Новости
Ракурс

Премьериада Гройсмана — об искусстве работать локтями

Улеглась пыль от третьей за два года премьериады, и мы можем спокойно, без суеты, проанализировать новую позицию на политической шахматной доске. Называется она по-шахматному цугцванг, а по-простому — капец, тупик.


.

Напомню вкратце траекторию движения к этой очередной победе.

16 февраля 2016 года президент Петр Порошенко наконец-то признал очевидное — страна находится в глубоком политическом кризисе. Глава государства посетовал на падение уровня жизни граждан, свыше 70% которых выступают за отставку правительства. По сути, Порошенко предложил Яценюку стать крайним и призвал его уйти в отставку.

10 апреля 2016 года премьер-министр Украины Арсений Яценюк выступил с ответным телеобращением к стране и заявил о своей отставке: «Мое решение продиктовано несколькими причинами: политический кризис в государстве развязан искусственно, желание заменить одного человека ослепило политиков и парализовало их волю к реальным изменениям в стране, процесс смены правительства превратился в бездумный бег на месте, авторы кризиса стали заложниками обстоятельств, сделали заложниками всех нас: правительство, общество, государство». При этом он призвал к единству с теми, кто, по его же словам, развязал искусственный кризис и обвинял его в отсутствии реформ.

Арсений Петрович, мягко говоря, лукавил, называя кризис искусственным. На самом деле Украина столкнулась с серьезным общественно-политическим кризисом, где война и внешние факторы играют второстепенную роль.

Правительственный кризис — лишь вершина целого айсберга проблем, обусловленных полным финансовым, политическим и моральным банкротством власть предержащих.

Когда-то давно, триста лет назад, великий Бомарше в своей комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» вложил в уста главного героя очень актуальные и по сей день слова: «Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает… часто делать великую тайну из того, что никакой тайны не составляет; запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинить перья, и казаться глубокомысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важностью цели оправдать убожество средств. Вот вам и вся политика».

Старт новой грызни за портфели Яценюк приурочил к символической дате — 12 апреля, Дню космонавтики, — намекая: к звездам мы пойдем через тернии…

Пожалуй, еще не было столь открыто циничной торговли оптом и в розницу должностями, когда не прячась и не озираясь по сторонам показывали мастерство работы локтями и высший пилотаж отжима чужого у своих.

Дошло до того, что накануне голосования за новое правительство Владимир Гройсман прибегнул к открытому шантажу президента, если ему не отдадут пять министерских портфелей и не выполнят ряд других условий…

Было впечатление, что делят торговые места на винницком рынке «Юность», а не формируют правительство страны, претендующей на членство в Евросоюзе.

Порошенко и сам мастер политической интриги, любого партнера «выкрутит» на свои условия. Он был готов к удару от заклятых друзей по Майдану. Но чтобы в спину, от своего... Называется, вырастил на свою голову! Как говорил кот Матроскин: «Дожили. Мы его, можно сказать, нашли, отмыли, очистили от очисток — а он нам фигвамы рисует!»

14 апреля мышиная возня под ковром стихла, и нам предъявили новый состав Кабинета министров.

Как вы уже поняли, при формировании высшего органа исполнительной власти были широко использованы принципы прозрачности принятия решений, гласности, публичного обсуждения каждой кандидатуры, конкурсный отбор и другой тому подобный «порожняк», который Винница не гонит.

Первое ощущение от нового Кабинета министров — за ночь 13 апреля количество торговых точек на политическом рынке резко увеличилось. Если Яценюк управлял правительством с тремя вице-премьерами, без первого зама, то Гройсман расширил торговые площади за счет восстановления вакансии первого вице-премьера, плюс увеличил число простых «вице» до шести. Складывалось впечатление, что должности просто придумывали, чтобы правильно поделить доли в Приватном акционерном обществе «КМУ».

Выступая во вторник, 19 апреля, во время открытия заседания Национального совета реформ, Порошенко объявил об окончании кризиса: «Наше сегодняшнее заседание, которое проходит впервые в этом году, ставит точку в длительной истории парламентско-правительственного кризиса. Наконец сформирована коалиция, наконец сформировано новое правительство, одновременно и профессиональное, и политически ответственное», — сказал глава государства.

При этом Петр Алексеевич забыл добавить, что ключевые министерства остались в руках ровно тех же, кто и был до этого: МИД возглавил все тот же Павел Климкин, МВД неизменно остается под контролем Арсена Авакова, юстицией руководит Павел Петренко, оборона страны вновь доверена Степану Полтораку, министром (чуть не сказал пропаганды) информации остался Юрий Стець, который все прощается, но не уходит…

Игорь Жданов, на котором журналисту Владимиру Бойко уже клейма негде ставить, все так же будет заведовать молодежью и спортом.

Остап Семерак, который был министром Кабинета министров в первом правительстве Яценюка, после недолгой паузы вернулся министром экологии и природных ресурсов.

Вице-премьер — министр культуры Вячеслав Кириленко, который, по общему мнению, провалил работу своего ведомства и ожидал увольнения, оставлен работать «простым» вице-премьером по гуманитарной сфере.

Павел Розенко, министр труда и соцполитики, повышен до вице-премьера по тем же вопросам.

Никуда не делся Геннадий Зубко, вице-премьер — министр регионального развития, строительства и ЖКХ.

Проще сказать наоборот — чем новое правительство принципиально отличается от предыдущего?

Помимо очевидного — почетного изгнания самого Яценюка и его верного министра топлива и энергетики Владимира Демчишина, который ни в каких расследованиях не тонет, ни в ЮАРовских углях не горит, и отъезда за кордон министра инфраструктуры Андрея Пивоварского (который, правда, уже успел инфильтроваться к новому министру советником), — в правительстве образовались три зияющие дыры — это уволенные парламентом министр финансов Наталья Яресько, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус и министр здравоохранения Александр Квиташвили.

Это выглядело как изгнание иностранцев из правительства.

В свое время, при формировании второго правительства Яценюка, сам президент активно настоял на том, что нужно ввести в состав Кабинета министров иностранных специалистов высшей квалификации с опытом работы в правительствах других стран, для чего немедленно выдать им наши паспорта.

Были приглашены Наталья Яресько (США) — в прошлом кадровый американский дипломат, бывший сотрудник Госдепа США; Айварас Абромавичус (Литва) — совладелец и один из управляющих шведской инвестиционной компании East Capital; Александр Квиташвили (Грузия) — в прошлом министр здравоохранения, труда и соцполитики Грузии.

При этом Порошенко всячески превозносил их достоинства и объявил их залогом будущих реформ. Но, по сути, они стали не залогом, а заложниками ситуации.

Будем говорить прямо: госпожу Яресько командировал к нам Вашингтон присматривать за распределением денег от МВФ, чтобы наши шаловливые реформаторы совсем уж все не разворовали и хоть что-то оставили для страны.

Она, как пожарная команда, тушила то один, то другой пожар на переговорах с кредиторами, краснела перед МВФ за невыполнение ранее взятых на себя условий кредитования, успевала писать бюджет…

Как бы мы ни относились к работе министра финансов, но следует признать: Яресько удержала на плаву гривну и отодвинула перспективу неминуемого дефолта, при этом, стиснув зубы, молчала на прессу о теневой стороне правительственной команды...

Тем подлее и некрасивее выглядел блеф Банковой, распускавшей слухи о ее возможном премьерстве. Теперь-то мы видим, что это было исключено с самого начала: уж как «винницкие» передрались между собой за портфели, опускаясь до копеечного торгашества, то куда тут Яресько — разве ж она так умеет? Вот если бы она была бывшим директором рынка, или хотя бы мэром Винницы, то имела бы шансы управиться с этой сворой реформаторов. А так…

Недавно родился хороший политический анекдот: у Гройсмана есть неоспоримое преимущество перед другими кандидатами на пост премьера — не нужно придумывать его настоящую фамилию…

После отставки Наталья Яресько взяла паузу, а в США, уверяю вас, очень правильно поняли этот «привет» из Киева — их кинули, «бортанули».

Вашингтон уже давно в шоке от украинской реакции на американские тонкие намеки на «толстое дело».

Взять хотя бы историю с редакционной статьей в газете New York Times от 31 марта под громким названием «Несокрушимая коррупция в Украине». Подчеркну: речь идет именно о редакционной статье одной из самых влиятельных газет США, которая традиционно близка к Демократической партии нынешнего президента Барака Обамы и кандидата в президенты Хиллари Клинтон.

Что им ответили из Киева? Нахамили. Это, мол, гибридная война против Украины! Надеюсь, что СБУ вскоре займется этим сепаратистским печатным листком.

Дяде Сэму наглядно продемонстрировали, что Вашингтон — это провинциальный городишка за 8 тысяч километров от Винницы. Жмеринку знаете? Так вот это гораздо дальше, далекая глушь…

Реакция Банковой вообще бывает крайне поразительной. Вот, например, Айварас Абромавичус, который решился на смелый демарш и назвал вслух имя великого и ужасного Кононенко, которого ему бы не следовало упоминать всуе.

Еще 3 февраля президент Порошенко восторженно отзывался о министре Абромавичусе и уговаривал его остаться, продолжать реформы. Но 14 апреля, в день отставки правительства, глава государства не отказал себе в удовольствии поиздеваться над бывшим министром: «Один из министров экономики обещал дерегуляционную гильотину. Но она до сих пор не опустилась на головы бюрократов. Если бы во время Великой французской революции гильотину заряжали настолько долго, королева Мария-Антуанетта до сих пор была бы жива», — сказал президент.

Порошенко — великий оговорщик. Его оговорки порою тянут на уровень хорошей КВНовской шутки. Чего только стоят «циничные Бандеры»… Но что ему сделала несчастная королева Мария-Антуанетта, казненная по приговору судилища времен Великой французской революции 1793 года, вся вина которой состояла главным образом в том, что она была женой своего мужа?

Тут ведь палка о двух концах: если бы гильотина работала столь плохо, как наше Министерство экономики, то была бы жива не только Мария-Антуанетта, но жили бы долго и счастливо Робеспьер, его революционные товарищи Дантон, Сен-Жюст и даже сам обвинитель революционного трибунала Фукье-Тенвиль — увы, все они закончили жизнь на гильотине... Так что, чуть помедленнее кони, чуть помедленнее! В гости к Богу не бывает опозданий…

Мы сказали пару слов о тех, кто ушел. Кто же пришел им на замену?

Новый министр финансов Александр Данилюк еще не успел приступить к работе, как вляпался в скандал с офшорами: выяснилось, что у него их целых три — две компании на Кипре и одна на Каймановых островах.

Поэтому новоиспеченному министру финансов пришлось начинать работу с извинений: «Я вношу изменения в свою декларацию и хочу принести свои извинения обществу — все эти данные должны быть корректно задекларированы мной «с первой попытки».

Подскажите, как следует именовать по закону человека, который не может правильно подать декларацию о доходах с первого раза?

Я отлично понимаю Порошенко — как можно держать на такой ответственной работе госпожу Яресько, если у нее даже нет офшоров? Это же дикость! Значит, она не умеет «мутить» и делать «схемы», т. е. профнепригодна. Другое дело Данилюк — сразу видно класс и марку!

Если у нас президент — «слепой траст», то каков у него министр финансов? Украинцы говорят: «Яке їхало — таке здибало!»

Или взять, к примеру, первого вице-премьер-министра Степана Кубива, бывшего когда-то заведующим орготделом Львовского обкома комсомола, ставшего по примеру других комсомольцев (как Тигипко) банкиром.

Красноречивую оценку нынешнему составу правительства дала народный депутат Ирина Луценко. Когда ее поддели вопросом о том, что ее супруг, Юрий Витальевич, никак не может бытьгенпрокурором, ибо не имеет высшего образования в сфере правоведения, она не стала лезть за словом в карман и парировала: «Скажите, пожалуйста, а Кириленко имеет образование института Поплавского? Кубив имеет экономическое образование, которое бы ему позволило беспрепятственно исполнять те функции, которые предусмотрены его министерством? Пройдитесь по кабинетам министров, пройдитесь по другим кандидатурам».

Это не моя оценка — это мнение жены лидера фракции БПП… Как в таком случае назвать всех этих людей одним емким словом? Правильно — сброд! То есть, прошу пардон, я хотел сказать «правительство одновременно и профессиональное, и политически ответственное», как уверяет президент.

Поразительная картина: лайнер под названием «Украина» ускоренно идет навстречу айсбергу, впору надеть спасательные жилеты, а некоторые дерутся за то, кому в какой каюте утонуть…

«Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю, чую с гибельным восторгом: пропадаю! пропадаю!»


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter