Советы юриста в свете новшеств Налогового кодекса
https://racurs.ua/1434-izmeneniya-v-nalogovyy-kodeks.htmlРакурсЗаконом №1797-VIII от 21 декабря 2016 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» внесены изменения в ст. 14 Налогового кодекса. Были не только внедрены новые понятия, но и несколько изменены отдельные ранее введенные, в частности:
— электронная идентификация — процедура использования идентификационных данных лица в электронной форме, которые однозначно определяют физическое лицо, юридическое лицо или представителя физического или юридического лица (ст. 14.1.561);
— электронный кабинет — электронная система взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными, в том числе контролирующими, органами (ст. 14.1.562);
— методолог электронного кабинета — центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику (ГФС Украины) (ст. 14.1.110);
— методологическая ошибка электронного кабинета — несоответствие методологии и/или алгоритмов работы электронного кабинета положениям налогового законодательства, приводящее к ошибке (ст. 14.1.111);
— техническая ошибка — ошибка, недостаток или дефект в программном обеспечении или программных составляющих, программно-аппаратном оборудовании, каналах связи, функционировании электронной цифровой подписи, вызывающая в нем/них неправильный или неожиданный результат (ст. 14.1.1821);
— технический администратор электронного кабинета — центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику (ГФС Украины), который осуществляет мероприятия по разработке, созданию, внедрению и сопровождению программного обеспечения электронного кабинета (ст. 14.1.242).
В частности, претерпело изменений понятие «налоговый долг» — до изменений к нему относились только согласованные налоговые обязательства без учета пени, а теперь к сумме налогового обязательства добавлена еще и сумма непогашенной пени.
Об изменениях в правах и обязанностях налогоплательщиков и контролирующих органов
Налогоплательщикам, выбравшим представление отчетности в электронном виде, добавлена обязанность (ст. 16.1.14) использовать электронный кабинет для переписки с контролирующими органами в электронной форме.
В связи с введением электронного кабинета и электронного документирования плательщикам расширены права, а именно — в случае сбоя в работе электронного кабинета предоставлено разрешение подавать декларации и другие документы в бумажном виде.
К функциям контролирующих органов (ст. 19) добавлены:
— организация сбора налоговой информации и ее внесение в информационные базы данных;
— использование налоговой информации из информационно-телекоммуникационных систем и других источников.
Кроме того, проведено дополнительное разграничение функций центрального органа исполнительной власти и налоговых инспекций.
К функциям последних, в частности, отнесено осуществление сервисного обслуживания налогоплательщиков.
Изменений претерпели и права контролирующих органов (ст. 20), в частности:
1. Право на приглашение налогоплательщиков с целью проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов и других платежей расширено правом проверки соблюдения требований законодательства по другим вопросам, в том числе законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Фактически законодателем закреплены права и полномочия, не относящиеся к компетенции налоговых органов.
2. Предоставлено право обращаться в суд по поводу обязательства налогоплательщика, имеющего налоговый долг, заключить договор о переводе права требования дебиторской задолженности этого плательщика на контролирующий орган.
При таких обстоятельствах произойдет смена сторон и должник плательщика будет обязан погасить налоговый долг последнего перед ГФС.
3. Исключительно центральному органу исполнительной власти предоставлено право принятия решения о регистрации/отказе в регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных.
4. Запрет требовать от налогоплательщика предоставления информации, содержащейся и обрабатываемой в информационных базах и документах, в которых содержатся сведения, внесенные в соответствующие информационные базы.
Мы трактуем этот пункт как запрещающий органам ГФС обращаться с запросами о предоставлении документов по операциям, результаты которых уже отражены в отчетных документах плательщика.
5. К обязанностям контролирующих органов добавлена и обязанность вносить в информационные базы данных информацию из документов, полученных от налогоплательщиков в бумажной форме (ст. 21.1.10).
6. Усилена ответственность должностных лиц контролирующих органов за принятие неправомерного решения — ответственность по закону, а за повторное в течение 12 месяцев — дисциплинарное взыскание (ст. 21.2.1).
По нашему мнению, к сожалению, это лишь попытка ввести ответственность за неправомерные доначисления налоговых обязательств, поскольку дисциплинарная ответственность предусмотрена только за второе, а согласно какому закону будут наказывать за первое — неизвестно.
Из понятия «контролирующие органы» исключено положение о том, что в их составе действуют органы налоговой милиции (ст. 41.1).
Об изменениях в порядке переписки с налогоплательщиком
В связи с введением электронного кабинета и электронной переписки внесены изменения в порядок переписки с налогоплательщиком (ст. 42), в частности:
— датой вручения электронного документа плательщику является дата, указанная в квитанции о доставке, отправляемой из электронного кабинета автоматически. Причем в случае получения такого документа после 18 часов датой получения считается следующий рабочий день;
— в случае неполучения контролирующим органом квитанции о доставке в течение двух рабочих дней со дня ее направления такой документ в бумажной форме на третий рабочий день направляется по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается лично плательщику;
— по требованию налогоплательщика, получившего документ в электронной форме, контролирующий орган предоставляет такому налогоплательщику соответствующий документ в бумажной форме в течение трех рабочих дней со дня поступления соответствующего требования (ст. 42.4);
— время работы электронного кабинета — постоянно (24 часа надату каждого календарного дня). В то же время проведение технического обслуживания электронного кабинета в день, на который приходится предельный срок подачи налоговых деклараций, и с 8 до 20 часов любого другого календарного дня запрещено (ст. 421.6);
— в случае неотправления налогоплательщику ответа о результатах проверки сообщения о выявленных плательщиком технической или методологической ошибки в работе электронного кабинета, препятствующей регистрации электронных документов, или же отрицания такой ошибки в работе электронного кабинета налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых интересов, о чем сообщает контролирующему органу, техническому администратору и методологу электронного кабинета через электронный кабинет.
В течение всего времени судебного разбирательства запрещается определять налогоплательщику денежное обязательство, применять штрафные санкции и начислять пеню, инициировать привлечение к административной, уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Об изменениях в порядке документирования деятельности налогоплательщиков и контролирующих органов
Требования о документальном подтверждении данных в налоговой отчетности (ст. 44) изменены: налогоплательщику предоставлено право в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта проверки, подать контролирующему органу возражения и/или дополнительные документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности.
До внесения изменений дополнительные документы должны были быть учтены при рассмотрении вопроса о принятии решения.
Единственным основанием для отказа в принятии налоговой декларации при помощи средства электронной связи в электронной форме является недействительность электронной цифровой подписи такого налогоплательщика (ст. 49.3).
Порядок обжалования решения контролирующих органов (ст. 56):
— жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной подается в ГФС Украины и рассматривается комиссионно в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;
— если мотивированное решение не направляется налогоплательщику в течение 10-дневного срока (ст. 56.23.3), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (ст. 56.23.4).
В отношении налогового уведомления-решения (ст. 58) также внесены изменения: помимо определения суммы налоговых обязательств добавлена возможность вынесения предупреждения о необходимости составления и регистрации налоговой накладной или о необходимости исправления ошибок, допущенных во время указания реквизитов налоговой накладной.
Налоговое требование не направляется (не вручается), если общая сумма налогового долга налогоплательщика не превышает 60 необлагаемых минимумов доходов граждан (1020 грн).
Изменен и порядок предоставления информации на запросы: такая обязанность наступает в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса (ст. 73.3).
До внесения изменений ответ на такой запрос должен был подаваться в течение месяца со дня, следующего за днем получения запроса.
В случае проведения встречной сверки информация должна была подаваться в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Об изменениях в порядке проведения проверок, сверок и получения налоговой информации
Контролирующие органы имеют право проводить встречные сверки данных хозяйствующих субъектов в отношении налогоплательщика, при которых осуществляется сопоставление данных, полученных от налогоплательщиков и других субъектов информационных отношений, с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с налогоплательщиком, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения полноты их отражения в учете налогоплательщика.
При проведении встречной сверки выясняются только вопросы, указанные в письменном запросе контролирующего органа на проведение встречной сверки.
По результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется хозяйствующему субъекту в 10-дневный срок (ст. 73.5).
Налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач (ст. 74.3).
Сроки предоставления ответа на запросы в порядке ст. 78.1.1 (получение налоговой информации по результатам проверок других плательщиков) и ст. 78.1.4 (выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях) изменены: ответ должен быть предоставлен в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. До изменений ответ на такие запросы должен был подаваться в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Порядок проведения внеплановой проверки по заявлению плательщика при рассмотрении возражений на выводы акта или жалобы на налоговое уведомление-решение (НУР) (ст. 78.1.5)
Приказ о проведении документальной внеплановой проверки выдается:
— в случае рассмотрения возражения к акту проверки — контролирующим органом, который проводил проверку;
— во время проведения процедуры административного обжалования — контролирующим органом высшего уровня, который рассматривает жалобу налогоплательщика.
Всем без исключения правоохранительным органам запрещено участвовать в проверках налогоплательщиков.
О порядке остановки регистрации налоговых накладных
В случае остановки регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных штрафные санкции не применяются на период приостановления такой регистрации до принятия решения о возобновлении регистрации налоговых накладных (ст. 1201.1).
Право на включение в налоговый кредит соответствующих сумм сохраняется у налогоплательщика в течение 365 календарных дней от даты составления налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре.
В случае остановки регистрации налоговой накладной течение указанного срока прерывается на период приостановления их регистрации и восстанавливается со дня прекращения процедуры остановки их регистрации (ст. 198.6).
Регистрация налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена в порядке, определенном Кабинетом министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной в Едином реестре, установленных в соответствии с п. 74.2 ст. 74 Кодекса (ст. 201.16).
П. 74.2 ст. 74 Кодекса не содержит никаких ссылок на любые критерии рисков:
«...74.2... Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, определяются ГФС Украины».
При таких обстоятельствах приходится констатировать, что фактически законодатель узаконил нормативные документы ГФС, не предусмотренные действующим законодательством и не зарегистрированные Минюстом, которыми вводились «улучшения» для хозяйствующих субъектов (в частности, «Методические рекомендации по фиксированию в актах проверок результатов отработки документально оформленных плательщиками налогов нереальных хозяйственных операций с товарами»).
В случае остановки регистрации налоговой накладной налогоплательщику в течение операционного дня контролирующий орган в автоматическом режиме направляет (в электронном виде в текстовом формате) квитанцию об остановке регистрации.
В квитанции указываются:
— определение критерия оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной;
— предложение о предоставлении налогоплательщиком объяснений и/или копии документов, достаточных для принятия контролирующим органом решения о регистрации такой налоговой накладной (ст. 201.16.1).
Письменные объяснения и/или копии документов налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган по основному месту учета в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в такой налоговой накладной.
Решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной принимается и направляется налогоплательщику в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения объяснений и документов.
Решение об отказе в регистрации налоговой накладной может быть обжаловано в административном или судебном порядке.
О других изменениях в части порядка оформления налоговых накладных
К реквизитам, обязательным к заполнению в налоговой накладной, добавлен четырехзначный код товара согласно УКТВЭД (ст. 201.1).
Налоговая накладная, составленная и зарегистрированная после 1 июля 2017 года в Едином реестре налоговых накладных, является для покупателя таких товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога в налоговый кредит и не требует какого-либо другого дополнительного подтверждения.
Ошибки в реквизитах (кроме кода товара согласно УКТВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (поставляемый товар/услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной непринятия налоговых накладных в электронном виде (ст. 201.10).
Законом также введена новая процедура остановки регистрации в ЕРНН налоговой накладной (расчета корректировки). Остановка регистрации будет происходить на основании данных автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных и расчетов корректировки критериям оценки степени риска. Сами критерии еще должны быть разработаны Минфином.
Введен полноценный электронный кабинет налогоплательщика (доступ ко всей налоговой информации о плательщике, сверка расчетов с бюджетом, заполнение и представление налоговой отчетности, управление уплаченными сверх необходимого средствами, регистрация налоговых и акцизных накладных, информирование о проверках и предоставление актов или справок проверок, переписка с контролирующим органом).