Назначен виновный в катастрофе банка «Таврика»
https://racurs.ua/1485-naznachen-vinovnyy-v-katastrofe-banka-tavrika.htmlРакурс13 марта 2017 года Апелляционный суд Киева отменил оправдательный приговор бывшему руководителю банка «Таврика» Анатолию Дробязко и вынес новый, которым назначил подсудимому наказание в виде пяти лет условного лишения свободы с испытательным сроком в три года, а в придачу 12 750 грн штрафа. Несмотря на то, что преступление было совершено несколько лет назад, из этого вердикта можно многое понять об истинных причинах «банкопада» современной эпохи, о том, чем закончится уголовное преследование его виновников, а главное, о том, сколько рыбы для личного потребления наловят в этой мутной воде работники правоохранительных органов.
«Таврика» был одним из первых украинских банков, разорившихся в результате мирового экономического кризиса. В середине 2000-х годов эта организация входила в некую корпорацию, в составе которой кроме него были еще акционерное общество «Киевский ювелирный завод» и трест «Югозаптрансстрой». Реальным владельцем этого «холдинга» был бизнесмен по имени Сергей Цюпко, который в настоящее время проживает в Австрии, а специализировался он на строительстве жилья. Тогда страна переживала настоящий строительный бум, цены на недвижимость стремительно росли и казалось, что так будет всегда, поэтому дельцы пытались любой ценой приобрести побольше земли, рассчитывая на то, что затраты окупятся сторицей. Когда после 2008 года этот бизнес начал уходить в нормальное русло, многие из самонадеянных бизнесменов оказались в положении рыбы, выброшенной на берег большим наводнением.
Был среди них и Цюпко, который, занявшись очковтирательством, создал ряд подставных фирм с иностранной пропиской, через которые он сам у себя покупал, продавал и снова покупал акции, а также брал, возвращал и снова брал кредиты — одним словом, делал все, чтобы внешне казалось, что банк прибыльный и в нем кипит жизнь. Таким образом ему удалось получить помощь Национального банка Украины в виде рефинансирования и несколько лет продержаться на плаву, но в конце 2011 года тот понял, что пора хватать, что есть, и бежать за границу. Для того чтобы провернуть эту операцию, он и пригласил руководить банком Анатолия Дробязко, который работал в НБУ еще в эпоху Вадима Гетьмана, был его советником и мастером подобных комбинаций.
В ходе реализации придуманного им преступного плана «Таврика» в ноябре 2011 года с разрешения Нацбанка открыл корреспондентский счет в австрийском банке «Майнл Банк Акциенгезельшафт» (МБА), куда перевел 27 млн долл. Но поскольку национальное законодательство и международные соглашения не давали возможности реальному владельцу банка просто так снять эти деньги со счета и положить в карман, одна из подставных фирм под названием «Винтен Трейдинг ЛТД» (Кипр) получила в австрийском банке кредит на такую же сумму в 27 млн долл. якобы для финансирования строительных проектов в Украине, а банк «Таврика» одновременно согласился быть его поручителем и передал в залог МБА эти самые 27 млн, которые находились на его корреспондентском счете. На первый взгляд выглядит запутанно, но на самом деле логично, как и логично создавать лишние рейсы в детском ребусе о том, как надо перевезти целыми и невредимыми волка, козу и капусту.
Далее, получив кредит через фиктивного заемщика, Цюпко забыл все эти глупости вроде строительных проектов в Украине и начал трудовую буржуазную жизнь в Вене. Австрийский банк, не дождавшись возвращения кредита, за год забрал себе средства залогодателя, а украинские вкладчики банка «Таврика» остались с носом, после чего НБУ в декабре 2012 года официально признал банк неплатежеспособным, а в марте 2013 года вообще его ликвидировал. В конечном итоге причиненные таким образом убытки вкладчикам на сумму 27 млн долл. (211 млн грн) возмещать пришлось государству в лице Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Ряд жадных до денежного заработка народных депутатов попытались на законодательном уровне поднять бучу по поводу того, что регулятор умышленно уничтожил стабильный и прибыльный банк, но особого успеха эта кампания не имела.
Что же касается Анатолия Дробязко, который подписывал незаконный договор залога, то он остался в Украине, поскольку был уверен, что ему здесь ничего страшного не грозит, — и во многом оказался прав. Когда в апреле 2013 года было открыто уголовное производство, прокуратура ухитрилась предъявить ему обвинение не в мошенничестве, не в растрате чужого имущества и даже не в злоупотреблении служебным положением, а всего-навсего в служебной халатности: нарушил, мол, инструкцию НБУ и не поручил подчиненным клеркам занести в книгу учета этот договор, провести оценку рисков операции и сформировать под них резерв денежных средств. Приговором Шевченковского районного суда Киева от 2 июня 2014 года Дробязко был оправдан ввиду недоказанности в его действиях состава преступления. В ходе обжалования Апелляционный суд Киева дважды своим постановлением оставлял этот вердикт без изменений и дважды Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел эти решения отменял, и вот наконец банкир был признан виновным.
Впрочем, назначенное ему наказание не стоит выеденного яйца — в этом приговоре гораздо интереснее другой момент. Дело в том, что в апреле 2013 года для компенсации расходов государства судом был наложен арест на все движимое и недвижимое, реальное и виртуальное имущество Киевского ювелирного завода как тесно связанной с банком «Таврика» структуры, имеющей одного и того же реального владельца. Однако в ходе следствия по делу Дробязко прокурор Сергей Башловка попросил суд отменить арест как необоснованный в этом производстве. Суд его просьбу удовлетворил, арест снял, и теперь можно смело предполагать, что прокуратура с удовольствием поживится активами этого предприятия.