Ну, за Конституцию! Не чокаясь...
https://racurs.ua/1218-nu-za-konstituciu-ne-chokayas.htmlРакурс Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера…Из кинофильма «Свадьба в Малиновке»
7 июня исполняется ровно два года с момента принятия присяги пятым президентом Украины Петром Порошенко — и это хороший повод подвести итоги его недолгого правления.
Полагаю, что будущие историки Украины будут более всего исследовать период с 23 мая по 2 июня 2016 года — когда решалась судьба нашей несчастной страны; и особо выделять «черный четверг» — день внесения Верховной Радой поправок в Конституцию Украины в части правосудия.
Именно в четверг, 2 июня 2016 года, Петр Порошенко начал ликвидационную процедуру украинского государства. Ни больше и не меньше. Я говорю это абсолютно серьезно.
В этот день, среди прочего законодательного спама, был принят «ликвидационный» пакет реформ из четырех законодательных актов: проект закона «О судоустройстве и статусе судей» №4734, проект закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (в части правосудия)» №3524, проект закона «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» №2506а, и проект закона «Об исполнительном производстве» №2507а.
Каждый из этих, с позволения сказать, нормативных актов достоин отдельной статьи и самого подробного разбора, который еще предстоит.
Но в целом, в своей совокупности «ликвидационный» пакет судебно-правовой реформы направлен на достижение следующих целей: ликвидация остатков законности и надзора за законностью в стране, дезорганизация работы органов правосудия и прокуратуры, а также досудебного следствия, бесконтрольность в работе учреждений по исполнению наказания и мест принудительного лечения, установление системы финансового террора по отношению к согражданам и легализация грабежей и бандитизма на законодательном уровне…
Это если кратко. Более подробно изложим свою точку зрения в ближайшее время, а пока телеграфно, отдельными штрихами, выделим наиболее яркие моменты.
Не так давно известный журналист выступил с заявлением о том, что последний президент Украины представил коллективу ГПУ последнего генерального прокурора. Хочу продолжить эту публичную дискуссию. Вынужден признать, что вышесказанный прогноз уже сбылся наполовину: у нас больше никогда не будет генерального прокурора Украины. Увы, но это так! Его лишили государственной принадлежности, и теперь будет просто генеральный прокурор, сам по себе, без государства. Как король без короны, а министр — без портфеля. Как если бы на корабле спустили государственный флаг.
Поначалу идея лишения генпрокурора государственного статуса казалась нелепой и ошибочной, но тогда я еще не знал, кого наш президент хочет всенепременно усадить в кресло главного прокурора. И тут я должен полностью согласиться с авторами конституционного законопроекта: это стыдно — именовать гражданина без юридического образования главным прокурором республики. Поэтому данный фиговый листок призван защитить честь страны…
В свете вышесказанного страшно за Верховный суд, который также лишен государственной принадлежности — из какого контингента его будут формировать?! Зато это предоставляет возможность укомплектовывать Верховный суд как совершенно новый, пользуясь пролонгированными президентскими полномочиями в вопросах судоустройства.
Кстати, один из краеугольных камней судебной реформы — ликвидация принципа законности при осуществлении правосудия. Суды, согласно новой редакции ст. 129 Конституции, среди прочего, более не руководствуются законом…
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков на своей странице в Facebook восторженно сообщил: «Как минимум пять тысяч из семи тысяч судей будут отправлены в отставку! Суды будут создаваться заново — никаких автоматических переводов и переходов из старых судов в новые! Только новые конкурсные наборы!»
Это все замечательно. Но есть одно но. Я даже не буду прогнозировать качество этих набранных на скорую руку судей — просто посмотрите на качество набранной патрульной полиции, и вам все станет ясно…
Я о другом: чисто технологически уволить такое количество судей и принять на работу новых будет нереально в обозримом будущем. Приведу простой пример: в прокуратуре проводили конкурс на замещение должностей руководителей местных прокуратур. Их всего-то требовалось набрать полторы сотни или около того. Во что превратился этот конкурс, наслышаны все: череда скандалов относительно источников и реципиентов финансирования, сомнительное качество экзаменационных тестов, полгода дезорганизации работы районных прокуроров, которые вместо поиска преступников и надзора за следствием занимались реорганизацией и собственным трудоустройством. В итоге — никто не был удовлетворен проведенным конкурсом, время и деньги были потрачены зря, а шеф ведомства Юрий Луценко так вовсе заявил, что придется проводить конкурс по-новому. Теперь умножьте это на 30, и вы получите ту космическую степень бардака, в которую погрузится наша судебная система.
Только Аваков не учел, что судьи тоже не лыком шиты, и в отличие от него да от генерального прокурора, как правило, юристы — половина из потенциальных кандидатов на увольнение просто перестанет ходить на работу и уйдет в бесконечные отпуска, больничные, в декрет и т. п. Вторая половина тоже перестанет слушать дела, ибо будет пребывать в нескончаемых командировках в Киев в поисках устройства своей нелегкой судьбы…
Суды теперь и вовсе можно будет заколотить досками и написать: «Все ушли на фронт!» При этом Аваков даже не подумал: кто будет санкции выдавать? Кто будет продлевать сроки содержания под стражей? А там все просто: нет определения суда — все на свободу! Потому что СИЗО — это другое ведомство, ему проблемы следствия как-то до лампочки.
Раздел о прокуратуре ликвидировали, просто чтобы переписать в другом месте — добавили статью 131-1 о прокуратуре, из которой исключили само понятие надзора за соблюдением законности как при проведении досудебного следствия, так и в других сферах — убрали надзор за соблюдением прав граждан в публично-правовой сфере, убрали надзор за исполнением уголовного наказания и принудительным лечением. Вместо этого появилась нелепая формулировка: прокуратура осуществляет организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решает в соответствии с законом другие вопросы в ходе уголовного производства, ведет контроль над негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка (п. 2 ч. 1 ст. 131-1 Конституции).
Это явно писал барыга: что за «вопросы» решает прокуратура? По какому прейскуранту? Что такое «контроль» над негласными действиями и ОРД? Это понятийная категория, или речь идет все-таки о надзоре за соблюдением законности при проведении следствия и ОРД?
Полная реорганизация судебной иерархии более всего напоминает смысловые галлюцинации. Судите сами: ликвидируются все высшие суды — Высший административный, Высший хозяйственный, Высший специализированный по гражданским и уголовным делам. Но ради чего?
Вместо них, согласно ст. 37 новой редакции закона «О судоустройстве и статусе судей», в составе Верховного суда будут действовать:
1) Большая Палата Верховного суда;
2) Кассационный административный суд;
3) Кассационный суд;
4) Кассационный уголовный суд;
5) Кассационный гражданский суд.
В чем тогда разница, если речь идет просто о механической замене табличек на кабинетах и «прореживании» списка судей? Где новое процессуальное законодательство под новую судебную конструкцию? Или все опять сведется к поправкам в процессуальные кодексы типа «заменить в соответствующих падежах наименования судов…»?
Кроме того, у Верховного суда не слишком хорошая карма в плане организации рассмотрения дел: в свое время Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам потому и был создан, что в Верховном суде в порядке кассации застряли на многие годы десятки тысяч нерассмотренных дел!
Не секрет, что кассационные инстанции по гражданским и по административным делам крайне медленно слушают дела — приходится ждать месяцами, а то и годами. В отличие, кстати говоря, от Высшего хозяйственного суда, где всегда было больше порядка.
В результате реорганизации, перемещений и переназначений на другие должности судьи теперь и вовсе забьют на рассмотрение кассационных жалоб. Подозреваю, что множество дел «потеряется» при переезде — ведь не зря говорят, что два переезда равны одному пожару…
Но особенным апофеозом, приводящим в восторг журналистскую братию, следует считать ст. 31 раздела «Высшие специализированные суды», где можно найти такое: «В системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел».
Это просто не лезет ни в какие ворота: как это может быть высший суд — как суд первой инстанции?! Он на то и высший, что венчает в качестве кассационной инстанции соответствующее направление судебной специализации.
Кстати, никто не отменяет ни систему хозяйственных, ни систему административных судов, которые наравне с общими судами по рассмотрению гражданских и уголовных дел будут составлять привычную звеньевую конструкцию: местный (окружной) суд — апелляционный суд — кассационный суд.
При этом, как пятое колесо, создаются высшие специализированные суды:
1) Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности;
2) Высший антикоррупционный суд.
Опять же, сплошной парадокс: если административные и хозяйственные суды не являются «специализированными», то в чем особенная специализация у Высшего антикоррупционного суда? Если он будет рассматривать самые обычные уголовные дела по правилам УПК, но только в отношении всего нескольких статей Уголовного кодекса, то есть ничем не отличаться от общего суда, где будут слушать ровно такие же дела по тем же статьям, только в отношении простолюдинов, а Высший антикоррупционный суд — в отношении VIP-персон.
Что же касается вопросов Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности, то невольно напрашивается вопрос: а есть ли она у вас, господа авторы закона? Я имею в виду не слово «собственность», а прилагательное перед ним. Это настолько специфическая, настолько узкая специализация права, которая одновременно может лежать как в сфере гражданско-правовых отношений, так и в сфере хозяйственного права, что однозначно определить подсудность будет не легче, чем в свое время это было по вопросам земельных споров.
Кстати, было бы уместней тогда создать Высший земельный суд, так как вопросы земли волнуют гораздо большие слои общества, нежели тяжбы нескольких компаний в области шоу-бизнеса.
И совсем уж возмутительно в свете астрономического повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги выглядят законы «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и «Об исполнительном производстве».
Главная новация заключается в создании института частных исполнителей — по аналогии с государственными исполнителями в системе органов исполнительной службы Минюста.
Все мы постоянно бываем свидетелями безобразий, которые чудят работники исполнительной юстиции. Теперь представьте себе, что помимо частных нотариусов, с которыми мы уже как-то свыклись, возникнут частные исполнители, которые будут открывать исполнительные производства и сами ходить по домам — взыскивать долги.
Автору этих строк постоянно приходится по роду профессиональной деятельности сталкиваться с уголовными преступлениями, которые совершают «черные» нотариусы, как правило, путем тайного переписывания недвижимости и земельных участков от одних владельцев без их ведома на других — на рейдеров.
Но нотариусы хоть тихо себя ведут — сидят себе в кабинете, стучат по клавиатуре. Теперь представьте себе «черного» исполнителя, который ворвется к вам в квартиру и, размахивая собственным постановлением, начнет изымать имущество, ссылаясь на некое решение то ли районного суда, то ли третейского…
А если вам не нравится — идите в суд!
Более того, законом запрещается оказывать частным исполнителям сопротивление! И совсем уж финиш: согласно ст. 27 закона «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов», частный исполнитель имеет право привлекать работников полиции для содействия в совершении исполнительных действий! При этом в удовлетворении ходатайства частного исполнителя может быть отказано только на основании привлечения личного состава к прекращению группового нарушения общественного порядка или массовых беспорядков, а также к преодолению последствий масштабных аварий или других масштабных чрезвычайных ситуаций.
Так что, как пел Высоцкий, «зачем мне считаться шпаной и бандитом…». Не лучше ль податься в частные исполнители? И совершать квартирные грабежи, не прячась под покровом ночи, а в костюме и с галстуком, демонстрируя «левый» мандат, похожий на удостоверение частного исполнителя, размахивая клочком бумаги, похожим на исполнительный лист суда…
Вам это не напоминает 1917 год?
Но все это, по большому счету, частности и перегибы. На самом деле тут речь идет о серьезной государственной политике: поскольку грядет массовое обнищание народа, то законом «Об исполнительном производстве» предполагается создать Единый реестр должников. Но поскольку их будут миллионы, а коммуналку уже больше половины населения не тянет, то на всех их государственных исполнителей не хватит. Поэтому будут создаваться частные зондеркоманды финансовых «титушек», или частных исполнителей, как вам больше нравится. Они, подобно заготовительным отрядам большевиков в 1918 году, отправятся в народ забирать последнюю сорочку, выхватывать из кошельков деньги, изымать запасы. Начнут, как водится, с самых беззащитных — с пенсионеров и одиноких мамочек с детьми. А потом перенесут опыт на всех остальных.
Безусловно, это не просто способно вызвать недовольство, а, прямо скажем, может привести к вооруженному сопротивлению. Именно поэтому Аваков активно рекламирует свое детище КОВД — Корпус оперативного внезапного действия. Чем будут заниматься эти боевые отряды «внезапного действия», пока понять сложно. Однако для тех, кому интересно, замечу вскользь, что именно эти «внезапные боевики» наиболее подготовлены на случай проведения государственного переворота. Только вот пока под вопросом, на чьей стороне…
Все вышеперечисленное в своей совокупности дает неприглядную картину постепенного ручного отмирания украинского государства, законодательного отделения интересов народа от интересов государства, атомизацию общества и построения в нем дремучего олигархического негосударственного анклава — просто территории, огороженной забором с колючей проволокой, замаскированной под европейскую страну.
Нас не должны удивлять сообщения о краже кошелька в ресторане у первого заместителя генерального прокурора или о грабеже машины сына самого генпрокурора — это все цветы новых реформ.
Раньше классики марксизма утверждали, что государство при коммунизме отмирает. Так что можно поиронизировать насчет того, что Порошенко занимается тактической декоммунизацией при стратегическом курсе на «коммунизацию», при которой напоследок можно будет еще что-нибудь «скоммуниздить»…
Нас ждет «холодное лето 1953 года», которое очень даже может вылиться в горячую осень. Но не следует думать, что все происходящее — цепь случайных совпадений. Все вышеперечисленные звенья — это не большая случайность, чем случайное освобождение надежды Савченко в день второй годовщины победы Порошенко на президентских выборах, и уж совсем случайные 38 голосов (и одно попугайское крылышко) от бывших регионалов за проект изменений в Конституцию, которых так не доставало нашему верховному главнокомандующему. Ответы все на поверхности. Просто мы еще не готовы назвать вещи своими именами…