Новости
Ракурс

Головокружение от успехов министра юстиции Петренко

Всю минувшую неделю министр юстиции Павел Петренко подавал крайне противоречивые сигналы обществу.


.

С одной стороны, он ликовал по случаю протащенной через парламент судебно-конституционной реформы и предвкушал возможность скорой расправы над судьями. Украинскими СМИ был распространен одинаковый, как под копирку (хорошо работает доктор Стець!), текст пресс-релиза по случаю европейского турне главы Минюста нижеследующего содержания.

«Благодаря судебной реформе судьи, назначенные в период президентства Виктора Януковича не смогут остаться на своих должностях», — заявил министр юстиции Украины Павел Петренко в комментарии украинским журналистам в Европарламенте.

«Согласно окончательному тексту имплементационного закона, закон о судоустройстве, принятый в парламенте, который, как я рассчитываю, будет подписан президентом, предусматривает, что судьи, назначенные на свои должности по старой Конституции на пятилетний срок, прекращают свои полномочия и не переводятся в новую структуру судов. На освободившиеся должности судьи назначаются только путем конкурса», — сказал он.

По словам Петренко, речь идет о 1800 судьях, назначенных в основном во времена президентства Виктора Януковича. Он добавил, что на сегодняшний день уже прекращены полномочия 800 судей.

«На эти 800 освободившихся должностей уже должны быть объявлены конкурсы. Еще около 1000 находятся в процессе завершения своих пятилетних полномочий. Информация о том, что судьи, назначенные во времена Януковича, будут работать семь лет, — это миф», — уточнил глава Минюста.

Хозяйские нотки в словах министра говорят о его незаурядном таланте лицитатора, который будет организовывать аукцион, прошу прощения за оговорку, — конкурс — на занятие вакантных судейских кресел. Однако радость Павла Петренко заметно омрачает перспектива отмены Конституционным судом предыдущей любимой игрушки нашего министра — так называемого закона «Об очищении власти» (люстрации). Сколько судей Конституционного суда ни душили, сколько ни давили, а они все за свое, за старое — норовят решение принять. Не дай Бог, законное на сей раз.

Об этом, как на исповеди, в эфире «5 канала» сообщил Петренко: «Риски высокие на сегодняшний день. Пока парламент не принял изменения в закон, есть риски, что в любой момент Конституционный суд может принять решение по аннулированию или частичному прекращению основных положений закона об очищении власти».

Метания нашего главного юриста страны понятны: еще не успел разгрести завалы той люстрации, как опять пошел рецидив — взялся за новое, за прореживание тяпкой и граблями списка судей.

К сожалению, наш неоднократный люстратор и главный чистильщик порою неправильно ставит запятые в своих заявлениях. 

Во-первых, судьи, назначенные на свои должности по старой Конституции на пятилетний срок, отнюдь не прекращают свои полномочия, вопреки заблуждению господина министра.

Согласно принятому во втором чтении и в целом законопроекту №3524 о внесении изменений в Конституцию в части правосудия, Переходные положения Конституции дополнены следующим пунктом:

«2) полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом».

Иначе и быть не могло — потому, что согласно ст. 58 Конституции закон обратной силы не имеет. Раз уж назначили судью на пять лет — будет работать полных пять лет. В противном случае нужно досрочно прекращать полномочия судьи на основаниях, предусмотренных новой редакцией ст. 126 Конституции, а именно в следующих случаях.

Основаниями для увольнения судьи являются:

1) неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;

2) нарушение судьей требований относительно несовместимости;

3) совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, несовместимое со статусом судьи или выявление его несоответствия занимаемой должности;

4) подача заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;

5) несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;

6) нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

Полномочия судьи прекращаются в случае:

1) достижения судьей шестидесяти пяти лет;

2) прекращения гражданства Украины или приобретения судьей гражданства другого государства;

3) вступления в законную силу решения суда о признании судьи безвестно отсутствующим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) смерти судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи за совершение им преступления.

Ничто из вышеперечисленного не дает оснований для увольнения судей только за то, что кто-то решил побаловаться с текстом Основного Закона.

Последний указ о назначении судей №13/2014 (хороший номер — 13!) Виктор Янукович издал 17 января 2014 года. Так что, если не возникнут обстоятельства для досрочного прекращения полномочий, то придется ждать 17 января 2019 года. Никак не раньше.

Во-вторых, не надо этих высокопарных слов типа «судьи… прекращают свои полномочия и не переводятся в новую структуру судов». Можно подумать, что судьи, чьи полномочия истекли по старой редакции Конституции, куда-то переводятся! В качестве кого?

В нашей стране любого судью могут назначить в любой суд, порою даже вопреки его желанию. Не случайно в тексте новой редакции ст. 126 Конституции записано такое угрожающее основание для увольнения как несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность. И если завтра в связи с переименованием населенных пунктов и отдельных районов попереименуют все суды, а потом начнут предлагать, например, судьям бывшего Днепропетровска поехать работать в Тячевский район Закарпатской области, то из судей можно будет банально вить веревки. Вот вам и вся независимость судьи…

Господину министру как главному законнику страны следует быть более осторожным не только в словах, но и в своих действиях. Иначе очередная кампанейщина по так называемому очищению судебной власти обернется ровно тем же, чем аналогичные «субботники» по очистке госслужбы, прокуратуры, МВД и т. д. — то есть грандиозным конфузом.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter