Судебный сбор и (не)доступное правосудие
https://racurs.ua/960-sudebnyy-sbor-i-ne-dostupnoe-pravosudie.htmlРакурсВяло и без должного внимания общества 1 сентября этого года произошло знаковое событие в сфере дальнейшего «улучшения» правосудия и «приближения» его к гражданам.
Речь идет о вступлении в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» №484-VIII от 22 мая 2015 года. Указанным законом ставки судебного сбора повышаются астрономически!
Немного предыстории.
Когда-то давно, когда еще бегали мамонты и летали птеродактили, а уважаемый Виктор Ющенко, с удивлением рассматривая свои руки, вроде бы видел их впервые, как будто спрашивал: «Эти руки ничего не крали?!» — в эти древние времена граждане платили смешные ставки государственной пошлины для обращения с исковым заявлением в суд.
Так, за подачу искового заявления о расторжении брака — всего 8,5 грн, гражданского иска имущественного характера — 1% цены иска, но не менее 51 грн и не более 1700 грн, за жалобы на неправомерные действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан, — только 3,4 грн. Даже с исковых заявлений в хозяйственный суд взималась пошлина в размере 1% от цены иска, но не менее 102 и не более 22 500 грн. Обжалование процедурных решений суда (об обеспечении иска, оставлении его без рассмотрения, о приостановке или возобновлении рассмотрения или отказе восстановить пропущенный срок и т.д.) вообще было бесплатным!
Это наследство осталось Ющенко еще со времен преступного режима Леонида Кучмы.
Ющенко как признанный чемпион всех времен и народов по лени не делал решительных шагов по реформированию сферы оплаты судебных услуг, и за это ему большое спасибо и земной поклон.
После избрания преемника — автора действующего реформаторского Закона «О прокуратуре», не менее уважаемого Виктора Януковича, его юридический советник Андрей Портнов убедил шефа в том, что следует разгружать суды от несвойственной им работы — по рассмотрению заявлений и жалоб рядовых неплатежеспособных граждан.
Вместо того чтобы кормить свои семьи и обеспечивать будущее своим детям, создавая трудовые династии, очень уважаемые люди вынуждены с утра до ночи рассматривать скучные, однообразные, как под копирку написанные исковые заявления о расторжении брака, разделе имущества или, не дай Бог, рассматривать жалобы на действия органов государственной власти, а может, даже на само высочайшее лицо! Логика очень проста: любой писака может найти в кармане три гривны и поставить на уши своим иском всю государственную вертикаль.
У нас вообще народ настолько обнаглел, что злоупотребляет своими правами, действует по закону, да еще и поучает судей и представителей государства, как действовать правомерно.
Не раз приходилось слышать в разных кабинетах сакраментальную фразу, бросаемую с высокой степенью ненависти: «Ты смотри, какое оно грамотное!». Поэтому с целью «дальнейшего совершенствования» и «приближения» правосудия к людям был поставлен решительный барьер «злоупотреблению правом на суд» — с 1 ноября 2011 года вступил в силу Закон Украины «О судебном сборе».
Этим законом были многократно увеличены ставки судебных расходов, прежде всего, минимальный порог оплаты при обращении в суд.
В частности, за обращение с гражданским иском имущественного характера — 1% цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не более 3 ее размеров. Если с 1 января 2012 года была установлена минимальная заработная плата в размере 1073 грн, это означает вилку по оплате гражданского иска с 214,6 до 3219 грн (было от 51,00 до 1700 грн).
За подачу неимущественного гражданского иска — 0,1 размера минимальной заработной платы, или 107,3 грн (было 8,5 грн), то есть увеличение более чем в 12 раз!
В хозяйственных делах тогда ввели ставку сбора 2%, но не менее 1,5 «минималки» (1609,5 грн — увеличение в 16 раз), но не более 60 минимальных зарплат (64380 грн — рост почти в три раза).
В административных делах за подачу неимущественного иска повышение составляет 9 раз! За имущественный административный иск: от 0,1 до 2 минимальных зарплат (от 107,30 до 2146,00 грн).
Именно тогда впервые ввели оплату обжалования процедурных решений суда на уровне 107,3 грн по гражданским делам, 53,65 — административным, 536,5 грн — по хозяйственным.
Но тот, кто «покращував» уже сегодня, решил на этом не останавливаться. И в 2013 году Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уплаты судебного сбора» №590-VII от 19 сентября 2013 года был нанесен сокрушительный удар по разного рода писакам в административный суд: сбор за неимущественный иск увеличили вдвое, за подачу имущественного иска — 2%, но не менее 1,5 минимальных зарплат (1827 грн, рост в 17 раз!).
На практике это означало, что обжалование мелких финансовых санкций и штрафов стоимостью менее двух тысяч гривен становилось нерентабельным из-за безумной минимальной ставки судебного сбора. Если на вас наложили штраф 170 грн за неподачу или несвоевременную подачу налоговой декларации либо отчета, неужели вы будете судиться и платить 1827 грн за такой иск?
Конечно, режим Януковича был очень преступным, поэтому ст. 4 закона дополнили частью третьей следующего содержания: при подаче административного иска имущественного характера уплачивается 10% размера ставки судебного сбора. Остальная сумма судебного сбора взимается с истца или ответчика пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требования. К сожалению, это правило не распространялось на уплату судебного сбора при кассационном обжаловании по делу.
Казалось бы, куда дальше улучшать? Но нет предела совершенству.
В 2014 году мы начали «жить по-новому». Через год по-новому решили платить судебный сбор. Теперь с 1 сентября 2015 года ставки, господа, не просто увеличены, порой они полетели в космос.
Серьезно изменились принципиальные подходы к начислениям. Например, введена дискриминация участников судебного процесса. Так, по обращению с гражданским иском юридическое лицо платит 1,5% цены иска, но не менее 1 размера минимальной заработной платы. Верхней границы нет! Это либо ошибка, либо новация, которой наша судебная традиция не знала никогда.
Но если с аналогичным иском обратится гражданин или частный предприниматель, он будет платить только 1% цены иска, но не менее 0,4 и не более 5 размеров «минималки» (сейчас это от 487 до 6 090 грн).
Представим себе ситуацию, что два лица — одно юридическое и одно физическое — могут обратиться с иском, цена которого, например, миллиард гривен. В одном случае судебный сбор составит 15 млн, в другом — чуть более 6 тыс. Разницу чувствуете?
Даже за обращение в хозяйственный суд с имущественным иском взимают более умеренно — 1,5% цены иска, но не менее 1 и не более 150 минимальных зарплат, или от 1218 до 182700 грн. То есть верхний предел есть.
Стоимость неимущественных гражданских исков для физических лиц подорожала вдвое, для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей — в пять раз.
Интересно, что физические лица-предприниматели по-разному распределяются по шкале ставок в имущественных и неимущественных исках — то их объединяют с юридическими лицами, то признают живыми людьми.
Самая большая методологическая революция произошла в расчете ставок при апелляционном и кассационном обжаловании судебных решений. Еще с советских времен действовал принцип: стоимость жалобы на решение суда составляет половину стоимости госпошлины по обращению с иском.
Сейчас стоимость апелляционной жалобы на решение суда составит 110% от ставки, подлежащей уплате при подаче искового заявления, стоимость кассационной жалобы — 120%, за заявление о пересмотре судебного решения в Верховный суд уплачивается соответственно 130%. То есть идеология следующая: не надо жаловаться!
Хотя, с объективной точки зрения, наибольшие затраты времени и, соответственно, самое большое число заседаний именно в первой инстанции, в апелляции дела решаются за одно-два заседания. В кассации при рассмотрении гражданских дел — вообще заочно. В Верховном суде автору пришлось лишь однажды увидеть судебную палату в полном составе. В 99,9% случаев решения и постановления принимаются заочно.
Очень революционно выглядит еще одна новация — взимать судебный сбор за обжалование процедурного решения в большем размере, чем за подачу самого иска. Теперь жалобы на определения судов будут стоить 1 размер минимальной зарплаты без учета цены иска. Например, обратиться с гражданским иском о взыскании 20 тыс. грн сегодня будет стоить физическому лицу 487 грн — это нижняя граница, поскольку 1% цены иска составляет 200 грн, что меньше нижнего предела. А вот обжаловать решение суда о приостановлении рассмотрения или возврате искового заявления без рассмотрения будет стоить 1218 грн — в 2,5 раза больше! Даже апелляционная жалоба на решение суда по этому делу обойдется вдвое дешевле — всего 535,92 грн.
Где здесь логика и как ее найти — не понятно...
За обращение в административный суд в целом платят по тем же ставкам, как и при обращении в общий суд с гражданским иском. Исключение такое: физических лиц-предпринимателей тут относят к группе плательщиков — юридических лиц и органов власти (?!), а не к живым людям. В новой жизни больше не будет поблажки Януковича об уплате всего 10% судебного сбора на стадии подачи административного иска, что на практике означает десятикратное подорожание.
Ну, и конечно, власть не смогла отказать себе в удовольствии поиздеваться над разными «писаками» исковых заявлений на незаконные решения, действия и бездеятельность субъектов властных полномочий.
Теперь это удовольствие подорожало в семь раз: 487 грн вместо 73.
По убеждению автора этих строк, такая категория дел вообще должна рассматриваться бесплатно, поскольку данный вопрос по своей природе очень напоминает рассмотрение обращений граждан на основании ст. 40 Конституции Украины.
Почему органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и даже Верховная Рада, включая президента, обязаны рассматривать обращения и жалобы граждан бесплатно, а суд без копейки не сдвинется ни на миллиметр? Разве суды не относятся к органам власти, разве мы их не содержим за счет налогоплательщиков? Или это коммерческие организации?
Поскольку обязанность доказательства в такой категории дел обоснованно возлагается на власть (ч. 2 ст. 71 КАСУ), то следует освободить истца от уплаты судебного сбора, хотя бы на стадии подачи иска.
Ну, и напоследок — самое забавное. Новой редакцией полностью отменены все льготы по уплате судебного сбора, которыми пользовались разные государственные органы — прокуратура, налоговая, Пенсионный фонд, Фонд государственного имущества и др. Теперь, как и остальные субъекты обращения в суд, они будут оплачивать каждую бумажку в суде. Фокус в том, что их сметы никогда не предусматривали ни копейки на эту статью расходов.
Если какой-то районный прокурор захочет вдруг судиться за возвращение в государственную собственность целостного имущественного комплекса стоимостью миллиард гривен с владельцами — физическими лицами, то искать 15 млн на судебный сбор он будет из собственного кармана. Но даже если бы речь шла о тысяче гривен, то где ее взять в бюджетном учреждении, где вся смета — это заработная плата, коммунальные услуги и канцелярские принадлежности?
В свое время, принимая новую редакцию Закона Украины «О прокуратуре», с высоких трибун заявляли, что внесудебный контроль над законностью в стране не отвечает требованиям времени. Но, учитывая новую редакцию Закона Украины «О судебном сборе», — судебный контроль над законностью тоже не отвечает требованиям времени.
Можно понять, когда растут цены на газ и электричество — на это есть объективные причины. Но как объяснить рост расценок в суде в пять и более раз по отдельным видам дел? Разве у нас выросла заработная плата в пять раз?
Создается впечатление, что суды относятся к категории месторождений очень полезных ископаемых, и добыча этого «сырья» гораздо более рентабельна, чем добыча угля и газа.
Поэтому надеюсь, что однажды наступит время, когда доход от судебной деятельности займет первое место в государственном бюджете. Для этого надо приложить еще одно небольшое усилие — ввести отдельную ставку сбора за подачу иска с гарантированным выигрышем дела в суде...