Уха из ценных пород асфальта для Владимира Гройсмана
https://racurs.ua/1225-uha-iz-cennyh-porod-asfalta-dlya-vladimira-groysmana.htmlРакурсМы свое призванье не забудем:
смех и радость мы приносим людям.
Из песни к мультфильму «Бременские музыканты»
Наш дорогой во всех отношениях премьер-министр Владимир Гройсман в очередной раз порадовал общественность громким заявлением. «Весной 2017 года стартует масштабное строительство дорог на несколько миллиардов долларов», — заявил на брифинге Владимир Борисович.
По его словам, деньги на строительство даст Всемирный банк, а также будут выделены частные и государственные средства Украины. Все закупки пройдут на прозрачных публичных тендерах.
«Я считаю, что коридоры с севера на юг, порты — раз; с запада на восток — два. Это два коридора, которые нам нужно построить в Украине для того, чтобы мы могли обеспечить, во-первых, чтобы украинцы ездили по нормальным дорогам, а во-вторых — чтобы мы могли стать очень влиятельным транзитером», — сказал Гройсман.
Просто прелестно, прелестно! Но у нас, как говорил сын турецкоподданного, все ходы записаны. Открываю архив и читаю заявление того же Гройсмана месячной давности.
В начале мая сего года господин Гройсман пожаловался украинским автолюбителям на отвратительное качество дорог, о чем они, вероятно, пребывали в неведении. «На текущий и средне-текущий ремонт дорог из госбюджета выделено 19 млрд грн, но этих денег не хватит для капитального ремонта автодорог», — сообщил он во время инспектирования Новообуховской трассы.
«Я бы очень хотел, чтобы мы строили такие дороги, как эта [Новообуховская трасса]. Но это сегодня невозможно, поскольку требует больших средств. Только объездная [дорога] Киева будет стоить порядка 200 млрд грн — 170–200 млрд. Поэтому по всей территории Украины в мае и июне будет начат текущий и средне-текущий ремонт дорог. Мы максимально приблизили эти даты для того, чтобы ремонт прошел во всех уголках Украины. Все говорят о том, что следует отойти от ямочного ремонта и перейти к капитальному — я с этим согласен, но сейчас это невозможно», — сказал премьер.
Мое внимание тогда привлекла цифра — 200 млрд грн на строительство объездной дороги вокруг Киева. Сумма настолько астрономическая, что на эти деньги можно не то что дорогу — судоходный канал вокруг Киева прорыть имени товарища Гройсмана.
Потом я взял калькулятор и прикинул: мы не знаем всех планов правительства, но вряд ли новая объездная дорога вокруг Киева окажется гораздо длиннее 100 км.
Существующая ныне Большая окружная дорога является всего лишь полукольцом и имеет длину эксплуатируемого участка 34,4 км. Для сравнения: длина кольца МКАД (Московская кольцевая автодорога) составляет 108,9 км.
Давайте рассчитаем стоимость новой дороги. 200 млрд делим на 100 км. Получаем, что стоимость одного метра дороги составляет… 2 млн грн!
Подчеркну: один метр! Километр, соответственно, обойдется в 2 млрд грн или примерно в 40 млн долл.!
В то же время в ноябре прошлого года бывший министр инфраструктуры Андрей Пивоварский уверял в интервью газете «Зеркало недели», что один километр дороги обходится бюджету в среднем в 5–5,5 млн грн: «Это уже с десятилетней гарантией дорога, без замены основания. То есть где-то 200–250 тыс. долл. за километр. Раньше, несколько лет назад, аналогичные работы делали за 700–800 тыс. долл. Рецепт трехкратной экономии прост: мы постарались привлечь на тендер максимальное количество участников, что позволило нам существенно сократить расходы».
Для сравнения, согласно данным Аудиторской комиссии Министерства финансов Франции (Contrôle général économique et financier, 2006) стоимость 1 км дороги в Швеции составляет 5,6 млн евро, в Германии — 5,7 млн евро, во Франции — 5,2 млн евро, в Великобритании — 19,2 млн евро.
Выходит, что расчетный участок дороги длиною в 100 км должен стоить по украинским расценкам 500–550 млн грн, но никак не 200 млрд!
Потом я решил прикинуть: это сколько в пересчете на один квадратный метр дороги? Двухполосная скоростная автомагистраль с обочинами не уже, чем полоса движения, имеет ширину по нормативам 27,5 м. Поскольку обочины у нас по-человечески никогда не делают, то ширина рабочего полотна дороги ориентировочно составит 25 м, что в пересчете дает цену 80 тыс. грн за один квадратный метр! Это свыше 3 тыс. долл. по нынешнему курсу — то есть дорога у Гройсмана вышла по цене стоимости элитного жилья в центре Киева!
Я решил продолжить свои расчеты и вычислить себестоимость 1 кг вещества, из которого будут делать эту элитную дорогу. При глубине закладки слоев асфальта 0,4 м да при плотности 2400 кг/1 куб. м получим 83 грн 33 коп. за 1 кг автодороги! Не красная икра, но по цене сопоставимо с вареной колбасой или свежемороженым судаком. Рыбки им захотелось…
Получается, пока народ просто худеет от этих оголтелых реформ нового правительства, они там у себя уху едят из ценных пород асфальта…
Поэтому Владимиру Борисовичу стоит уточнить для сограждан: сколько километров, метров или сантиметров дороги сможет построить украинское правительство при таких расценках? И куда можно прийти с большой ложкой — отведать ухи из ценных пород асфальта…