Расходы на профессионально-техническое образование неактуальны — считает глава государства
https://racurs.ua/1169-ptu.htmlРакурсПрезидент Украины Петр Порошенко применил право вето к соотвествующим законам.
Президент Украины считает, что дополнительные расходы на решение текущих неурегулированных проблем финансирования профессионально-технического образования и гарантированных государством льгот — это чрезмерная и угрожающая нагрузка на госбюджет. И что это приведет к полному его разбалансированию и противоречит как международным финансовым обязательствам Украины, так и определенным «единственно верным» направлениям финансовой децентрализации в стране. Такое решение подтверждается ветированием главой государства принятых Верховной Радой законов по соответствующим проектам №3830-3 от 29 января 2016 года, №3831-2 от 29 января 2016 года, №4024 от 4 февраля 2016 года.
Президент Украины применил право вето к законам «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно финансирования профессионально-технического образования»; «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год»» относительно финансирования профессионально-технического образования»; «О внесении изменений в приложения №3 и №7 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансового обеспечения компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и других предусмотренных законодательством льгот».
Этими законами предлагается в текущем году обеспечить бюджетное финансирование расходов на содержание профессионально-технических учебных заведений (выплату заработной платы и стипендии, обеспечение питания детей-сирот, оплату тепла, воды, электроэнергии), а также выплату социальных льгот наиболее уязвимым категориям населения, в частности транспортных расходов, и тем самым хотя бы в ближайший период помочь территориальным общинам, которые финансово не могут взять на себя обязательства осуществлять такие расходы.
Впрочем, как оказалось, выполнение конституционно гарантированных норм социальной направленности, за которыми стоит не обогащение, не очередная схема и ниша для заработка и наживы, а конкретный, к тому же не самый обеспеченный человек, является совсем не обязательным. Это и преподаватели, обладающие знаниями в освоении рабочих профессий, это и будущие студенты, которые имели возможность получить специальности не уезжая далеко за пределы своей территориальной общины, чернобыльцы, инвалиды, дети-сироты, ветераны и другие категории населения.
Кроме того, непринятие указанных законов является угрожающим и в контексте роста социальной напряженности вследствие невыплаты законодательно установленных льгот, роста безработицы из-за высвобождения педагогических кадров, разрушения территориальной инфраструктуры профессионально-технических учебных заведений и др.
Несомненно, система профессионально-технического образования не является совершенной, требует комплексного урегулирования с учетом параметров целесообразности, своевременности, качества, а любые социальные выплаты должны быть исключительно адресными и обоснованными. В то же время, это никоим образом не означает, что проблему нужно пустить на самотек, а людей практически бросить на произвол судьбы.