Новости
Ракурс
Фото: A C / flickr.com

Дело психиатрической больницы как пример нарушения прав человека

Эта история началась в декабре 2016 года. В Сумской области в психиатрической больнице №2 возникли серьезные проблемы с отоплением. Главный врач Лилия Неофитная пыталась достучаться до чиновников, ответственных за содержание и ремонт отопительной системы. Своими силами персонал больницы восстановить отопление не мог.


.

«Стрелочника» нашли быстро: против Лилии Неофитной было возбуждено уголовное дело. Она была арестована. Но дело вскоре рассыпалось. Суд первой инстанции вернул обвинительный акт в прокуратуру для устранения недостатков. Подробности самого дела против Неофитной, в том числе и прямые нарушения закона и фальсификации, давно известны общественности.

Сейчас хочу остановиться на другом аспекте этого уголовного дела, блестяще характеризующего степень профессиональной грамотности наших прокурорских работников. Так, в обвинительном заключении все пациенты больницы — 451 человек — названы потерпевшими. Все и по именам! Разумеется, без письменного разрешения на то пациентов или их законных представителей. Так у нас в стране соблюдается медицинская тайна. Так соблюдается конкретное требование закона о психиатрической помощи.

 

Но попраны и другие требования законодателя. Согласно положению ст. 55 Уголовного процессуального кодекса Украины, получение статуса потерпевшего предусматривается только в случае подачи гражданином заявления о признании его потерпевшим. Подачи заявления только следователю и прокурору. А вот реалии дела Неофитной: из 451 пациента только двое (их родственники) считают себя потерпевшими. Двое — из 451!

Тем не менее, конфиденциальная информация, а именно лечение в психиатрической больнице, была разглашена прокуратурой по всем пациентам. Более того, не имея никаких правовых оснований, прокуратура Сумской области изъяла личные дела пациентов, лечившихся в этой больнице. На замечание во время обыска о недопустимости изъятия документов и разглашения конфиденциальной информации следователь спокойно предложила «написать заявление». Это, кстати, зафиксировано на видеозаписи, имеющейся в деле.

Понимаю, фиксирую свое внимание на мелочах. Но… Какое может быть соблюдение конфиденциальности в нашем далеко не правовом государстве, если так ведет себя прокурор? Из таких мелочей складываются массивы давно уже ставших для нас привычными значительных нарушений прав человека. И привычные выплаты нами, налогоплательщиками, соответствующих компенсаций пострадавшим, признанным таковыми согласно решениям Европейского суда по правам человека.

Итак, резюме: сотрудники прокуратуры Сумской области, которые в ходе расследования допустили грубое нарушение прав граждан, разгласив их конфиденциальные жизненные ситуации, продолжают осуществлять законность. А доктор Неофитная все еще не оправдана.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter