Реформа ЖКХ: чего ждать украинцам в ближайшее время
https://racurs.ua/2073-reforma-jkh-chego-jdat-ukraincam-v-blijayshee-vremya.htmlРакурсВ платежках, которые киевляне получили в августе, появилась новая графа — вывоз твердых бытовых отходов. И хотя было заявлено, что стоимость этой услуги вычтут из общей суммы за содержание дома, в целом коммуналка — из-за новой методики начисления — несколько подорожала.
Учитывая процессы, происходящие в жилищно-коммунальной сфере, есть подозрение, что эти изменения — далеко не последние еще до конца текущего года. В частности, должны вырасти отдельные тарифы. А, скажем, коммерческий учет воды, хоть его и отложили почти на два года, в отдельных городах, как говорят в Ассоциации водоканалов Украины, можно внедрять уже с января следующего года.
Что касается абонплаты, внедрение которой летом было отложено до мая 2019 года, то правительство уже позаботилось о механизме ее начисления, хотя еще и не успело утвердить. В Минрегионстрое, где готовили проект постановления, предлагают привязать формулу расчета абонплаты к минимальной зарплате. Если с этим согласятся, то украинцы должны будут платить за само наличие услуги, даже если ею не пользуются. Да к тому же она будет автоматически меняться вместе с минималкой.
Еще одно нововведение — коммерческий учет воды и тепла. И хотя закон о коммерческом учете в части штрафов за нарушение сроков установления общедомовых счетчиков тепла и воды был отсрочен до августа 2020 года, это вовсе не означает, что украинцам еще на два года позволят забыть о перспективе платить за то, чего они не потребляли. Уже сейчас Минрегионстрой взялся за создание базы данных оснащенности домов приборами учета воды и тепла.
Пока что считают приборы учета
По словам вице-премьер-министра — министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко, речь идет о наведении порядка в системе учета тепла и воды в домах. И если раньше у местных властей не было четких обязательств информировать о количестве установленных в регионах домовых узлов коммерческого учета, отныне такие обязательства есть. А саму базу данных можно будет увидеть на сайте Госэнергоэффективности. А пока, по данным профильного министерства, имеем крайне низкий уровень оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла и воды. Если речь идет о тепле, то это 80% домов. Счетчики холодной воды установлены в 27% высоток, горячей — всего в 15%. Чтобы доукомплектовать дома приборами учета, говорят в Минрегионе, нужно минимум 4,6 млрд грн. Но если раньше деньги на домовые счетчики были заложены в тарифы, сейчас их оттуда убрали. Законом о коммерческом учете предусмотрено, что покупать счетчики и устанавливать их надо за деньги жителей, которые ничего об этом не знают и знать не хотят.
«Инвестиционную составляющую в тарифах поставщики собирали годами, но 100-процентного учета до сих пор нет, — рассказывает «Ракурсу» экс-замдиректора «Киевводоканала» по регуляторной политике, юрист Вита Струкова. — Единственный рычаг — штраф за несвоевременное установление приборов учета — снова перенесли на два года, оставив поле для манипуляций по начислению. Дело в том, что закон не дает полноценного понимания распределения потребленных коммунальных услуг: эти расходы будут распределяться или пропорционально площади квартир, или каким-то другим способом, который могут определить сами жители. Детализировать нюансы должна методика, которую разрабатывал Минрегион».
В методике, отмечает эксперт, также должно появиться понятие минимальной доли среднего удельного потребления тепловой энергии для потребителей, имеющих квартирные счетчики. Таким образом должна быть урегулирована ситуация, когда одна квартира «прикручивает» тепло у себя и догревается за счет соседей. Также закон предусматривает, что жители могут своим решением ввести так называемые поплавковые, или корректирующие коэффициенты для распределения объема тепловой энергии между потребителями в угловых и наружных квартирах, на первых и последних этажах, которые обычно более холодные.
Во сколько обойдется счетчик
Обращают внимание на то, что инвестиционные программы оказались не более чем фикцией, и специалисты общественной организации «Публичный аудит». До принятия закона о коммерческом учете потребители и так имели право по желанию скинуться с соседями и приобрести домовой счетчик, но не было обязанности это делать, напоминает ведущий аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда. «Расходы на домовые счетчики предусматривались в инвестиционных программах поставщиков услуг, которые успешно их не выполняли в течение 2014–2017 годов, — объясняет он в комментарии «Ракурсу». — Теперь законодатели решили еще раз перевести эти расходы на население, обязав потребителей платить взносы за установление домовых счетчиков. При этом народные избранники и НКРЭКУ почему-то забыли, что во исполнение задач правительства поставщики должны были обеспечить 100-процентный учет потребления тепловой энергии еще до конца 2016 года».
2016 год прошел, за ним 2017-й, деньги на установку домовых счетчиков в составе тарифов успешно собраны с населения и потрачены неизвестно на что, но 100% учета как не было, так и нет. Сейчас народные избранники перевернули эту страницу и начали с чистого листа, обязав потребителей еще раз скинуться на домовой счетчик. Как отмечает Тарас Галайда, правоохранительные органы показательно провели несколько обысков на ТЭЦ — и на этом все закончилось, счетчики не появились, собранные с населения деньги никто не вернул.
«Закон предусматривает, что размер взносов за установление коммерческих (домовых) узлов учета будет определяться отдельно для каждого здания, — конкретизирует эксперт. — Он будет зависеть прежде всего от модели самого счетчика и от количества квартир. Так, например, домовой счетчик стоимостью 50 тыс. грн обойдется каждому потребителю в 500 грн в доме на 100 квартир, но в домах с малым количеством квартир (10–15) такие расходы могут достигать 5000 грн и более на каждую квартиру. А при установке трех счетчиков (на отопление, горячую и холодную воду) соответственно расходы тоже надо умножать на три».
А еще помимо затрат на установку домовых счетчиков потребителям придется платить и взносы на их обслуживание и замену. Открытым остается и вопрос уже собранных на протяжении 2014–2017 годов денег на счетчики с населения, их нецелевого использования и возможного возврата. Что касается порядка установления счетчиков, то, объясняет эксперт, оператор внешних инженерных сетей (водоканал, если речь идет о воде) должен предупредить потребителей о намерении это сделать не менее чем за два месяца. Люди могут согласиться или же установить счетчик без помощи водоканала. Однако если жители сообщили, что сделают это сами, но на протяжении четырех месяцев не справились с задачей, поставщик услуг больше не будет ждать и установит приборы самостоятельно. А вот деньги как за сам прибор, так и за его установку, должны будут заплатить жильцы дома. Правда, не сразу, а в течение пяти лет.
Кто будет воспитывать соседа?
Люди же, которых законодательно обязали платить за то, чего они не потребляли, настроены и дальше оплачивать только фактически потребленное согласно квартирным счетчикам. По крайней мере когда речь идет о воде. Эксперты отмечают, что в такой позиции заложена своеобразная мина замедленного действия: если накопится большой долг, закон позволяет отключать должников. Речь идет, конечно, не об отдельной квартире или даже группе квартир, а обо всем доме.
«А разница между тем, что заходит в дом, и тем, что суммарно показывают квартирные счетчики, обычно очень велика, — комментирует проблему для «Ракурса» вице-президент Украинской ассоциации предприятий водопроводно-канализационного хозяйства «Укрводоканалэкология» Ольга Бабий. — Логично спросить, куда исчезает эта вода? Так вот, может быть несколько вариантов. Первый — в подвале вашего дома работает офис/магазин/пекарня/аптека/парикмахерская или еще что-то, и они пользуются водой, врезавшись в общедомовую сеть, но за нее не платят. Второй — кражи самих жильцов. Мы, столкнувшись с этим вопросом, решили выяснить, как это происходит, на примере города Белая Церковь. Так вот, я лично пошла на рынок, чтобы приобрести квартирный счетчик для воды, и мне его продали в комплекте с магнитом, который занижает показатели».
Однако наряду с коммерческим учетом, отмечает Ольга Бабий, внедряется и новый подход в целом: есть жильцы — совладельцы, и есть общедомовой счетчик, а все, что происходит внутри дома, это уже отношения жителей. «Нас обвиняли в том, что мы как монополисты можем не учитывать интересы потребителей, — добавляет вице-президент Ассоциации водоканалов, — так что мы как монополисты и настояли на том, что категорически не хотим заходить в дом. Ведь если бы мы зашли в дом, то мы бы эту общедомовую разницу распределяли самостоятельно. И все тогда платили бы в том числе и за то, где кто ворует. Идеология же закона о коммерческом учете и соответствующих подзаконных актов заключается в том, что совладельцы дома сами определяют, что делать с недобросовестными потребителями».
Если перевести на понятный для непосвященных язык, то это означает, что совладельцев просто сталкивают лбами. Потому что, оказывается, теперь сами жители должны будут выяснять, кто из соседей установил магнит, и заставлять их эти магниты убрать. А как это делать? Ходить по квартирам инициативными группами? Вряд ли поможет. Знаю пример, когда в результате ремонта в одной из квартир была повреждена общедомовая сеть, затопило два этажа, однако виновники — хозяева квартиры — никому даже двери не открыли.
Если спросить у народных депутатов, поддержавших эту норму, то ни один из них не скажет, как влиять на соседей, которые не хотят никого даже на порог пускать. Возможно, пока еще есть время, стоит создать профильную инспекцию — скажем, в структуре Минрегиона или подчиненную местной власти, — которая станет своего рода третейским судьей, помогающим урегулировать проблемы хотя бы в переходный период? Но станет ли власть заботиться об интересах обычных жителей, если закон позволяет этого не делать?..
Мария ХВОЩ