Налогообложение: инвестиционный климат улучшают... эпизодически
https://racurs.ua/1369-nalogi.htmlРакурсПравительство в который раз пытается создать законодательный толчок к усовершенствованию системы налогообложения в Украине (законопроекты 5132, 5368, принятые за основу с сокращением срока подготовки). Однако тянут ли предложенные законодательные изменения на достижение заявленных целей по «созданию благоприятного инвестиционного климата», а еще больше на «налоговую реформу» — вопрос, полный ответ на который даст время и субъекты бизнеса.
А то, что правительственные предложения в сфере налогообложения содержатся одновременно в нескольких законопроектах и рассеяны по своему содержанию, в определенной степени ставит под сомнение комплексное видение задач и четкий подход к их решению.
Еще больше усложняет возможность аналитической оценки существенная доработка проектов законов профильным комитетом уже после их утверждения правительством и подачи в парламент. В случае четкого видения изменений и проведения прогнозных аналитических расчетов объяснительные документы, которые и предусмотрены именно для обоснованной подачи законодательных инициатив, должны содержать исчерпывающие аргументы и ожидаемые результаты относительно заявленных изменений.
Правительственные законопроекты содержат отдельные позитивные шаги по усовершенствованию налогового законодательства: введение единого открытого автоматического реестра налоговых накладных, электронных сервисов налогоплательщиков, налоговых каникул, ликвидация налоговой полиции (хотя и без согласования соответствующих функций в дальнейшем). В то же время детальный анализ предложений дает основания для вывода о наличии очевидных рисков и шероховатостей. Прежде всего они касаются механизма применения норм, дополнительных расходов на администрирование и неопределенного влияния налоговой нагрузки на отдельных налогоплательщиков.
В частности, реестр заявлений на возврат сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость был введен и уже действовал в течение определенного времени. Но его применение и полное убеждение в эффективности не позволило избежать проблем с возмещением НДС, применением схем и осуществлением махинаций. Очевидно, что проблема заключается не только в необходимости законодательных изменений, но и в надлежащем их исполнении. В вопросах ликвидации коррупционной составляющей следует искать и другие механизмы побуждения всех субъектов налоговой системы к неукоснительному выполнению законодательства.
Также, согласно предложениям проектов в системе электронного администрирования НДС все-таки остается определенное влияние государственных органов. В частности, при принятии решения об удовлетворении заявок на возмещение НДС, приостановлении регистрации налоговых накладных в едином реестре или возобновлении их блокирования, поскольку отсутствуют четкие критерии совершения таких действий специально созданной комиссией.
В контексте единого подхода к налогообложению совершенно непонятным остается создание временного реестра для отдельных субъектов хозяйствования, которым не были выплачены заявленные к возмещению суммы НДС.
Открытыми остаются определенные проблемы налогового законодательства в системе уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, акцизов, сборов и прочего, что не создает предпосылок для осуществления целостной реформы и обеспечения стабильности налогового законодательства.
Понимание того, что на самом деле стоит полностью менять в налоговом законодательстве, дает только одно — неукоснительное и системное выполнение действующего.