме, и по содержанию: «Гражданин начальник, прошу вас согласно требованию закона и общечеловеческой культуры обращаться ко мне исключительно на «вы». Напоминаю, что я с вами свиней не пас…»

Спустя несколько дней лагерный кагебист капитан Утыро по какому-то поводу вызвал на беседу нашего «козака Мамая» Васыля Пидгородецкого. Встреча была явным прикрытием для капитана, вызвавшего в этот день на беседу шесть или восемь зэков, один из них, по-видимому, был его тайный «источник». По ходу беседы Васыль сообщил капитану о пропитанном уголовным хамством поведении Кузнецова. Капитан весело ответил: «Да, я знаю. Уверен, что вы его быстро перевоспитаете!»

Перевоспитали. Кузнецов изменился. Работал «как положено». Писал рапорта, сажал в карцер, но — вежливо. По-видимому, контакт с нами был первым в его жизни контактом с нормальными, культурными людьми.

Ну, а теперь — мостик в настоящее. Как-то так получается, что мы регулярно избираем себе в начальники далеко не лучших своих сограждан. Избираем, но забываем перевоспитывать. А ведь с ними надо регулярно работать, следить за ловкостью ручонок, следить за качеством принимаемых ими управленческих решений. Вот уличное поведение премьер-министра Януковича нам, киевлянам, удалось достаточно быстро откорректировать. Вспомните, с какой лихостью и наглостью его джигиты загоняли водителей в кюветы, как нагло улыбались «преследуемым» из окон охранных автомобилей… Перевоспитали. Не до конца, но все-таки. Своих в кабинете продолжал бить и грозно материть, а вот уличное поведение своего кортежа смягчил.

Они, управляющие нами сограждане, — люди. Не всегда умные, редко — честные, зачастую жадные. И, в большинстве своем, явно более воспитанные, нежели запомнившийся мне лагерный офицер Кузнецов. Но все они категорически не желают бояться своих избирателей. Их вины в этом нет. Поскольку мы не занимаемся их регулярным и последовательным перевоспитанием. Как это делают избиратели в Голландии, Дании, Франции, Израиле. Пора и наших учить уму-разуму. Что бы ни говорили прекраснодушные пацифисты-гуманисты, страх — эффективное оружие. Особенно для воспитания политиков.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter