Адекватной ответственности за патентный троллинг в Украине нет
https://racurs.ua/787-patentnyy-trolling.htmlРакурс— Алла Георгиевна, каковы основные проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в Украине, и как можно их решить?
— В последние годы в Украине право интеллектуальной собственности (далее — ИС) развивается все больше, вместе с тем возникают и правонарушения в этой сфере: пиратство в сети Интернет, так называемый патентный троллинг, использование нелицензионного программного обеспечения, плагиат, контрафакт на хорошо известные торговые марки. Решение этих наболевших проблем — приоритетная задача в деятельности Государственной службы интеллектуальной собственности Украины (далее — Служба) как основного органа исполнительной власти в сфере ИС. Служба стремится решить проблемные вопросы и ищет новые эффективные пути развития сферы ИС. Мы уже начали реализацию нового подхода. Чтобы двигаться дальше по пути реформ, необходимо:
— провести аудит использования компьютерных программ в органах исполнительной власти с последующей заменой нелицензионных компьютерных программ и усилением контроля за использованием органами власти программного обеспечения;
— достичь согласия между телекоммуникационной индустрией, правообладателями и генераторами контента в части механизма прекращения нарушения авторского и смежных прав в сети Интернет и принять соответствующий законопроект;
— принять проект закона о коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав;
— решить проблему патентного троллинга в рамках разработанного законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правовой охраны промышленных образцов».
— В Украине и сейчас действует целый ряд законов, способствующих защите интеллектуальной собственности. Но, как показывает практика, они несовершенны. Каким образом можно ликвидировать законодательные пробелы, которые делают возможным и тот же патентный троллинг, и нарушение авторского права в сети Интернет и т. д.?
— Известно множество примеров, когда даже идеальные законы все-таки использовались ловкими и недобросовестными людьми для нечестного обогащения за счет законопослушных граждан, компаний, предпринимателей. На мой взгляд, законодательство в сфере интеллектуальной собственности — как раз тот самый случай.
Мы стараемся помочь как отдельному творческому человеку — правообладателю, изобретателю, так и украинскому бизнесу в целом, на законодательном уровне снижая риски нарушения их прав на объекты ИС, обучая эффективно управлять этими правами, усиливая борьбу с пиратством, контрафактной продукцией, патентным троллингом, которые негативно влияют на экономику и имидж нашей страны на мировом рынке.
Сейчас мы активно работаем над усовершенствованием действующего законодательства, чтобы ликвидировать законодательные пробелы. Важным фактором в законотворческой деятельности стала ратификация Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом: наше государство получило действенный инструмент для осуществления глубинных политических, социальных и экономических реформ, в том числе в сфере ИС. И именно имплементация раздела «Интеллектуальная собственность» указанного Соглашения будет определять приоритеты законотворческой деятельности Службы в ближайшее время.
— Итак, над какими законодательными инициативами работает Служба?
— Как я уже отмечала, имплементация Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом позволила начать адаптацию законодательства Украины в сфере ИС к праву ЕС и положениям Соглашения об ассоциации. Наиболее весомым компонентом взаимодействия в рамках внедрения европейских стандартов является Проект технической помощи ЕС Twinning, который начал работу в апреле 2014 года. При активном участии представителей Испанского ведомства по патентам и торговым маркам, Ведомства Дании по вопросам патентов и торговых марок и Американской торговой палаты в рамках проекта проходят тренинги и учебные программы для сотрудников Службы, экспертов Государственного предприятия «Украинский институт промышленной собственности», представителей Министерства внутренних дел Украины, таможенных органов Украины, судей хозяйственных, административных и местных общих судов, для заинтересованного бизнес-сообщества осуществляется анализ законодательных актов Украины в сфере ИС на их соответствие законодательству ЕС.
Европейские коллеги и международные специалисты предоставляют консультативную помощь в решении первоочередных вопросов защиты прав ИС: по результатам сотрудничества разработаны законопроекты «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет» и «О коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав».
Не остался без внимания Службы и вопрос противодействия проявлениям так называемого патентного троллинга. Во время рабочих встреч и консультаций с ведущими специалистами в области ИС, работниками системы совместно с представителями по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных), а также членами Всеукраинской ассоциации патентных поверенных, представителями юридических фирм и компаний-импортеров, которые особенно страдают от проявлений патентного троллинга в Украине, был обработан ряд первоочередных изменений, которые должны быть внесены в законодательство, и поддержана разработка соответствующего законопроекта.
— На нашем сайте «Ракурс» была опубликована статья «Патентные тролли присваивают чужие изобретения, используя патентное право». Там приведено лишь несколько вопиющих случаев так называемого патентного троллинга. С вашей точки зрения, этот вид «бизнеса» — оригинальный способ зарабатывания денег или все же мошенничество?
— В Украине патентный троллинг — несколько иное явление, чем в европейских странах, у нас это злоупотребление существующей системой регистрации промышленных образцов. Как известно, условия и порядок регистрации этого объекта промышленной собственности регулируются Законом Украины «Об охране прав на промышленные образцы», которым установлена процедура выдачи патентов без проведения квалификационной экспертизы. В ходе экспертизы заявки проверка соответствия промышленного образца условию патентоспособности «новизна» не проводится. Патент выдается под ответственность его владельца за соответствие промышленного образца этому условию, без гарантии вступления в силу и может быть признан недействительным в судебном порядке, если заинтересованным лицом будет доказано, что запатентованный промышленный образец не является новым. Такая система выдачи патентов существует в подавляющем большинстве развитых стран мира, в том числе в странах-участниках Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов, к которым относится и Украина, а также на территории Европейского Союза при регистрации промышленного образца ЕС в Офисе по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM).
Вместе с тем, эта система, существующая в Украине уже на протяжении многих лет, в последнее время стала предметом недобросовестного использования со стороны недобросовестных заявителей, которые, не будучи авторами промышленных образцов или настоящими производителями определенной продукции, подают заявки на регистрацию с недобросовестными намерениями и в дальнейшем злоупотребляют предоставленными правами. После получения патентов на промышленные образцы, существенные признаки которых давно известны в мире, эти лица создают препятствия для доступа на рынок Украины соответствующей продукции, блокируя ее на таможенной границе (вносят их в Таможенный реестр) или с целью шантажа подают судебные иски о прекращении нарушения их прав. В настоящее время это явление условно и называется патентным троллингом. К сожалению, адекватной ответственности за такие действия действующим законодательством не предусмотрено.
— То есть, опять-таки пробел в законодательстве?
— Давайте говорить о том, что согласно действующему законодательству вы можете получить охранный документ на любой объект ИС по всем международным стандартам, вопрос в другом — насколько вы уважаете законы и являетесь добросовестным патентообладателем. Для того, чтобы максимально уменьшить количество случаев регистрации прав на промышленные образцы, не соответствующие условиям патентоспособности, Службой был разработан законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «Об охране прав на промышленные образцы».
Главной целью законопроекта является внесение изменений в процедуру регистрации промышленных образцов путем создания дополнительного механизма предупреждения выдачи патентов на промышленные образцы, не соответствующие условиям предоставления правовой охраны. В частности, это предусматривает изложение на сайте (электронную публикацию) сроком на два месяца заявок после этапа их формальной экспертизы с целью ознакомления общественности и возможности подачи возражений от третьих лиц, а также для усиления ответственности недобросовестного заявителя. Именно такой механизм предупреждения недобросовестных регистраций промышленных образцов был признан наиболее эффективным членами рабочей группы, специально созданной для подготовки концептуальных основ законопроекта и включающей, как я уже ранее отмечала, и ведущих специалистов системы, и представителей бизнеса и общественности.
Законопроект был подан на согласование в заинтересованные органы, однако в связи с изменением состава правительства в 2015 году его отправили на пересогласование по установленной процедуре, сейчас документ находится в Минюсте. Вместе с тем, я знаю, что несколько законодательных инициатив было подано по этому вопросу и народными депутатами. В частности, поданный в Верховную Раду Украины проект закона №2352 от 10 марта 2015 года «О внесении изменений в Закон Украины «Об охране прав на промышленные образцы» (относительно изменения процедуры получения патентов на промышленные образцы)» вполне отражает позицию Службы и поддерживается нами именно в части изменения процедуры получения патентов на промышленные образцы.
— Какие были самые оригинальные и громкие случаи присвоения чужой интеллектуальной собственности в Украине, и какая сфера бизнеса страдает больше всего?
— Служба не отслеживает и тем более не ведет статистики громких и оригинальных случаев присвоения чужой ИС. Интеллектуальная собственность — это частная собственность, которая, согласно действующему законодательству, защищается (в случае ее незаконного присвоения) в судебном порядке. Например, мне известно, что в суде украинская художница и иллюстратор детских книг Евгения Гапчинская выиграла дело против продавцов копий своих картин. Известная художница своего разрешения на копирование картин не давала, поэтому в судебном порядке доказала незаконное присвоение своей ИС.
Что касается сфер бизнеса... К сожалению, на сегодняшний день под угрозой может оказаться любой бизнес. Однако наиболее уязвимым является бизнес, связанный с товарами широкого, массового потребления — это и бытовая техника, и лекарственные препараты, и автомобили. Ведь следует помнить, что тот же патентный тролль преследует простую цель — поставить известную компанию в такое положение, что оплатить так называемое роялти выгоднее, чем в судебном порядке отстаивать свои права. Также мне известно, что в Украине крупные компании после своего выигрыша в суде и пресечения действий патентного тролля, к сожалению, не требуют возмещения убытков, а это неправильная практика.
— Также зачастую не слишком честные производители паразитируют на чужом бренде: используют названия известных торговых марок, немного изменяя порядок букв в слове или добавляя к ним какое-то незначительное слово, или регистрируют товарные знаки, подозрительно похожие на популярные. Или делают очень похожую упаковку. Отслеживает ли Служба такие случаи?
— Безусловно, конкуренция на рынке очень высока, и, опять же, недобросовестные предприниматели будут паразитировать на чужом бренде, используя названия известных торговых марок, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но за этим явлением следят наши коллеги — Антимонопольный комитет Украины. Наиболее распространенными категориями нарушений в виде недобросовестной конкуренции являются действия, связанные с неправомерным использованием знаков для товаров и услуг и других обозначений, фирменных наименований, дискредитацией хозяйствующего субъекта, то есть действия, направленные на неправомерное использование деловой репутации хозяйствующих субъектов, создание препятствий хозяйствующим субъектам в процессе конкуренции.
— Как становятся патентными поверенными? Кто их аттестует? Есть ли у государства возможность как-то наказать нечестного патентного поверенного, по крайней мере, запретить его деятельность?
— В соответствии с документом о представителях по делам интеллектуальной собственности в настоящее время в нашей стране интересы граждан в данной сфере представляют 466 патентных поверенных. Их правовой статус обеспечивает постановление Кабинета министров Украины «Об утверждении Положения о представителях по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных)» №545 от 10 августа 1994 года с изменениями, внесенными позднее постановлениями КМУ (в 1994, 1997, 2001, 2002 годах).
Патентные поверенные представляют фирмы на рынке и непосредственно помогают получить охранные документы на объекты интеллектуальной собственности изобретателю и творческому человеку. Служба в свою очередь осуществляет аттестацию патентных поверенных, рассматривает жалобы на их действия, связанные с ненадлежащим выполнением ими профессиональных обязанностей, контролирует соблюдение патентными поверенными требований действующего законодательства в сфере ИС, осуществляет ведение Государственного реестра патентных поверенных. Реестр можно найти в сети Интернет.
— Трудно ли в Украине зарегистрировать свое изобретение? Сколько изобретений в среднем регистрируется ежегодно?
— В ст. 41 Конституции Украины предусмотрено, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности. Однако не каждый результат творческой деятельности становится объектом ИС. Объектом ИС признается только результат творческой деятельности, отвечающий установленным требованиям закона. Для оформления прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы необходимо подать соответствующим образом оформленную заявку в Службу. Для этого заявка направляется по адресу ГП «Украинский институт промышленной собственности», где проходит экспертизу. Есть формальная экспертиза (экспертиза по формальным признакам), ее цель — выявить два важных фактора: 1) принадлежит ли заявленное предложение к объектам промышленной собственности; 2) соответствуют ли представленные заявочные материалы требованиям закона.
Формальная экспертиза должна быть проведена в течение шести месяцев с установленной даты подачи заявки. По результатам формальной экспертизы Институт обязан уведомить заявителя о завершении формальной экспертизы или о требовании внести необходимые изменения в материалы заявки. Если по результатам формальной экспертизы окажется, что заявленное предложение не относится к объектам промышленной собственности или же касается объектов, которые не могут быть признаны промышленной собственностью, то Служба информирует заявителя об отказе в выдаче патента. По результатам формальной экспертизы чаще всего бывает так, что заявка соответствует установленным требованиям и документ об уплате сбора за подачу заявки также есть в наличии. Мы информируем заявителя о завершении формальной экспертизы. Это означает, что следующим этапом рассмотрения заявки может стать проведение квалификационной экспертизы (экспертизы по существу) заявки. Таким образом, в Украине действуют два вида патентов на изобретение: патент со сроком действия 20 лет, выдается после проведения квалификационной экспертизы, и патент на полезную модель сроком действия 10 лет по результатам формальной экспертизы заявки. Сроки действия патента принято отсчитывать от даты подачи заявки в Службу. Если заявка изначально была подана в одной из стран Парижского Союза, а затем в Украине, то действие патента отсчитывается от даты ранее поданной заявки, что называется конвенционным приоритетом.
Ежегодно нашим государственным органом выдается более 4000 патентов на изобретения. Что касается стоимости патента, то, если заявку подает физическое лицо-изобретатель, он должен заплатить 5% от суммы, указанной в постановлении №1716 «Об утверждении Порядка уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности». Это около 400 гривен.
О технической процедуре регистрации более подробно можно узнать на официальном веб-портале Службы в разделе «Объекты промышленной собственности».
Подготовила Инга ЛАВРИНЕНКО