Патрульно-полицейская история: что дальше?
https://racurs.ua/886-policiya-chto-dalshe.htmlРакурсНаверное, ни одного человека, наделенного правосознанием, не могло оставить равнодушным заявление первого заместителя министра внутренних дел Екатерины Згуладзе о том, что патрульная служба недавно созданной полиции уже оштрафовала прокурора и народного депутата. Более того, правосознательные граждане заподозрили, что патрульная служба, как и украинская полиция, существует исключительно в воображении госпожи Згуладзе — журналиста-международника, крайне мало разбирающегося в правоохранительной деятельности.
Замечу, что хотя у себя на родине Згуладзе и работала в должности заместителя министра внутренних дел, но население в Грузии меньше, чем в Киеве, и потому правильнее говорить, что раньше Згуладзе работала в грузинском аналоге ГУ УМВД Украины в г. Киеве. При этом она была заместителем министра по связям с общественностью и руководила не оперативными подразделениями, а пресс-службой.
Кроме того, на своем брифинге Згуладзе заявила, что патрульная служба приступила к исполнению обязанностей 4 июля и до 13 июля полностью заменит Госавтоинспекцию в г. Киеве. «ГАИ Киева больше не работает... К концу недели ГАИ Киева утрачивает свои функции», — объявила первый заместитель министра. Жаль только, что никто из подчиненных не подсказал ей, что ликвидировать ГАИ или поменять ее функции Згуладзе не может хотя бы потому, что ГАИ создавало отнюдь не МВД Украины: действующее Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел было утверждено постановлением Кабинета министров Украины от 14 апреля 1997 года №341.
Но самое главное, что никакой патрульной службы в Украине нет, хотя Згуладзе и утверждает обратное, ссылаясь на то, что 2 июля 2015 года глава МВД Арсен Аваков своим приказом №796 утвердил Положение о патрульной службе МВД, которое на следующий день, 3 июля 3015 года, было зарегистрировано Министерством юстиции Украины №777/27222.
Произошло, на самом деле, следующее. Удачно «освоив» деньги американских спонсоров, выделенные на создание в Украине полиции вместо постсоветской милиции, «грузинские реформаторы» пообещали, что результат финансовых вливаний посол США в Украине увидит 4 июля 2015 года — на День независимости Соединенных Штатов. Но при этом никто не подумал, что сначала надо, чтобы вступил в силу соответствующий закон «О национальной полиции», утратил силу нынешней закон «О милиции» и были приняты новые ведомственные нормативно-правовые акты и постановления Кабмина.
Больше того, когда реформаторы собрались вносить в Верховную Раду проект закона «О национальной полиции», выяснилось, что поздно: под названием «О полиции и полицейский деятельности» уже был зарегистрирован аналогичный законопроект №1692-1, к тому же более тщательнео выписанный с точки зрения законодательной техники. И теперь, в соответствии с Регламентом Верховной Рады, можно было только вносить в него изменения и дополнения. Грузинская же команда получила (и благополучно проела) деньги за регистрацию оригинального законопроекта.
Пришлось подключаться Петру Порошенко. Под давлением Администрации президента почти все инициаторы законопроекта отозвали свои подписи. Но Игорь Луценко и Виталий Куприй отказались. Точнее — зная их характер, им даже не предлагали. В результате Владимир Гройсман просто распорядился снять депутатский законопроект с регистрации без ведома депутатов, которые его внесли, и зарегистрировать законопроект «О национальной полиции». Народные депутаты возмущались, требовали объяснений от Гройсмана, обращались к генпрокурору, но на них, конечно, никто внимания не обратил.
Эта история может иметь далеко идущие последствия в случае, если народные депутаты обратятся в Конституционный суд Украины, попросив признать Закон Украины «О национальной полиции» противоречащим Конституции в связи с грубым нарушением процедуры его принятия. Между прочим, проект постановления об отмене решения Верховной Рады, которым был принят этот закон, уже зарегистрирован в парламенте.
Поскольку «грузинский» законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде только 13 мая 2015 года, окончательно парламент проголосовал за его принятие только 2 июля. Но этого мало: для того чтобы закон вступил в силу, он должен быть еще надлежащим образом оформлен, подписан президентом и официально обнародован. По состоянию на 13 июля закон «О национальной полиции» передан из аппарата Верховной Рады в Администрацию президента и до сих пор даже не подписан главой государства.
Поэтому с тем, чтобы в День независимости США продемонстрировать спонсорам результат их капиталовложений, Згуладзе с Аваковым решили все равно вывести 4 июля на улицы Киева новых патрульных полицейских. Правда, в соответствии с ч. 2 ст. 16 действующего Закона Украины «О милиции», «работники милиции имеют единую форменную одежду, образцы которой утверждаются Кабинетом министров Украины, которая выдается бесплатно, и отличия. Работникам милиции выдается служебное удостоверение». Понятно, что Кабмин никаких образцов форменной одежды новых полицейских не утверждал — для этого нет законных оснований. Но самая большая проблема была со служебными удостоверениями, которые должны были подтверждать, что патрульные принадлежат к правоохранительному органу.
И тогда было решено за одну ночь создать в составе милиции новое структурное подразделение под названием «Патрульная служба» и выдать его сотрудникам удостоверения патрулей. 2 июля 2015 года Аваков своим приказом №796 утвердил Положение о патрульной службе, на следующий день, 3 июля, Министерство юстиции Украины провело правовую экспертизу и зарегистрировало это Положение под №777/27222.
Как уверяют в МВД Украины, именно на основании этого Положения с 4 июля по Киеву ездят патрули. Вот, например, какое письмо массово распространяют в соцсетях.
Действительно, хотя в этом Положении ни слова нет (и быть не может) о полиции или о новой форме одежды, но по крайней мере там написано, что патрули могут «применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством», «осуществлять в установленном законодательством порядке личный досмотр, досмотр вещей и документов, транспортного средства и груза» или «при осуществлении патрулирования на транспортном средстве включать специальные световые, звуковые сигналы, а также в исключительных случаях не соблюдать требования правил дорожного движения».
Но поскольку Згуладзе является специалистом только по организации презентаций, не владеет государственным языком и не способна прочитать Конституцию Украины, она, конечно, не догадывается о существовании статьи 57 Конституции, часть 2 которой гласит: «Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными». Не знает она и о том, что нормативно-правовые акты центральных органов исполнительной власти вступают в силу только на следующий день после их обнародования в «Официальном вестнике», но не раньше, чем через 10 дней после регистрации, поскольку дополнительное ограничение накладывает еще и действующий указ президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 3 октября 1992 года №493/92.
Таким образом, Положение о патрульной службе, на основании которого в Киеве работат так называемая полиция, не вступило в силу, поскольку оно до сих пор официально не обнародовано. Публикация этого документа в «Официальном вестнике» планируется только на 17 июля в №54. Следовательно, по каждому случаю нарушения прав граждан со стороны новых полицейских заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе обязан открыть уголовное производство, взять у СБУ бойцов спецподразделения «Альфа», выломать двери в Министерстве внутренних дел Украины и доставить Авакова и Згуладзе в изолятор временного содержания.
История с патрульно-полицейской аферой не только свидетельствует о непригодности к системной работе и служит доказательством полного отсутствия зачатков правосознания у нынешнего руководства МВД. Следствием этой выходки станет дальнейшее разрушение правовой системы в государстве, которая держится исключительно на сакрализации законов в массовом сознании. Власть демонстрирует населению, что в этой стране законы — это фикция. И что при необходимости она будет создавать любые вооруженные отряды, какие только ей вздумается, без оглядки на Конституцию.
Но в таком случае результатом появления незаконной патрульной службы станет не порядок на улицах, а стрельба. Потому что если гражданам Авакову и Згуладзе можно создавать незаконные вооруженные формирования, то это обязательно попытаются сделать и другие граждане, что, собственно, и доказали недавние события в Мукачево. Поскольку законность не бывает выборочной — она или есть, или ее нет.