60% прокуроров согласовывают задержание с начальством
https://racurs.ua/n95356-60-prokurorov-soglasovyvaut-zaderjanie-s-nachalstvom.htmlРакурсЗаконодательство предусматривает гарантии независимости для процессуального руководителя. В то же время на практике он зависит от решений своего руководства и прокуроров высшего уровня, которые осуществляют «зональный контроль».
Об этом идет речь в исследовании, проведенном Международным фондом «Відродження» при содействии Генеральной прокуратуры Украины.
Поле для вмешательства в деятельность «процессуально самостоятельного» по закону прокурора широко: от доступа к материалам уголовного производства через Единый реестр досудебных расследований (ЕРДР), передачи дела другому прокурору только по результатам оперативного совещания при участии руководства до лишения премии, которая составляет существенную часть зарплаты. И это несмотря на то, что законом о прокуратуре выписаны размеры должностных окладов и определены составляющие оплаты труда прокуроров.
Согласно исследованию, 11% прокуроров считают себя независимыми при исполнении обязанностей процессуального руководителя.
60% прокуроров всегда согласовывают задержание лица с руководителем местной прокуратуры.
Вместе с тем исследователи констатируют: формируются разрозненные местные практики процессуального руководства. В органах прокуратуры не существует обоснованного подхода к определению необходимого количества прокуроров на каждом уровне, отсутствует унифицированное определение критериев объемов нагрузки на отдельного прокурора — процессуального руководителя.
Система учета и анализа деятельности органов прокуратуры в сфере уголовного производства базируется на формировании данных в ручном режиме, то есть на механическом сведении показателей, и характеризуется неполнотой, фрагментарностью сбора данных, низким уровнем применения электронных средств формирования отчетности.
Понимание прокуратурами функции процессуального руководства различно — что неудивительно, поскольку в действующем законодательстве оно употребляется в различных контекстах. Конституция определяет процессуальное руководство как функцию прокуратуры. Уголовный процессуальный кодекс возлагает ее, в частности, на руководителя органа досудебного расследования. На практике это закономерно приводит к несогласованному разграничению функций этих двух субъектов.
На местном уровне взаимодействие между ними обычно выстраивается на персональных контактах руководителей и их применении «неформального» согласования взаимодействия.