Международный уголовный суд — акценты предварительного расследования
https://racurs.ua/2183-mejdunarodnyy-ugolovnyy-sud-akcenty-predvaritelnogo-rassledovaniya.htmlРакурсПредлагаем читателям «Ракурса» выдержку из Отчета о действиях по предварительному расследованию ситуации в Украине Международного уголовного суда от 5 декабря 2018 года.
Ситуация в Украине является объектом предварительного расследования с 25 апреля 2014 года. Канцелярия прокурора получила 86 обращений в соответствии со ст. 15 Римского статута в отношении преступлений, предположительно совершенных с 21 ноября 2013 года. 25 апреля 2014 года прокурор Международного уголовного суда (далее — Суд) Фату Бенсуда начала предварительное расследование по делу «Ситуация в Украине» в связи с событиями на Майдане Независимости.
Статут Международного уголовного суда не ратифицирован Украиной. Тем не менее, согласно двум последовательным заявлениям правительства Суд может осуществлять юрисдикцию в отношении подпадающих под действие Римского статута преступлений, совершенных на территории Украины начиная с 21 ноября 2013 года.
В 2016 году канцелярия прокурора опубликовала оценку ситуации на территории Крыма и Севастополя, которую она квалифицировала как международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией. Согласно оценке, к ситуации в Крыму остается применимым право международных вооруженных конфликтов и после 18 марта 2014 года, поскольку в Крыму и Севастополе фактически сохраняется состояние оккупации. Несмотря на предварительный характер этой оценки, в ней определяется правовая основа для текущего анализа информации о преступлениях, предположительно совершенных в контексте ситуации в Крыму в период с 20 февраля 2014 года.
С конца февраля 2014 года, после бегства президента Януковича и одновременно с событиями в Крыму, в других регионах Украины начали происходить антиправительственные протесты, главным образом на востоке страны.
15 апреля 2014 года ситуация резко обострилась; правительство Украины объявило о начале антитеррористической операции и направило в восточные области страны подразделения Вооруженных сил. К концу апреля временно исполняющий обязанности президента Украины заявил, что правительство больше не контролирует в полной мере ситуацию в Донецкой и Луганской областях, объявил в стране «состояние полной боевой готовности» и издал указ о восстановлении военной службы по призыву. 2 мая 2014 года противостояние в Одессе между сторонниками сохранения единой Украины и сторонниками федерализации приобрело насильственный характер и привело к смерти более 40 человек. Большинство погибших принадлежали к сторонникам федерализации. Они погибли во время пожара в Доме профсоюзов, где пытались укрыться.
Интенсивность военных действий на востоке Украины стремительно росла. Наибольшее количество погибших пришлось на первый год конфликта, до подписания второго Минского соглашения в феврале 2015 года. Тем не менее, боевые столкновения различной степени интенсивности с использованием обеими сторонами тяжелых видов вооружений продолжаются уже более четырех лет.
В своем отчете о действиях по предварительному расследованию за 2016 год канцелярия прокурора отмечала, что к 30 апреля 2014 года интенсивность боевых действий между украинскими правительственными войсками и антиправительственными вооруженными элементами на востоке Украины достигла такого уровня, который влечет за собой возможность применения к нему права вооруженных конфликтов. А также что вооруженные группы, действующие на востоке Украины, включая ЛНР и ДНР, достаточно организованы, чтобы рассматриваться как стороны немеждународного вооруженного конфликта.
Примеры прямого военного противостояния между вооруженными силами Российской Федерации и Украины указывают на то, что по крайней мере с 14 июля 2014 года на востоке Украины параллельно с немеждународным вооруженным конфликтом имеет место международный вооруженный конфликт.
Канцелярия прокурора продолжает рассматривать заявления о том, что Российская Федерация осуществляла и осуществляет общий контроль над вооруженными группами на востоке Украины, чтобы установить, можно ли рассматривать вооруженный конфликт между Вооруженными силами Украины и антиправительственными вооруженными группами, который в других случаях считался бы немеждународным, как по сути международный конфликт.
С учетом возможности применения альтернативных классификаций вооруженного конфликта (конфликтов) на востоке Украины канцелярия прокурора рассмотрела положения Римского статута, применимые к конфликтам как международного, так и немеждународного типа, при анализе предполагаемых преступлений, совершенных различными участниками конфликта.
Преступления, подпадающие под действие ст. 7 Римского статута, могут квалифицироваться как преступления против человечности только в том случае, если они являются нападением на любых гражданских лиц, носят систематический характер и совершаются в рамках соответствующей государственной или организационной политики. Приведенные ниже описания не исключают возможного выявления в ходе анализа других предполагаемых преступлений и не должны рассматриваться как свидетельство каких-либо конкретных правовых оценок или фактических определений в отношении предполагаемых деяний.
Крым
В результате распространения законодательства Российской Федерации, включая законы о терроризме и экстремистской деятельности, на территорию Крыма по крайней мере 24 человека из числа проукраинских активистов и представителей крымских татар были подвергнуты судебному преследованию в судах, созданных без соблюдения норм международного гуманитарного права, и в ходе судебных разбирательств, проходивших при предположительном отсутствии основных судебных гарантий.
Захват имущества
По имеющейся информации, сразу после референдума все права собственности на общественное имущество в Крыму были переданы или властям, осуществляющим фактический контроль над полуостровом, или организациям и учреждениям Российской Федерации. Кроме того, есть сведения, что по меньшей мере 280 объектов недвижимого имущества, принадлежавших частным лицам, компаниям, а также культурным и научным учреждениям, были захвачены с февраля 2014 года. Канцелярия прокурора рассмотрела, можно ли квалифицировать любые случаи подобных деяний как военное преступление, состоящее в захвате имущества неприятеля, не продиктованном настоятельной военной необходимостью.
Восточная Украина
По имеющимся данным, за период с апреля 2014 года по август 2018 года по крайней мере 2737 человек погибли в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины. Кроме того, 298 гражданских лиц, в том числе 80 детей, погибли в результате катастрофы гражданского самолета, выполнявшего рейс MH17 и сбитого 17 июля 2014 года.
За тот же период времени получили ранения от 7300 до 9300 представителей гражданского населения. Большинство жертв среди гражданского населения — особенно в первые два года конфликта — стали результатом артиллерийских обстрелов густонаселенных районов как на контролируемых правительством территориях, так и на территориях, находящихся под контролем вооруженных групп.
Использование тяжелого вооружения всеми участниками конфликта привело не только к многочисленным жертвам и пострадавшим в результате тяжелых ранений, но также к широкомасштабным повреждениям и разрушению гражданской инфраструктуры, жилых домов, больниц и других медицинских учреждений, школ и детских садов как на подконтрольной правительству территории, так и в районах, контролируемых вооруженными группами. Подобная ситуация оказывает особенно тяжелое воздействие на детей.
По информации Международного чрезвычайного детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) на начало 2016 года, каждая пятая школа в Донбассе пострадала от повреждений или была разрушена, что вынуждает школьников ездить в более отдаленные от дома районы для продолжения обучения и подвергает их еще большему риску обстрелов и другим опасностям, связанным с войной.
Канцелярия прокурора зарегистрировала более 1200 случаев предполагаемых преступлений, совершенных в контексте событий на востоке Украины за период с 20 февраля 2014 года. Хотя большинство из подобных случаев имели место в самый интенсивный период боевых действий в 2014 и 2015 годах, все нижеописанные виды предполагаемых деяний продолжают наблюдаться и в настоящее время.
Канцелярия прокурора тщательно проанализировала информацию в отношении некоторых конкретных случаев артиллерийских обстрелов с целью определить, можно ли квалифицировать любое из подобных деяний как военное преступление, состоящее в умышленном нападении на гражданское население; в умышленном нападении на гражданские объекты; в умышленном совершении нападения, когда известно, что такое нападение принесет несоизмеримый ущерб; в умышленном нанесении ударов по охраняемым объектам, таким, как медицинские и образовательные учреждения.
Вероломное убийство
Бои за Иловайск в августе 2014 года стали самым кровопролитным периодом вооруженного конфликта и привели, по некоторым данным, к гибели около 1000 украинских военнослужащих. Предполагается, что много украинских солдат погибло при попытке отступления, когда они подверглись нападению и обстрелам со стороны вооруженных антиправительственных групп/вооруженных сил Российской Федерации, некоторые из которых выдавали себя за украинские воинские подразделения. Канцелярия прокурора рассмотрела, можно ли квалифицировать подобные деяния при сражении за Иловайск как военное преступление, состоящее в вероломном убийстве или ранении; в ненадлежащем использовании флага, военных знаков различия и формы неприятеля, согласно статье; в нанесении ударов по объектам, использующим отличительные эмблемы Женевских конвенций.
Казни и пытки
Предполагается, что как проправительственные силы, так и вооруженные группы осуществляли суммарные казни людей, попавших в плен к противоборствующей стороне и сложивших оружие или выведенных из строя, включая представителей вооруженных групп и военнослужащих Вооруженных сил Украины.
Пытки и жестокое обращение в местах содержания под стражей. По имеющимся оценкам, с апреля 2014 года по крайней мере 4000 человек подверглись аресту или задержанию в ходе конфликта на востоке Украины, включая гражданских лиц и лиц, выведенных из строя. Согласно располагаемой информации, практика жестокого обращения с задержанными в ходе вооруженного конфликта продолжалась и в течение отчетного периода; однако по сравнению с предыдущими годами конфликта частота и серьезность подобных случаев заметно снизилась.
Тем не менее, информация из достоверных источников свидетельствует, что в минувшем году продолжали наблюдаться случаи незаконного содержания под стражей, пыток и жестокого обращения, включая сообщения о бесчеловечных или плохих условиях содержания под стражей, особенно на территории под контролем вооруженных групп. Так, например, за период с ноября 2017 года по сентябрь 2018 года Управление верховного комиссара по правам человека ООН (УВКПЧ) зарегистрировало 17 случаев предполагаемого жестокого обращения в местах содержания под стражей, имевших место по обе стороны конфликта.
Задокументированные случаи включают в себя неоднократные избиения, использование электрошока, ожоги, удары ножом, сексуализированные пытки, состоявшие в основном в угрозе изнасилования, или другие образцы жестокого обращения. В большинстве случаев подобное обращение применялось с целью получения информации или вынужденного признания. Среди предполагаемых жертв подобного обращения были лица, сложившие оружие, и гражданские лица, подозреваемые в преданности противоположной стороне конфликта на основе их поступков или политических взглядов (как реальных, так и кажущихся), включая жителей Донецка и Луганска, представителей местных властей, журналистов, блогеров, сотрудников благотворительных организаций, а также предпринимателей.
По сведениям, доступным на сентябрь 2018 года, применяемые в ходе военного конфликта формы сексуального насилия включают в себя изнасилования, удары и разряды электрошока в область половых органов, угрозы изнасилования и кастрации, а также вынужденное оголение. Подобные методы предположительно использовались в целях наказания предполагаемых политических оппонентов, оказания на них давления, устрашения и унижения жертв.
В последнее время появились утверждения о том, что негосударственные вооруженные группы вербуют в свои ряды детей-солдат.
Уже проанализированные предполагаемые преступления, включая случаи, произошедшие во время содержания под стражей, и обстрелы на востоке Украины, требуют сложных фактических и правовых оценок, например, с точки зрения ведения военных действий и применимого законодательства.
В ближайшее время планируется завершить анализ предметной юрисдикции в отношении ситуации как в Крыму, так и на востоке Украины, в целях вынесения соответствующего заключения приемлемости юрисдикции Суда. Учитывая то, что Украина признала юрисдикцию Международного уголовного суда на неограниченный срок, канцелярия прокурора также продолжит регистрацию обвинений в преступлениях, совершенных в Украине, в той мере, в какой они подпадают под юрисдикцию Суда.