Новости
Ракурс
Фото: pxhere.com

Коммунальный коллапс откладывается, но не отменяется?

16 июл 2018, 09:26

Отцы реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которая для людей должна была начаться со вступлением в силу 10 июня этого года закона «О жилищно-коммунальных услугах», взяли очередной тайм-аут. Причина — не успели за отведенные для этого полгода (а сам закон был принят в ноябре прошлого года с отсроченным на шесть месяцев введением в действие) разработать механизмы, которые нужны для реализации этого закона.


.

Поэтому вначале июня 2018 года Верховная Рада в спешном порядке принимала законопроект №2454-VIII, которым введение в действие закона о ЖКУ фактически отложили на год. Но вот спасет ли это ситуацию, то есть хватит ли времени людям, чтобы приготовиться жить по-новому и брать на себя полную ответственность за многоквартирные дома, не имея при этом реальных рычагов влияния на предоставляющих услуги монополистов?

О том, что ждет украинцев с введением в действие закона о ЖКУ, «Ракурс» писал в мае этого года в материале «Жилищно-коммунальные услуги: пеня не за горами, абонплата не за долами?». Теперь введение той же пени, которую неплательщикам должны были начать начислять с 1 января следующего года, отодвинули до 1 мая 2019-го, то есть фактически до конца отопительного сезона 2018–2019 годов. В любом случае общий размер пени не может превышать размера самого долга. И ее не будут начислять, если государство не выплачивает вовремя льготы и субсидии, как и в случае, если человеку задерживают зарплату. Но это надо будет подтверждать документально. А вот о штрафных санкциях для недобросовестных поставщиков, как и раньше, законодатель забыл. Намеренно он это сделал или случайно, по «рассеянности», нужно разбираться отдельно.

 

Изменения, без которых не сдвинуться с места

Новый закон предусматривает и ряд других, более важных изменений. Так, срок заключения договоров на коммунальные услуги перенесен аж на 1 мая 2020 года, а до этого будут оставаться в силе уже заключенные договоры, по которым дома «живут» сейчас. А вот нормы закона, касающиеся услуг управления (пока что их предоставляют в основном старые «добрые» ЖЭКи), якобы введены месяц назад — с 10 июня этого года. Однако действующие договоры по содержанию высоток останутся до тех пор, пока правительство не разработает образец типового договора на управление домом.

По словам народного депутата Дмитрия Андриевского, который является заместителем главы парламентского комитета по вопросам градостроительства и ЖКХ, отсрочка введения части норм закона о жилищно-коммунальных услугах необходима для соблюдения правовой стороны вопроса, так как многие его нормы не стыкуются с действующими постановлениями Кабмина, а новые документы еще не готовы. Нестыковка прежде всего имеет место быть в вопросах заключения договоров между поставщиками и потребителями услуг, прекращения предоставления коммунальных услуг в случае неуплаты, начисления пени и т. д. Народный депутат уверяет, что могли возникнуть угрозы с прохождением следующего отопительного сезона, да и вывозом того же мусора, потому как если бы закон о ЖКУ не отсрочили, поставщики коммунальных услуг формально не имели бы права эти услуги оказывать. И снова — до заключения новых договоров, типовые варианты которых пока не разработаны.

В ЖЭКах надеются, что хотя бы договоры на управление домом к концу года появятся, и поэтому на некоторых домах в Киеве уже расклеивают объявления за подписью управляющих компаний района о том, что норма об услуге управления отодвинута до 10 декабря 2018 года, а до этого времени людям нужно определиться с формой управления домом. Мол, это может быть как ОСМД, так и коллективный собственник (что это такое, не поясняют), а также нынешний ЖЭК, который нужно избрать на собрании собственников квартир. Откуда взяли дату 10 декабря, непонятно, поэтому мы решили разобраться, как ситуация обстоит на самом деле и какие шаги уже нужно предпринимать собственникам жилья в многоквартирных домах.

Управитель нужен уже сейчас

«Декабрь тут ни при чем: все, что касается услуги управления, уже введено, — говорит в комментарии для «Ракурса» начальник Управления развития жилищно-коммунального хозяйства Департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации Вера Радченко. — Это означает, что управитель людям нужен уже сейчас. Но с этим большая проблема, ведь получается, что договора типового нет, но управителя люди могут уже выбирать и заключать с ним какой-то — неизвестно какой! — договор. При этом пока нет механизма расчета взносов на управление, как и перечня услуг… Понимаете, в чем загвоздка: с одной стороны, люди выбирают себе управителя, но при этом Минрегион должен утвердить обязательный перечень услуг по содержанию, а не управлению. И таких нестыковок — масса. Я говорила с коллегами: пазл, как это все будет работать на практике, пока не складывается ни у кого».

И даже если в доме сумеют организоваться и провести это собрание продуктивно, проблема в том, что найти человека, который бы эффективно решал вопросы по управлению дома, на самом деле очень непросто. Пока что даже те компании (а это чаще всего общества с ограниченной ответственностью), которые реально работают на рынке, всеми правдами и неправдами бросают дома, потому что им это невыгодно, а работать себе в убыток никто не хочет. По словам Веры Радченко, к ним в управление каждую неделю звонят по 3–4 раза с вопросом: как правильно бросить дом? Жильцы же таких домов сильно рискуют, как та старушка из известной сказки, остаться у разбитого корыта, когда и накопленные, скажем, на те же ремонты средства уплывут в неизвестном направлении — вместе с компанией, которая этот дом обслуживала, — и суды ни от чего не спасут, потому что сам судебный процесс финансово очень затратный.

«Если дом решили бросить, — поясняет чиновник КГГА, — то там, скорее всего, есть долги без ресурса покрытия, и обслуживающей компании работать с ним уже нерентабельно. Это могут быть задолженности по льготам и субсидиям, ведь субсидии, которые якобы получают на коммуналку люди, на самом деле государство должно перечислить обслуживающей компании. Оно не платит, и убытки накапливаются, что тоже становится одной из причин, чтобы отказаться от обслуживания дома. И такое — повсеместно, не только в Киеве, потому что субсидии вовремя не платятся нигде. Тут есть еще один нюанс: ни один уважающий себя управитель, зная эту ситуацию, не зайдет в дом, потому что будет понимать, что понесет убытки. В такой ситуации людям надо выставлять полную стоимость: мол, вы заплатите мне сейчас все полностью, а когда я получу за вас субсидию, то сделаю перерасчет. Но на это не готовы те, кто — из-за своей бедности — оформил эту социальную помощь на оплату ЖКУ. И если, предположим, пенсионеру, который получает 1500 грн пенсии, выставить счет, условно говоря, вместо 100 грн все 500, он не заплатит ни копейки. И таких пенсионеров по Украине много, поэтому будет расти уровень неплатежей».

В КГГА считают, что обзаводиться в подобной ситуации управителем, на которого дом потом не будет иметь никакого влияния (провести новое собрание и переизбрать — практически нереально в наших условиях), — это вообще катастрофа. «Если коммунальные ЖЭКи, на которые так или иначе имеет влияние муниципальная власть, худо-бедно работают, каким-то образом перекрывали до сих пор все подобные недофинансирования, мусор вывозился, лифты ездили, освещение в местах общего пользования было, дворники убирали, то что будет после них, вам сейчас не скажет никто», — отмечает Вера Радченко.

Фото: Ракурс

С одной стороны, Минрегион сейчас разрабатывает документ о сертификации управителей. Но пока непонятно, что это будут за люди, какое базовое образование они должны иметь — только высшее или достаточно, скажем, средне-специального технического. С другой, даже те, кто вроде как хочет заниматься этим бизнесом, на данном этапе мало понимают, что собой представляет процесс управления домом. «На практике оказывается, что человек вообще ничего не понимает, заходит в дом только чтобы заработать денег, а не навести порядок, — поясняет эксперт. — Но зато он очень красиво рассказывает, как все будет хорошо. Скорее всего, люди очень быстро столкнутся с необходимостью поиска нового управителя — и ситуация может повториться. Тем более что нет типового договора и не прописана ответственность. В законе сказано, что он делает только то, что люди ему делегировали. Поэтому в итоге жильцы еще и окажутся виноваты в том, что он ничего не делал».

В более-менее выигрышной ситуации — те дома, где уже есть или собираются создавать ОСМД, которое на самом деле прекрасно справляется с ролью управителя. «Людям при этом не нужно открывать расчетный счет, достаточно просто создать ОСМД и выбрать главу правления, которого в случае каких-то нюансов легче переизбрать, чем управителя, — говорит Вера Радченко. — И у них будет юридическое лицо, которое будет заключать договоры с поставщиками услуг. Причем механизмы влияния на них со стороны ОСМД есть — вплоть до того, чтобы не оплачивать непредоставленные услуги».

Получается, что на данном этапе, хоть жильцам и нужен управитель, к его выбору нужно подходить крайне осторожно, чтобы потом не расхлебывать последствия опрометчивых шагов. Эксперты говорят, что входить в процесс реформирования ЖКХ гражданам Украины нужно взвешенно: если есть возможность решить вопрос посредством создания ОСМД или какого-либо его аналога, стоит ею воспользоваться. И поскольку на самом деле какой-то запас времени для выбора у людей еще есть, можно попытаться воспитать хорошего управителя из того же коммунального ЖЭКа: попытка жильцов наладить с ним коммуникацию — это тоже полезный опыт, который пригодится в ближайшем будущем, если с ЖЭКом все же окажется не по пути.

Хватит ли года для создания нормативных документов

Реформа в жилищно-коммунальной сфере, которая и так растянулась во времени, на самом деле и в следующем году может получить еще одну отсрочку. Во всяком случае, так говорят эксперты в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вот почему. Как утверждают в Ассоциации городов Украины, чтобы получить возможность в полной мере реализовать закон о жилищно-коммунальных услугах, являющийся одним из краеугольных камней реформы, за это время нужно разработать и принять как минимум 34 нормативно-правовых акта, 19 из которых — правительственные постановления, 11 приказов профильного министерства, а также парочка приказов Минэнергоугля и столько же постановлений Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг.

Следующее звено в этой цепочке, которое должно приблизить нас на шажок к введению требований нового законодательства, — действия органов местного самоуправления и поставщиков коммунальных услуг. Они должны реализовать для этого определенные организационно-технические мероприятия, то есть обкатать сам механизм этого процесса, на что тоже понадобится дополнительное время.

«Сейчас действительно все упирается в разработку нормативной документации, которая необходима, чтобы закон о жилищно-коммунальных услугах смог превратиться в реально действующий документ, — поясняет «Ракурсу» директор Исследовательско-аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко. — До сих пор же справиться с этой работой так и не смогли. Это во-первых. Во-вторых, мало написать закон, как недостаточно и прописать механизмы реализации этого закона. Необходимо отработать процесс на практике, возможно, даже не в масштабах страны, а как пилотный проект. Но такая работа не проведена, а без этого нельзя двигаться дальше: ни объявить конкурсы на управляющих, ни начать какие-то процедуры, потому что нет типовых договоров. И это лишь малая толика проблем, которые есть на сегодня в этой сфере».

То есть с одной стороны, процесс разработки нормативных документов достаточно длительный — даже на один из них, учитывая необходимость согласования документа во множестве министерств и ведомств, как правило, уходит до полугода времени. И чтобы управиться к сроку, разрабатывать их все необходимо практически одновременно. А с другой, вопрос также упирается в собственно разработку самих документов, которые, чтобы обеспечить бесперебойную работу в сфере ЖКХ, должны быть определенного качества. Посему вопросы «Справятся ли с этим чиновники, которые привыкли все делать спустя рукава?» и «А есть ли у нас в стране эксперты нужной квалификации, готовые этим самым чиновникам подставить свое крепкое плечо?» вовсе не праздны.

Александр Сергиенко считает, что при желании справиться с этой работой за год вполне реально. «Эксперты, разбирающиеся в проблеме, у нас есть, — заверяет он, — но пока что в стране все делается исходя из интересов компаний, предоставляющих услуги, то есть монополистов. А так поступать ни в коем случае нельзя, если мы не хотим получить в итоге коммунальный коллапс, спровоцированный резко возросшим уровнем неплатежей населения, который и так достаточно высок. Эксперты, которые работали над самим законом о ЖКУ, славно потрудились на заказ монополистов, а не в интересах людей. Что они сделали на самом деле, прикрываясь лозунгами о европейском векторе развития и ориентации на опыт других стран? Перелицевали старый, еще советского образца закон, фактически создав его обновленную редакцию, и выдали это за сверхновый документ, который поможет осовременить сферу жилищно-коммунального хозяйства. Но пока не начнут реально думать о людях, а не только о своих карманах и счетах в офшорах, все эти высказывания так и останутся словесной демагогией, а страна столкнется с еще большими проблемами».

Эксперт считает, что если не озаботиться реальным механизмом защиты потребителя (через суды, которые у нас и так перегружены, люди вряд ли смогут защитить себя, к примеру, от недобросовестного управителя, а управы на него, судя по нормам нового закона, просто не будет), можно дождаться разве что обвала платежей. «Людей снова попробуют пугать тем, что за большие задолженности станут отбирать имущество, то же жилье, например, — прогнозирует директор Института города. — Но только это проблему тоже не решит, а лишь усугубит ее».

Получается, что за этот год, на который отсрочили введение в действие большинства норм закона о жилищно-коммунальных услугах, нужно не только разработать нормативно-правовые документы, то есть сам механизм его введения, но и пересмотреть отдельные нормы, а какие-то, возможно, добавить. Но вот захотят ли власть имущие, у которых априори нет таких проблем с оплатой жилищно-коммунальных услуг, как у большинства украинцев, рассмотреть саму необходимость таких изменений — вопрос чуть ли не риторический.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter