Советская власть и КГБ против каратэ: как это было в Украине
https://racurs.ua/1839-sovetskaya-vlast-i-kgb-protiv-karate-kak-eto-bylo-v-ukraine.htmlРакурсВ УССР только в 1981–1982 годах была прекращена деятельность 365 нелегальных групп каратэ, объединявших 14 тыс. спортсменов-аматоров. Это случилось после издания указа Президиума Верховного Совета УССР от 24 декабря 1981 года «Об административной ответственности за нарушения правил обучения каратэ». О том, как в Украине преследовались каратисты-самоучки, свидетельствуют найденные историками документы.
В последнее десятилетие советской власти коммунистический режим обратил свое внимание на рост популярности среди населения боевых единоборств. Подавляя народные восстания, протесты и даже инакомыслие одиночек все годы существования советской власти, правящая верхушка не могла допустить, чтобы «обычные люди» осваивали основы — теорию и практику — боевых искусств.
Да, были секции дзюдо и самбо — как на базе ДЮСШ, так и в спортклубах ведомственной «прописки» (в основном, спортобщества «Динамо», которое курировали КГБ и МВД). И эти виды единоборств — без приставки «боевое» — были санкционированы партией как официально разрешенные. Результативные спортсмены были на учете, многие из них строили официальную карьеру в силовых ведомствах — милиции, Комитете государственной безопасности, реже — прокуратуре. Обладатели погон МВД и КГБ на закрытых тренировках могли совершенствовать свои борцовские навыки, изучая «боевые разделы» — так называемое боевое самбо и боевое дзюдо. То есть овладевать теми приемами борьбы, применение которых калечило и убивало противника.
Таким образом коммунистическое государство сохраняло монополию не только на владение оружием (исключение составляли охотники, подконтрольные все тому же «Динамо»), но и приемами борьбы и рукопашного боя. Советская власть отдавала себе отчет, что в СССР было много желающих душить ее представителей голыми руками.
Неподконтрольное распространение экзотических для населения СССР боевых искусств, в первую очередь — каратэ, в подпольных клубах и школах было прямым вызовом коммунистической системе. Тогда, после проведения в СССР Олимпиады-80, партийным руководством и было принято решение об ужесточении контроля над преподаванием и изучением боевых искусств в стране.
Как и в уничтожении диссидентов, так и в преследовании спортсменов-самоучек в СССР особое рвение проявили партийное руководство УССР и КГБ УССР. Как об этом уже много писалось, «если в Москве стригли ногти, в Киеве рубили руки». И не нужно все списывать на «кровавый Кремль» — жесточайшими карателями украинцев были этнические же украинцы из ЦК КПУ и КГБ УССР. Те же первый секретарь ЦК Владимир Щербицкий или председатель республиканского КГБ Виталий Федорчук.
Последний вообще построил свою карьеру на жесточайшем подавлении инакомыслия в Украине. Именно при нем в тюрьмы, колонии и лагеря России были отправлены десятки украинских писателей и поэтов, диссидентов, а многие — убиты. Именно при украинце Федорчуке 5-е Главное управление КГБ УССР далеко превзошло по жестокости и масштабам деятельности своих коллег из других республик, поставив уничтожение инакомыслящих сограждан буквально на конвейер.
Неудивительно, что Федорчук руководил и кампанией по «пресечению» деятельности неформальных спортивных объединений граждан. А после разгрома последних пошел на повышение — в 1982 году был назначен председателем КГБ СССР, и в том же году — главой МВД СССР (по воспоминаниям участников тех процессов, даже в ЦК КПСС были озадачены масштабностью и жестокостью травли, развязанной Федорчуком в Украине, и потому его тихо спровадили «на милицию», чтобы трагедия Украины не повторилась в масштабах СССР — пол-ЦК еще помнило, к чему совсем недавно привела «ежовщина» и «бериевщина»).
Ниже — текст документа, который проливает свет на события 1981–1982 годов в Украине, когда «запрещали каратэ». Это докладная записка председателя КГБ УССР Степана Нестеровича Мухи на имя первого секретаря ЦК КПУ Щербицкого.
Справедливости ради отметим, что Коммунистическая партия верно оценила грозящие ей риски. После падения коммунистического режима и развала СССР многие из тех, кто обучался в подпольных школах и клубах боевым единоборствам, пополнили ряды убежденных антисоветчиков и... организованной преступности: бандитскому сообществу пригодились крепкие парни с хорошо поставленным ударом. Не остались в стороне от бандитского «движа» и «официальные» боксеры, дзюдоисты и самбисты. Начались те самые лихие 90-е...
Фамилии многих известных спортсменов и безвестных спортсменов-самоучек вы найдете сегодня на «аллеях бандитской славы» кладбищ от Киева до Симферополя. Наиболее циничные стали стукачами СБУ и МВД, но чаще — ФСБ, обретя статус бизнесменов. Наиболее умные и везучие — завязали с бандитским промыслом или вовсе уехали из Украины.
Фамилии многих «организованных спортсменов» в свое время пополнили так называемые спецучеты УБОП МВД и Главка «К» СБУ. Как, например, член ОПГ братьев Савлоховых Рудольф Каценбоген:
«230. Скачко (Каценбоген) Рудольф Анатольевич, 17.04.1938 г. р. Немец. Уроженец Тбилиси. Паспорт: 8-МА №638965, выдан Московским РОВД Киева 22.01.1985 г. Женат. Проживает в Киеве, пр. Науки, 18, кв... Скрытен, необщителен, хитер, деловит, предприимчив. В 1985 году вышел из мест лишения свободы. Работал начальником участка РСУ в Вышгороде, затем работал мастером СУ-5 «Киевгорстрой». Затем стал председателем кооператива «Искатель». Часто выезжает в командировки, так как кооператив якобы ведет работы в основном в Тюмени. Подвергался «наездам» со стороны группировки Киселя...» (источник).
Это точка зрения на гражданина Каценбогена карательных органов советского государства. В спортивных кругах Рудольф Каценбоген (Скачко) — один из крупнейших и авторитетнейших в СССР в 1970–80-х знаток восточных единоборств, их популяризатор, известный каратист, автор книг о восточных видах единоборств и каратэ (справочник «Искусство каратэ», Москва, 1971 год), ряда публикаций в СМИ. А еще — автор многочисленных патентов в области строительных конструкций и техники.
Гонения на каратистов в СССР начались осенью 1981 года — после докладной записки министра внутренних дел Николая Щелокова и председателя КГБ Юрия Андропова в ЦК КПСС. Силовики жаловались на то, что каратэ в СССР становится все менее контролируемым. А последней каплей стала разгромная статья в газете «Советский спорт» под названием «Осторожно, каратееды!». Изучив ее, первый секретарь московского горкома партии Виктор Гришин произнес историческую фразу: «Чтобы я про это каратэ больше не слышал!». После чего 11 ноября и вступили в силу новые статьи Уголовного кодекса «Об ответственности за нарушение правил обучения каратэ».
Правда, судить каратистов предпочитали по другим статьям. Так, москвич Алексей Штурмин (считается основоположником каратэ в СССР — «Аргумент») получил восемь лет за операции с валютой (так называемые незаконные валютные операции), а киевлянин Рудольф Каценбоген — шесть лет за незаконное предпринимательство.
В вину Каценбогену вменили то, что он «кустарным способом» издал книгу о восточных единоборствах — первую в СССР. Здесь следует пояснить, что в Советском Союзе все типографии и типографская продукция контролировались КГБ. И даже оттиски с печатных машинок в различных ведомствах и редакциях хранились в Комитете государственной безопасности — для быстрого установления, в случае необходимости, виновных «в воспроизводстве при помощи технических средств» «антиобщественной литературы» или, хуже того, «антисоветских произведений». Под этот каток Каценбоген и попал...
...О том, насколько больно украинское общество, свидетельствует такой, казалось бы, курьезный факт: только 2 декабря 2016 года президент Украины Петр Порошенко отменил еще советские штрафы за самовольное обучение каратэ.
Согласно действовавшей ст. 196 Кодекса об административных правонарушениях Украины, нарушение установленных правил открытия секций спортивного каратэ или набора в них граждан, или обучения в секциях приемам, запрещенным спортивными правилами, а также самовольное обучение приемам каратэ предусматривало штраф от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан (на момент прекращения действия этой статьи — от 51 до 119 грн). Законом, принятым Радой 15 ноября 2016 года и подписанным Порошенко в декабре того же года, эта статья из кодекса была изъята.
Ирония судьбы: на отмену идиотских запретов потребовалось 35 лет! Из них 25 лет пришлись на период восстановленной независимости Украины.