Новости
Ракурс

Реформа ЖКХ: чего ждать

13 ноя 2017, 09:09

Более двух лет готовился законопроект «О жилищно-коммунальных услугах». На днях Верховная Рада приняла его во втором чтении. Таким образом, он стал еще одним кирпичиком в реформе жилищно-коммунального хозяйства.


.

Как изменится жизнь обычных украинцев после вступления закона в силу? Об этом в эксклюзивных комментариях «Ракурсу» рассказали народные депутаты.

Иван Крулько, член депутатской фракции политической партии «Всеукраинское объединение «Батькивщина»:

— Этот закон будет скорее играть на руку монополистам и управляющим компаниям, чем защищать права потребителей. Ведь по новому закону потребители должны заключать отдельные договоры на комплекс жилищно-коммунальных услуг — на управление, водоснабжение, обращение с отходами, газ, электричество. С точки зрения экономики — вроде бы правильно. Более того, люди давно хотели понимать, за что именно они платят. Но зная логику монополистов, следует ожидать, что для потребителей такая разбивка может стоить дополнительных денег и за без того дорогие коммунальные услуги.

Закон предлагает запутанную структуру платы за коммунальные услуги. К примеру, тариф на тепловую энергию будет формироваться отдельно для каждого дома. В то же время даже при наличии индивидуального счетчика тепла людям придется покрывать потери в доме в соответствии с показателями домового счетчика.

Кроме действующих тарифов вводится новый платеж — клиентская плата за абонентское обслуживание, предельный размер которого утверждается Кабмином. В то же время не определена плата на зарплату управляющему — на которого потребитель никак не влияет и даже не может его уволить, — или так называемое управление домом. Есть отдельная плата за обслуживание и за текущий ремонт. Кто сколько поставит — столько потребители и вынуждены будут платить. Убежден, что разобраться в этой запутанной структуре плат и дополнительных платежей, справедливости их начисления, смогут далеко не все.

Иван Крулько, «Батькивщина»

К сожалению, потребителям не стоит рассчитывать и на улучшение качества коммунальных услуг, ведь в законе не прописаны инструменты контроля за поставщиками ЖКУ. На это даже обратил внимание профильный вице-премьер-министр во время рассмотрения законопроекта в Раде. По крайней мере, сейчас качество точно не улучшится: из кранов и дальше будет течь полутеплая вода, из конфорок будет идти некачественный газ, батареи не всегда будут горячими, а подъезды и дворы — чистыми...

Закон приняли под еще не утвержденные и не установленные нормативные требования, порядки и правила. А потому вместо порядка и контроля, наоборот, будет возникать немало противоречий и разночтений, что будет давать возможность поставщикам услуг и дальше паразитировать на этом, зарабатывая деньги.

Есть вопросы и в отношении управляющих многоквартирных домов, и о коллективных договорах. Ведь документ возлагает довольно серьезные функции на управляющих и одновременно не выдвигает никаких требований к их квалификации и не очерчивает их ответственности. При этом коллективные договоры по оказанию услуг можно подписывать, не имея на руках индивидуальных договоров. И в законе не прописано, кто должен устанавливать, проверять и обслуживать приборы учета, снимать с них информацию. Это все может привести к серьезным нарушениям прав потребителей, когда будет включаться «лохотрон» и когда тот, кто платит, будет вынужден платить еще и за своего соседа, который не платит, и т. п.

Кстати, в день принятия закона в парламенте мне в Facebook написал один человек, который очень метко сформулировал проблему: «Зачем принимать закон, если никто не выполняет своих обязанностей и нет соответствующего контроля со стороны власти?». Он, как и остальные жители многоквартирного дома, подписал трехлетний договор с ООО, которое якобы предоставляет услуги. И «предоставляет», говорит он, — громко сказано. Общество с ограниченной ответственностью часто нарушает договор и нормы постановлений Кабмина о перерасчетах со стороны поставщика услуг. На все жалобы — ноль реакции, только отписки руководства города, министерств, Кабмина. Почему не судятся? Говорят, справедливого решения вряд ли дождутся, ведь суды действуют по принципу «телефонного права», но при этом надо будет потратить немало времени и средств на судебные иски, адвоката...

Еще одной новацией закона не в пользу потребителей является установление с 1 января 2019 года пени за каждый день просрочки оплаты в размере 0,01%. 100 дней просрочки — это 1% от суммы задолженности, то есть в год набегает 3,65%. Пеня не будет начисляться только в случае долга государства по субсидиям и льготам и в случае задержки зарплаты. Но на все это нужно документальное подтверждение. Уже представляю, как люди будут бегать по всем возможным учреждениям, чтобы получить такие справки. Ведь только по коммуналке в 2017 году у нас около 8 млрд грн госдолга.

Как видим, вместо ответственности поставщиков услуг и монополистов вводится более жесткая ответственность для потребителей. Правильно ли это — вопрос. Ведь что тогда меняется? Это банальная игра в одни ворота, которая делает одних еще сильнее, а других — еще более беззащитными. За некачественные услуги, за которые потребители отказываются платить, их будут заставлять платить под угрозой начисления пени.

Александр Кодола, член депутатской фракции политической партии «Народный фронт»:

— Приняв закон «О жилищно-коммунальных услугах», мы сделали большой шаг на пути реформирования комплекса ЖКХ. Комитету по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства ВРУ понадобилось два года, чтобы подготовить этот законопроект. Это объемный, сложный, но очень нужный документ. Надеюсь, что благодаря ему мы будем получать более качественные коммунальные услуги.

Александр Кодола, «Народный фронт»

Законом предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение договора по предоставлению услуг и определен порядок оформления претензий. В то же время закреплена четкая ответственность как исполнителей, так и потребителей.

Прежде всего этот закон направлен на защиту потребителей. Речь идет о норме, согласно которой можно будет не платить за некачественные коммунальные услуги. Критерии, по которым будет определяться качество услуг, еще предстоит прописать Кабинету министров на уровне подзаконных актов.

Закон наконец-то дает возможность жителям многоквартирных домов реально влиять и на цену, и на качество услуг. Например, потребитель получит право не платить жилищно-коммунальные услуги, кроме тепловой энергии, если не пользуется ими за период временного отсутствия в помещении более 30 календарных дней.

Законом устанавливается порядок заключения потребителями договоров на получение всего комплекса ЖКУ — управление, водоснабжение, обращение с отходами, газ, электричество. Но надо понимать, что мы приняли рамочный законопроект. Для того чтобы эти правила заработали, нужно еще утвердить ряд механизмов и инструментов на уровне подзаконных актов. Вице-премьер по региональному развитию, строительству и ЖКХ Геннадий Зубко докладывал, что уже практически все они готовы. Думаю, в ближайшее время их примет Кабинет министров.

Алена Бабак, член депутатской фракции политической партии «Объединение «Самопомощь»:

— В этом законе прежде всего речь идет о потребителях услуг ЖКХ. Также регулируются договорные отношения в зависимости от особенностей различных типов организаций владельцев и потребителей. В первую очередь это многоквартирные дома, где сегодня все очень сложно: есть дома, где созданы объединения совладельцев, есть жилищно-строительные кооперативы, в которых люди не организованы в объединения. Для того, чтобы охватить многовариантность желаний собственников жилья по заключению ими разного типа договоров с водоканалами, теплоэнерго, управляющими, и разрабатывался этот закон. В нем описаны все возможные варианты, из которых люди смогут выбирать, как экономически целесообразным способом получать жилищно-коммунальные услуги.

Алена Бабак, «Самопомощь»

Закон ставит в равные условия владельцев всех домов, независимо от того, создано там объединение совладельцев или нет. То есть людям, проживающим в доме, где создано ОСМД, все равно придется осознать себя хозяевами дома. (Сейчас у нас примерно в трети жилого фонда созданы ОСМД. На начало реформы их было около 15%.) Это очень сложная мировоззренческая вещь. Ведь 70 лет у нас выбивали понятие частной собственности, потому что была только государственная собственность. Думаю, что настал тот критический момент, когда украинцы, как люди во всех цивилизованных странах мира, получат возможность быть защищенными в вопросах распоряжения своим имуществом. И самостоятельно решать, кто будет обслуживать внутридомовые сети, пускать ли монополистов и т. п. В частности, в законопроекте прописано, какие договоры и каким образом потребители смогут заключать с поставщиками таких услуг.

Некоторые эксперты отмечают, что, согласно этому документу, будет навязываться управляющий. Однако должна отметить, что, во-первых, вы, как и любой собственник, можете самостоятельно обслуживать свое жилье. Самообеспечение — незыблемое право собственника. Но если владельцы многоквартирного дома не захотят объединяться в ОСМД, тогда они на общем собрании, даже без объединения, смогут выбрать себе управляющего.

Закон объясняет, как получить качественную жилищно-коммунальную услугу по индивидуальному договору. Потому что сегодня люди думают: если они заключили прямой договор, например, с водоканалом или теплоэнерго, то теперь эти компании отвечают за качество предоставляемых услуг в квартире. Но это неправда. Сети этих компаний заканчиваются на входе в дом, а внутреннюю сеть дома обслуживает тот же ЖЭК. И жители, например, идут в теплоэнерго с претензией на некачественное тепло. В ответ слышат: обращайтесь к своему ЖЭКу, пусть он выпустит воздух из батарей и тогда у вас все будет хорошо. В этом законопроекте мы четко говорим: если у вас договор с монополистом, тогда согласуйте с ним стоимость, по которой он будет обслуживать внутридомовые сети в расчете на квадратный метр. И если эта стоимость вас устроит, тогда вы будете понимать, что именно этот монополист будет отвечать за качество предоставления услуги, в том числе и в вашей квартире. Это прямая норма закона. Монополист будет отвечать за качество обслуживания внутридомовой сети тогда, когда в индивидуальном договоре будет прописана стоимость этой услуги.

В законе мы практически не поднимаем технические вопросы учета. Здесь прописан вопрос касательно договоров. Также говорится о том, кто, к примеру, будет отвечать за снятие показаний, распределение платы и т. п.

В целом в законе больше говорится о правовых основаниях осуществления начислений и распределения платы между квартирами, чем о других вещах. Нововведения мы почувствуем уже через полгода. Такой срок необходим Кабинету министров для разработки ряда подзаконных актов.

Андрей Гальченко, член депутатской фракции политической партии «Оппозиционный блок»:

— Закон о жилищно-коммунальных услугах направлен на защиту потребителей: он предполагает разрушение монополии ЖЭКов. Теперь жители многоквартирных домов смогут спокойно заключать договоры с любыми поставщиками услуг — одну компанию никто не будет навязывать. У людей появится возможность управлять и контролировать эти компании, ведь наступают договорные отношения.

Андрей Гальченко, «Оппозиционный блок»

Сейчас многие жалуются на работу ЖЭКов или руководителей предприятия. Качество услуг неудовлетворительно, а счета приходят огромные. После того как мы приняли этот закон, выбор будет именно за людьми. При договорных отношениях не будет цены, которая регламентируется органами местного самоуправления, жители смогут сами договариваться с поставщиками услуг.

Наступает ответственность как потребителей, так и поставщиков. Люди будут защищены: в договорах прописаны определенные условия для того, чтобы потребители платили именно за предоставленные услуги. Если же управляющая компания не справится с обеспечением стабильной работы, например, произойдет прорыв трубы, то она будет компенсировать расходы. Чтобы получить такую компенсацию, жителям дома достаточно будет составить акт и предъявить претензии.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter