Новости
Ракурс

Должностные преступления. Первый эшелон. Попрошу делать взносы: все детям

Киевская областная государственная администрация — заместитель председателя Ростислав Ерема


.

Следующий наш герой — бывший зампредседателя Киевской областной государственной администрации Ростислав Ерема, который занял эту должность в 2007 году. До этого он был председателем Вышгородской райгосадминистрации, куда пришел в начале 2005-го на волне Оранжевой революции. Это уголовное дело тесно связано с личностью Веры Ульянченко, которую в шутку называли заботливой няней безвольного президента Виктора Ющенко. В 2006 году последний поручил ей управлять столичной областью. Эта дама запомнилась еще и тем, что призывала своих подчиненных предлагать как можно больше смелых, даже фантастических проектов, и сама порадовала жителей столичной области гигантскими планами по строительству крупнейшей в мире окружной дороги вокруг Киева или крупнейшего на планете грузового аэропорта в Узине.

Но в данном случае речь пойдет о рожденном Ющенко совместном проекте власти и бизнеса под названием «Согрей любовью ребенка». Его смысл заключался в том, что толстосумы давали деньги, а областные государственные администрации тратили их на приобретение, строительство или ремонт жилья семьям, которые имели по меньшей мере десять детей. В Киевской области таких набралось ровно десять, и закрепленный за регионом спонсор согласился дать на это дело 5 млн грн.

Дальше была помпезная церемония подписания меморандума между сторонами, освещение этого события по телевидению и т. д. Конечно, никто в тот момент не обратил внимание на такую мелочь, что в тексте меморандума не были указаны банковские реквизиты счета Киевской облгосадминистрации (КОГА), на которые необходимо было перевести средства. Первым этот вопрос поднял спонсор, вернее его представитель, который в письменной форме поинтересовался, куда же собственно слать деньги.

И вот начиная с этого места показания участников дела разнятся между собой. Ерема утверждает, что он как куратор гуманитарного блока и исполнитель проекта пришел расспросить об этом Веру Ульянченко. Она дала ему реквизиты благотворительного фонда «Велика родина» («Большая семья»), объяснив, что этот фонд специально был создан ею при КОГА для перечисления благотворительных средств и оказания помощи малообеспеченным и многодетным семьям. Ульянченко же уверяет, что никаких указаний о привлечении именно этого фонда она Ереме не давала, хотя согласна с ним в том, что на тот момент в облгосадминистрации не был открыт соответствующий счет, зато был опыт привлечения различных благотворительных организаций для выполнения подобных программ.

Здесь следует сделать небольшое отступление. Согласно действующему на тот момент правительственному постановлению от 4 августа 2000 года (упомянутому в мотивировочной части приговора), денежные благотворительные взносы, которые поступали в бюджетные учреждения, должны были зачисляться на счет «суммы по поручению». После поступления такого взноса приобретатель вносил изменения в специальный фонд сметы по направлениям расходов. Так что проблема была не в том, что у облгосадминистрации не было счета, а в том, что перечисленные на ее счет деньги были бы насквозь просвечены соответствующими службами Министерства финансов, которое тогда возглавлял Виктор Пинзеник. А вот это уже для кого-то в КОГА могло стать проблемой.

Но вернемся к фабуле преступления. За подписью Еремы в офис благодетеля пришло письмо с реквизитами БФ «Велика родина», а 28 апреля 2008 года на счет последнего поступило 5 млн грн. А через несколько месяцев многодетные семьи начали бомбить КОГА вопросами, где же обещанные дома. Не получив никакого вразумительного ответа, они в сердцах начали жаловаться в Генеральную прокуратуру, которую тогда возглавлял Александр Медведько. В декабре 2008 года прокуроры пришли в офис БФ «Велика родина» и выяснили, что его основатели действительно получили 5 млн грн, но для перечисленных в меморандуме семей они эти деньги не использовали и использовать не собирались, поскольку официально ничего об этом меморандуме не знали. Но 3 из 5 млн грн уже успели потратить на цели, предусмотренные уставом фонда. То есть неизвестно куда.

Одним словом, 2 млн грн от растраты спасти удалось, но жилье на них приобрели только шести семьям, а с остальными, по поручению Веры Ульянченко, потом «разгребались» районные государственные администрации, которые своими силами привлекали спонсорские средства. Но уголовное дело по этому факту было возбуждено, конечно, уже после того, как Ющенко покинул главный пост страны. К ответственности привлекли только Ерему: реализация проекта была возложена на него, реквизиты благотворительного фонда спонсору отправлял он, так кому же, как не ему, держать ответ? Сначала ему предъявили обвинение в превышении власти: ст. 365 УК (та самая, за которую Юлии Тимошенко дали семь лет тюрьмы), но затем переквалифицировали в служебную халатность — ст. 367 УК.

Суд согласился, что не было никакого криминала в том, что Ерема направил спонсорские средства в распоряжение «левого» фонда. Зато он виноват в том, что не проинструктировал сотрудников этого фонда о необходимости целевого использования средств на жилье для многодетных семей в соответствии с пунктами меморандума. Приговором Печерского районного суда Киева от 5 июля 2016 года он был осужден на два года лишения свободы и освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности. В ходе судебного разбирательства прокурор выдвинул гражданский иск о взыскании с подсудимого 3 млн грн в пользу КОГА в качестве компенсации причиненного ущерба, но потом отказался от его поддержки.

Отметим, что для Ростислава Еремы неприятным пунктом приговора могло быть назначенное судом дополнительное наказание в виде лишения права в течение трех лет занимать должности, связанные с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью, поскольку сейчас он работает сельским головой села Старые Петровцы, что в Вышгородском районе Киевской области. Но от дополнительного наказания он был освобожден так же, как и от основного.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter