Новости
Ракурс

Паспортная реформа — для людей или просто бизнес

11 фев 2016, 09:14

Ежегодно за паспортно-регистрационными услугами обращаются от 6 до 8 млн украинцев. Речь идет об оформлении внутреннего и заграничного паспортов, регистрации места проживания. На очереди — оптимизация предоставления таких услуг и модернизация идентификационных документов по требованию ЕС. Правда, с этим могут возникнуть проблемы, поскольку так называемый паспортный законопроект №3224 содержит ряд неприятных неожиданностей.


.

Дополнительные хлопоты

Недавно премьер-министр Украины Арсений Яценюк публично представил образец пластиковой карты цифрового идентификационного документа с бесконтактным электронным носителем, которым в будущем планируют заменить бумажные паспорта. Ведь это, по утверждениям правительства, необходимый шаг для либерализации Европейским Союзом визового режима с Украиной.

На самом деле в цивилизованном мире нет системы так называемых внутренних паспортов, которые по своей сути были введены еще в XIX веке в качестве разрешения на перемещение, поэтому не могут использоваться в демократическом обществе. В западных странах в основном действуют удостоверения личности и идентификационные карточки, гораздо более современные и лучше защищенные, чем те бумажные книжечки, которые используют граждане Украины. Именно поэтому одним из требований получения безвизового режима с ЕС стало приведение в соответствие с европейскими стандартами безопасности документов, удостоверяющих личность.

Правда, украинцам при такой паспортной реформе вместе с пластиковым удостоверением личности придется носить еще и бумажные справки о месте жительства, которые в дополнение к идентификационному цифровому документу также демонстрировал премьер. Ведь на пластиковой карточке нет информации, которую на практике очень часто требуют от граждан Украины. Однако без специального устройства, считывающего данные с бесконтактного электронного носителя, получить ее будет невозможно. Поэтому украинцам придется дополнительно обращаться в органы Государственной миграционной службы (ГМС) или органы местного самоуправления, чтобы получить справку с пропиской.

Отсутствие альтернативы

Наверное, проще было бы графически изобразить эту информацию на пластиковой карточке. Но в органах ГМС считают, что в таком случае смена прописки потребует замены цифрового идентификационного документа. Какой выход из этой ситуации?

Эксперт по административному праву Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук предлагает вклеивать на пластиковую карточку идентификационного документа наклейку поверх предыдущей записи. Так делают, например, в ФРГ. Но такой способ не устраивает миграционщиков, считающих, что обычную наклейку с текстом адреса слишком легко подделать. Поэтому требуют дополнительно носить с идентификационным документом еще и справку. И альтернативы такому варианту авторы законопроекта №3224, установив обязательность внедрения цифрового идентификационного документа, не предусматривают.

«Внутренний паспорт с чипом, то есть цифровой идентификационный документ, не является требованием ЕС, для которого важно, чтобы документ был защищен от подделок, — рассказывает В. Тимощук. — Поэтому Украине следовало выбрать пластиковый документ, или в качестве компромисса — иметь в обращении одновременно два типа идентификационного документа, цифровой и нецифровой — на выбор. Это могло бы удешевить получение документа для тех, кто не хочет совмещать паспорт и цифровую подпись, предусмотренную цифровым идентификационным документом, и решить проблему со справкой о прописке. Разница в цене между заграничным и биометрическим паспортом составляет 60–70 грн. Но главное, чтобы нецифровые паспорта можно было получать не только в отдельных подразделениях ГМС с довольно дорогим оборудованием».

Дорогое удовольствие

Обязательность введения цифрового идентификационного документа может привести к очередному коллапсу с его выдачей гражданам Украины. Ведь это услуга недешевая, требующая привлечения значительных инвестиций. Стоимость одной точки для приема заявок на цифровые паспорта (защищенный канал связи и оборудования), по данным самой ГМС, пока оценивается в более 300 тыс. грн. Если ГМС не передаст свое оборудование в центры предоставления административных услуг (а это был бы, пожалуй, самый лучший вариант), то только для того, чтобы такие центры могли выполнять функции фронт-офиса, как это предусматривает проект, нужно потратить 200 млн грн и не один год на внедрение. Поэтому, во-первых, не получится быстро заменить существующие паспорта на цифровые идентификационные документы, потому что ресурсов самой ГМС недостаточно. Во-вторых, для граждан ЦПАУ не смогут обеспечить интегрированность услуг, ведь за целой группой услуг придется бегать в ГМС.

Расходы на закупку и установку специального оборудования могут переложить на плечи граждан Украины, чьи доходы считаются самыми низкими в Европе. Ведь в проекте закона до сих пор четко не выписаны нормы оплаты паспортных услуг. Эта система непрозрачна и остается в руках Кабинета министров. Хотя стоимость должна определяться исключительно законом.

А еще в законопроекте №3224 появилась норма в виде предписания, что «стоимость бланков документов и их персонализации определяется в соответствии с заключенными с соблюдением требований действующего законодательства договорами с государственным предприятием, осуществляющим изготовление бланков и их персонализацию». Фактически это дает право субъекту хозяйствования диктовать государству стоимость административной услуги для всех граждан.

Узаконивание посредников

Авторы законопроекта №3224 не только не устранили, а, наоборот, планируют легализовать в сфере предоставления паспортных услуг «паразитирующую прокладку» — государственное предприятие «Документ», сомнительное участие которого в этом процессе отражается на стоимости идентификационных документов. Так, например, уже сегодня, чтобы получить загранпаспорт, украинцы в этом ГП переплачивают 350 грн.

С принятием законопроекта в том виде, в котором он был одобрен в первом чтении, такая практика станет нормой. Ввиду того, что значительная часть подразделений ГМС не готова к работе с цифровыми документами, большинство украинцев будут обращаться в офисы ГП «Документ». Поэтому стоимость документа для граждан может вырасти в разы. А бизнес-чиновники через такую фирму-прокладку будут получать сверхприбыли.

Остается надеяться, что народным депутатам хватит здравого смысла подготовить законопроект ко второму чтению должным образом, чтобы он начал действовать не в угоду обслуживающих паспортный процесс «предпринимателей», а в интересах граждан. Если этого не произойдет, то последствия такой ситуации почувствует на себе каждый украинец.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter