Новости
Ракурс

Укравтодор: европейские надежды и украинские реалии

12 апреля премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время заседания правительства озвучил намерение ликвидировать очередную проблему, стоящую перед государством. «Мы в этом году изменили подход, и очень важно, чтобы мы начали системно решать проблему украинских дорог», — сказал премьер.


.

Самое время разобраться, что, собственно, имелось в виду под этими грандиозными планами. Предыдущее системное решение в январе этого года было связано с переподчинением железной дороги Министерству экономического развития и торговли. Министр инфраструктуры Владимир Омелян, лишившись управления этим активом, заявил: «То, что происходит сейчас, — это не переход «Укрзалізниці»от контроля одной партии к другой. Это вопрос реформы — быть ей или нет».

Государственным агентством автомобильных дорог (Укравтодором) с 19 октября 2016 года руководит экс-министр транспорта Польши Славомир Новак, который планировал решить все транспортные проблемы, привлечь инвестиции в отрасль, создать Государственный автодорожный фонд, а также восстановить эффективное сотрудничество с ЕБРР и Всемирным банком. Полугодовое руководство автодором привело поляка к идее четырехуровневого контроля качества ремонта дорог и создания черного списка подрядчиков, делающих некачественный ремонт. Все это было озвучено на правительственном заседании 12 апреля этого года.

«Мы уже начали работу на 39 объектах, выбраны подрядчики для 101 объекта. На сегодняшний день у нас готовы проекты на 189 объектов, до мая будем завершать работу над проектной документацией на 18 млрд грн», — заявил Новак. Также он сообщил, что в течение марта-апреля проводится ямочный ремонт, в том числе в марте план работ перевыполнен на 17%.

Перевыполнение планов и точный расчет затрат, несомненно, можно отнести к успехам автодорожников, хотя премьер еще пару недель назад обмолвился, что «95% дорог сегодня находятся в ужасном состоянии». Но за два дня до правительственного заседания, 10 апреля, президент Петр Порошенко заявил, что в 2017 году будет построено 2000 км дорог, на строительство которых, согласно бюджету, будет потрачено 35 млрд грн. Вишенкой на автодорожном торте можно считать заявление министра инфраструктуры Владимира Омеляна о строительстве автобана, который соединит Одессу с польским Гданьском. Сказано это было 10 апреля в ходе инспекции дорожных работ во Львовской и Волынской областях.

Немецкое слово «автобан» (Autobahn) понятно без перевода. Как и итальянское «автострада», оно не имеет никакого отношения к украинскому языку и реалиям. Дорога между Одессой и Киевом, которую пытались обозвать подобными словами, осталась просто дорогой. Министр сначала говорит о европейской трассе, потом мгновенно уточняет, что для ее строительства нет европейских денег и они должны откуда-то вдруг появиться.

Автобан в Германии

О недофинансировании заявляет и его польский подчиненный: «Мы должны откровенно людям сказать, прямо в глаза… Ситуация еще долго не исправится. Если финансирование будет на том уровне, который есть сегодня... У меня как у руководителя «Укравтодора» есть 5 млрд грн на строительство дорог, 5 млрд на всю сеть дорог, плюс, возможно, 2 млрд на ямочный ремонт. Надо откровенно сказать: без радикального увеличения финансирования на дороги ситуацию не исправим».

Все эти разговоры происходят практически одновременно, к ним подключается еще один подчиненный министра инфраструктуры, руководитель государственного предприятия «Укрдоринвест» Елена Криворучко. По ее словам, усредненная стоимость капитального ремонта составляет 20 млн грн/км (что в несколько раз меньше европейского показателя), тогда как стоимость среднего ремонта — около 10 млн грн. По ее словам, из 164,1 тыс. км дорог в Украине с твердым покрытием 150 тыс. км требуют ремонта, и на восстановление дорог государственного значения «необходимо потратить около 500 млрд грн. Для сравнения, расходная часть государственного бюджета Украины на 2017 год составляет 790 млрд грн».

В каждой государственной организации есть Общественный совет, в Укравтодоре он тоже есть и состоит из 18 человек. При неадекватном состоянии дел эти люди должны информировать общественность и руководство государства о проблемах. Польский руководитель украинских дорожников половину времени проводит вне территории Украины, для обывателя это не проблема. Пусть он вовсе не появляется в Киеве — главное, чтобы дороги государства начали приводиться в порядок. Однако, судя по разнообразным заявлениям чиновников, можно сделать вывод, что «не все в порядке в датском королевстве». Да и само сюрреалистическое здание Укравтодора в Киеве больше говорит о сложной драматургии происходящего.

Здание Укравтодора, г. Киев


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter