Ракурсhttps://racurs.ua/
УДАР подготовил собственный законопроект о люстрации судей
https://racurs.ua/n24153-udar-podgotovil-sobstvennyy-zakonoproekt-o-lustracii-sudey.htmlРакурсЗаконопроект № 4378-4 «О восстановлении доверия к судебной системе Украины» внесли в парламент сегодня, 13 марта, депутаты Виталий Ковальчук, Виктор Пинзеник, Наталья Агафонова (все — УДАР).
.
Законопроект определяет принципы проведения «специальной проверки» судей судов общей юрисдикции (аттестация не упоминается).
Органом, который будет проводить эту проверку, определена временная специальная комиссия (со сроком действия полгода), членов которой должны назначить Кабмин, Верховная Рада, ВСЮ и ВККСУ. В законопроекте определено, кого можно и нельзя назначать в состав комиссии.
В законопроекте УДАРа есть пункт о том, что на членов спецкомиссии, которые не являются судьями, на время исполнения полномочий распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
Содержание проверки судей в законопроекте УДАРа дублирует положения из законопроекта Минюста, кроме последнего пункта (проверка решений судей о грубом нарушении имущественных прав физических и юридических лиц после 30 июля 2010 года), которого нет в законопроекте № 4378-4.
При этом, в отличие от других законопроектов о люстрации судей, в УДАРе наделяют спецкомиссию меньшими полномочиями. Согласно законопроекту временная комиссия лишь устанавливает признаки нарушения присяги судьи и направляет материалы проверки в Высший совет юстиции (ВСЮ), которому оставляется право принимать решение о внесении представления об увольнении судьи.
В законопроекте УДАРа указано, что заседания временной специальной комиссии должны быть открытыми для СМИ и заинтересованных лиц. Соответствующего положения нет ни в одном из предыдущих проектов закона о люстрации судей.
В отличие от других альтернативных законопроектов о люстрации судей, в законопроекте УДАРа также нет нормы об автоматическом увольнении руководства высших специализированных судов и судов апелляционной инстанции после вступления закона в силу. Вместо этого, в законопроекте предлагается рекомендовать соответствующему совету судей в течение месяца с момента вступления в силу данного закона внести в парламент представление об увольнении с должностей председателей высших специализированных судов и их заместителей.
В законопроекте УДАРа уделено внимание также вопросу назначения новых членов ВСЮ по квоте Верховной Рады и президента, которые согласно законопроекту должны быть представителями общественности. Кроме того, в течение 30 дней с момента вступления в силу закона должен быть решен вопрос о целесообразности выполнения полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ).
На необходимость люстрации в органах судебной власти, которые будут назначать своих представителей во временную спецкомиссию, обращают внимание юристы. В частности, Виктор Мусияка считает, что необходимо определить критерии, по которым будет назначаться новый состав ВСЮ и ВККСУ. Подробнее об этом читайте в его комментарии по законопроекту о люстрации судей, подготовленном в Минюсте, — «Виктор Мусияка: Те, кто собираются проводить люстрацию, сначала должны дать ей определение».
Сегодня, 13 марта, в Раду внесен также альтернативный законопроект о люстрации судей внефракционного депутата Юрия Деревянко (№ 4378-3). Кроме этого, вчера, 12 марта, в Раде зарегистрировали два альтернативных законопроекта о люстрации судей депутат Анжелика Лабунская и группа депутатов от «Свободы».
Больше о том, что такое люстрация, опыте люстрации в других странах и возможных способах люстрации в Украине читайте в статье «Ракурса» «Если неправильно проводить люстрацию, она перерастает в репрессии».
Загрузка...