Новости
Ракурс
Владимир Гройсман и Славомир Новак. Фото: facebook.com/pg/Nowak.Slaw

Украинская формула безопасности дорожного движения

26 июн 2018, 10:18

Штраф не дисциплинирует водителей, если следствием реформ в сфере безопасности дорожного движения не станет неотвратимость справедливого, а не вымышленного наказания для всех нарушителей без исключения

24 июня в аварии, произошедшей на автодороге Днепр — Кобыляки вблизи поселка Обуховское Днепровского района на Днепропетровщине, погибли двое мужчин и женщина. Водитель автомобиля «ЗАЗ Vida», не справившись с управлением, врезался в столб.

В этот же день вечером в центре Одессы мотоциклист, который вез пассажирку, на переходе наехал на парня. От удара мотоцикл отбросило на тротуар, где стояла пожилая женщина. Все четверо оказались в больнице.

Тоже 24 июня легковушка Toyota под Киевом столкнулась с одной фурой, а затем рикошетом отлетела в другую. ДТП унесло жизни двух пассажиров легкового автомобиля, его водитель в тяжелом состоянии попал в больницу.

 

Днем ранее в Кривом Роге пьяный 26-летний водитель автомобиля Nissan насмерть сбил двух женщин.

22 июня вблизи села Копачи в Киевской области Volkswagen Transporter, за рулем которого была 30-летняя женщина, пересек встречную полосу движения и столкнулся с деревом. Ее муж погиб, дети, которые тоже были в машине, оказались в больнице.

21 июня в Березани Киевской области водитель внедорожника Mercedes, двигаясь по трассе Киев — Харьков, на большой скорости врезался в автобус, убив его водителя.

И таких досадных случаев, к сожалению, очень много. Ежедневно на украинских дорогах люди не только травмируются, но и гибнут. По данным Департамента патрульной полиции Украины, в прошлом году зарегистрировано 162 526 ДТП. За пять месяцев этого года — 57 184 аварии. В Департаменте медицинской помощи Минздрава отмечают, что за период с 2011 по 2016 год на территории Украины произошло почти 170 тыс. дорожно-транспортных происшествий, которые унесли 26,5 тыс. человеческих жизней, а 209 человек были травмированы. В прошлом году в ДТП пострадали 11 859 человек, погибло — 1377.

Специалисты Всемирного банка подсчитали, что экономические потери Украины вследствие аварийности составляют не менее 4,5 млрд долл. ежегодно. Поэтому реальные, а не декларативные, меры по повышению безопасности дорожного движения — уже давно для Украины насущная необходимость. Однако эта работа, убеждают эксперты, даст положительный результат только тогда, когда будут учтены абсолютно все ее составляющие, совершенствуемые равномерно.

Для автора этих строк, как и для многих водителей, безопасность дорожного движения определяется несколько упрощенной и в то же время четкой формулой. Первая ее составляющая — состояние дорожного покрытия — это серьезный фактор аварийности. И не надо при этом убеждать, что главное — соблюдать Правила дорожного движения. Безусловно, важно и поведение водителей, как и адекватность этих самых правил, а также то, насколько справедливо у нас происходит наказание нарушителей. В частности, правильно ли их определяют или назначают на эту роль тех, кого выгоднее сделать виноватыми.

Когда яма на яме и ямой погоняет

О практически полностью разрушенных дорогах между селами и поселками не говорю, поскольку такое впечатление, что села у нас планомерно уничтожают. Но уже много лет наблюдаю перманентный ремонт трассы Одесса — Киев: один кусок сделают, берутся за второй, третий, десятый. А в это время первый снова испортился. И это Одесская трасса — одна из самых востребованных в Украине. А что происходит на других? Неудивительно, что люди периодически теряют терпение. Один из примеров — недавнее перекрытие дороги Канев — Чигирин — Кременчуг жителями села Мошны, что на Черкасчине. Люди поставили перед властью требование отремонтировать 30-километровый участок этой трассы. Представители облавтодора говорят, что деньги есть только на ремонт 10 км, на остальных 20 км — после того, как закончат проектно-сметную документацию, — могут разве что ямы залатать.

И это притом, что руководитель «Укравтодора» Славомир Новак обещает отказаться от ямочного ремонта, отмечая, что стратегическим направлением компании будет капитальный ремонт и строительство новых дорог. Правда, такое счастье украинцев ждет аж с 2020 года, а до этого времени в ямы и выбоины на дорогах будут продолжать закапывать государственные деньги. Как сообщил Новак, в течение ближайших пяти лет на ремонт и содержание дорог будет направлено 300 млрд грн, в том числе в этом году — 33,5 млрд, в следующем — уже 45 млрд.

Славомир Новак. Фото: facebook.com/pg/Nowak.Slaw

В то же время, как отмечал председатель парламентского комитета по вопросам транспорта, народный депутат Ярослав Дубневич, камнем преткновения в этом процессе является затягивание «Укравтодором» и местными властями тендерных процедур. А промедление с выполнением работ, по его подсчетам, приводит к ежегодным потерям Украины 30 млрд грн.

Раз программа, два программа…

Однако нас настойчиво убеждают, что капитальный ремонт дорог в Украине — наше все. Занимается этим вопросом и глава государства, который в случае неосвоения средств поддерживает принцип их перераспределения на строительство автомобильных дорог между областями. По словам Петра Порошенко, никогда еще государство не выделяло столько денег, чтобы обеспечить приоритетное дорожное строительство. Чтобы справиться с проблемой, в апреле этого года Кабинет министров утвердил Государственную программу повышения уровня безопасности дорожного движения, рассчитанную до 2020 года. Кто отслеживает тему, знает: далеко не первую и явно не последнюю. Не станет ли эта красивая на бумаге программа очередным пшиком, покажет время. Хотя намерения, указанные в документе, весьма серьезны.

Так, премьер-министр Владимир Гройсман, обращая внимание на то, что сейчас ДТП ежедневно уносят 11 человеческих жизней, объясняет: чтобы это изменить, мы проводим реконструкцию и ремонт дорог, вводим новый уровень безопасности. Он также подчеркивает, что начать местные программы борьбы со смертностью на дорогах должны и облсоветы, предложив оценивать работу местной власти с учетом количества смертей от ДТП.

Чтобы доказать на этот раз серьезность намерений, программу подкрепили изрядным бюджетным финансированием. Речь идет о 2,64 млрд грн бюджетных средств только на 2018 год, 2,55 млрд грн на следующий и 34,9 млрд грн на 2020 год. Если коротко, то эти деньги планируют распределить так: на полтысячи кольцевых развязок (а это инфраструктура безопасности) — свыше 1 млрд грн; на островки безопасности на въездах в населенные пункты, которых также должно появиться 500, — тоже около 1 млрд грн; 6400 современных пешеходных переходов будут стоить более 1 млрд грн, полторы тысячи пешеходных переходов с осветительными панелями — 150 млн грн. На ликвидацию более сотни мест концентрации дорожно-транспортных происшествий уйдет почти 260 млн грн. Кроме того, за 60 млн грн будет установлено 15 тыс. новых дорожных знаков, за 435 млн грн — построено 258 км современных барьерных ограждений. Правда, нигде не удалось найти информацию, как при этом будут учитывать потребности диких животных переходить с одной стороны дороги на другую, тогда как за рубежом, на чей опыт у нас так любят ссылаться, под дорогами строят специальные подземные переходы.

В то же время министр инфраструктуры ВладимирОмелян считает, что процесс восстановления дорог должен параллельно сопровождаться повышением уровня безопасности передвижения, поскольку качественные дороги не залог безопасности на них. По его словам, цель правительственной программы — уменьшить травматизм на дорогах на 90% и достичь нулевой детской смертности, а общую — уменьшить на треть. Для ее достижения, отметил глава профильного министерства, и будут предприниматься меры по повышению эффективности государственного надзора и контроля. Речь идет прежде всего о внедрении системы автоматической фиксации нарушений ПДД, установлении камер автофиксации на дорогах государственного значения, оснащении патрульных автомобилей мобильными приборами контроля скорости и алкотестерами, контроле безопасности коммерческих перевозок, на что в комплексе должно быть направлено свыше 1,3 млрд грн бюджетных средств.

С позиции наказания гривной

Как ни обидно, но анализ нововведений в сфере безопасности дорожного движения доказывает, что украинских водителей считают не вполне сознательными элементами и дальше планируют воспитывать с позиции наказания, и прежде всего гривной. Один из самых свежих примеров — в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №8492 «О внесении изменений в статью 121 Кодекса Украины об административных правонарушениях (относительно снижения смертности и травматизма на дорогах Украины путем увеличения уровня пользования ремнями безопасности и шлемами)», которым предлагают увеличить штраф за непристегнутые ремни безопасности в автомобилях с 51 до 850 грн. Кстати, никаких экономических расчетов, кроме ссылок на размеры штрафов в европейских странах, народные депутаты не приводят.

«Чтобы восстановить порядок на дорогах, прежде всего нужно убрать все автомобили, которые стоят на обочинах и мешают проезжать другим, — отмечает в комментарии «Ракурсу» генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. — Когда проезжая часть и так слишком узкая, и она еще уменьшается вдвое из-за припаркованного транспорта — это вызывает пробки, водители начинают нервничать, теряют внимание и, как результат, происходят аварии».

Еще одно важное направление, убежден Олег Назаренко, — это качественная работа дорожной полиции и возвращение уважения водителей к патрульным полицейским. «У нас водители позволяют себе повышать на полицейских голос. Так быть не должно: безнаказанность тоже приводит к дорожно-транспортным происшествиям», — говорит эксперт.

Если речь идет о ДТП, то наибольшее их количество, как сообщил «Ракурсу» в. и. о. начальника Департамента патрульной полиции Украины Алексей Белошицкий, происходит в Киевской, Одесской и Харьковской областях. «Причины аварий, — объясняет он, — уже много лет остаются неизменными. Это нарушение правил маневрирования, несоблюдение дистанции и превышение безопасной скорости». Однако правозащитники, работающие в автомобильной тематике, отмечают, что статистические данные не совсем соответствуют действительности, поскольку дорожно-транспортные происшествия не всегда квалифицируют точно. Скажем, в случае вины пешехода, который выскочил на дорогу внезапно, авария обычно попадает в раздел «Причины — из-за скорости».

Фото: pxhere.com

«Основные причины аварий — реальные, из практики, а не по той статистике, где все списывается на скорость, — это прежде всего нарушение водителями приоритета и правил маневрирования, — объясняет «Ракурсу» юрист Вадим Володарский. — Причем у нас есть большая категория водителей, которые убеждены, что остальные должны их пропускать вопреки ПДД. То есть часто это умышленные нарушения, а не по незнанию. А при расследовании таких ДТП вину нередко пытаются переложить на того, кто имел преимущество, но «не избежал столкновения», что ухудшает ситуацию, убеждая горе-водителей в их правоте».

Адвокат также отметил, что большую роль для общества играет проблема так называемых мажоров, для которых вседозволенность приводит к искажению связи между нарушением ПДД и наказанием за это. Что касается обычного водителя, то он знает, что его могут «развести» даже за несуществующее нарушение (то есть переложить вину, как, скажем, у нас часто делается в делах с пешеходами). «Защититься от этого трудно, проще заплатить (неважно, штраф или взятка). Эти выплаты он воспринимает или как лотерею (сегодня тебя остановили, завтра меня), или как своеобразный налог на движение по дорогам, но ни в коем случае не как наказание за конкретное нарушение, — расставляет точки над «i» правозащитник. — И у него — так же, как и у мажора — тоже нарушается связь между нарушением и наказанием, уничтожая стимул не нарушать. Поэтому эффективная защита от обвинения в нарушениях правил дорожного движения для безопасности не менее важна, а неотвратимость наказания должна быть справедливой».

Без вины виноват?

Поддерживает позицию коллеги и автоадвокат Станислав Шевченко. «Сейчас очень трудно заставить сторону обвинения (следователя, прокурора) посмотреть на вопрос виновности в ДТП, так сказать, немного шире, — объясняет эксперт, комментируя для «Ракурса» проблему безопасности движения. — В моей практике был такой случай. В прошлом году в Кременчуге произошло дорожно-транспортное происшествие. Краткая фабула дела: мой подзащитный, управляя легковым автомобилем (а это было зимой), через несколько дней после снегопада, двигаясь по улице с тремя полосами в каждом направлении, опережая грузовой автомобиль, выехал на крайнюю левую полосу. При этом между полосами стоит АЗС, сотрудники которой, убрав со своей территории снег, просто сбрасывали его на проезжую часть дороги. Поэтому почти половина крайней левой полосы движения (именно той, на которую в непосредственной близости перед АЗС выехал мой подзащитный) оказалась заваленной сугробами. В результате наезда на этот снежный накат автомобиль потерял управление и его отбросило уже на крайнюю правую полосу, где он столкнулся с другим легковым автомобилем и два человека получили телесные повреждения».

На досудебном расследовании, отмечает правозащитник, его подзащитному было объявлено о подозрении по ст. 286 ч. 2 УК Украины (нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее тяжкие телесные повреждения). «Но сейчас в процессе рассмотрения уголовного дела в суде решается вопрос о назначении дорожно-технической экспертизы, которая ответит на вопрос, были ли недостатки в организации дорожного движения, которые могли послужить причиной этого ДТП, что, по моему мнению, существенно повлияет на степень вины моего подзащитного или вообще на наличие в его действиях такой вины», — добавляет Станислав Шевченко. А сколько водителей, которых справедливо считать пострадавшими, статистика считает виновными? Наверное, не одну сотню.

В то же время юрист утверждает, что едва ли не важнейшей составляющей безопасности дорожного движения в нашей стране является банальное соблюдение Правил дорожного движения каждым участником — будь то водитель транспортного средства, или велосипедист, или пешеход. «Алгоритм прост, — говорит Станислав Шевченко. — Если пешеход будет переходить проезжую часть по пешеходному переходу только на разрешающий сигнал светофора, а водитель транспортного средства предоставит ему преимущество в движении, то о каком ДТП вообще может идти речь?»

Если суммировать разложенную на составляющие проблему, то помимо соблюдения водителями, велосипедистами и пешеходами Правил дорожного движения важными иксами и игреками этой формулы будут качественные современные дороги, разумные ограничения и адекватные штрафы, рассчитанные по понятным людям показателям, а не опирающиеся на желание любой ценой заставить водителя заплатить больше. Или скажете, для Украины это утопия?

 

Мария ХВОЩ


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter