Новости
Ракурс

Юридические компании помогают обществу

Западные компании разрабатывают стратегии корпоративной социальной ответственности (КСО), проводят всевозможные социально значимые мероприятия, ежегодно отчитываются перед обществом. Во многих фирмах появилась должность — CSR- или КСО-менеджер. Отечественные компании, особенно с западными корнями, тоже приобщаются к благотворительному движению. Кто-то уже печатает яркие отчеты на западный манер, а кто-то только делает первые шаги в сторону КСО. В последние годы к этому движению присоединились и юридические компании, что в общем-то довольно необычно, потому что успешные юристы из ведущих юркомпаний — люди обычно несентиментальные и очень-очень занятые.


.

Как же отдельный юрист или целая юрфирма может проявить свою социальную ответственность? Безусловно, можно принимать волонтерское участие в каких-то добрых делах, финансово поддерживать тех, к кому жизнь была немилосердна, — детей-сирот, немощных, бездомных. Или тех, у кого есть талант и кто может и хочет его развивать, но денег на это элементарно не хватает. К таким благотворительным проектам может присоединиться компания любой сферы деятельности. Однако юристы могут использовать для добрых дел не только свое время и деньги, но и знания. Поэтому особенностью КСО-стратегий многих юрфирм стало предоставление pro bono услуг — бесплатная юридическая помощь.

4 сентября состоялся круглый стол на тему «КСО-стратегии юрфирм: успешные практики в Украине и Европе», организованный проектом ЮРЛИГА. Он предшествовал очередному конкурсу Pro Bono Awards, который ежегодно проводит ЮРЛИГА совместно с Центром «Развитие корпоративной социальной ответственности».

К сожалению, приглашенный гость из Великобритании Роберт Пауэл, КСО-менеджер международной юридической фирмы CMS Cameron McKenna, приехать не смог, так что общались с ним участники круглого стола с помощью скайпа. Роберт рассказал, что фирма начала свою КСО-деятельность именно с предоставления бесплатных услуг, но вскоре этого оказалось недостаточно, и компания присоединилась к другим проектам: начала финансировать обучение способной, но малообеспеченной молодежи, поддерживать спортсменов-инвалидов, участвующих в специальных соревнованиях, пропагандировать экологический стиль жизни и так далее. Участникам круглого стола представили ежегодный отчет компании. Этот отчет, который готовился шесть недель, по словам Роберта Пауэла, помог компании понять, что ее социальная активность оказалась чрезвычайно эффективной не только для общественности, но и для самой компании, поскольку помогла ей усилить диалог с деловыми партнерами.

Татьяна Бугасова, менеджер по бизнес-администрированию и персоналу украинского филиала CMS Cameron McKenna, заверила, что местный офис никто не принуждает присоединяться к КСО-стратегии материнской компании, а украинские юристы сами привлекаются к добрым делам так же, как их заграничные коллеги. Основной вид благотворительности — предоставление pro bono услуг определенным группам клиентов, которые не в состоянии платить за них. Каждый из работников должен не менее 50 часов в год посвятить бесплатной юридической помощи или волонтерской работе. Кстати, волонтерство — это не только работа за пределами компании. Это может быть помощь ребенку из детдома, мечтающему получить юридическое образование, пройти стажировку в компании. Ярким примером может служить и бесплатное обслуживание компанией Международной федерации Красного Креста в Украине. К этой работе была привлечена группа из разных сотрудников — от младшего юриста до партнера.

«У нашей компании есть 16 различных наград за лидерскую позицию в КСО. Это не только признание коллег, но и премия в 250 фунтов стерлингов, которую сотрудник должен потом потратить на любые благотворительные цели на свое усмотрение», — рассказывает Татьяна.

Есть у компании и интересная традиция: каждую пятницу сотрудникам разрешено нарушать деловой дресс-код, приходя на работу в джинсах. «Нарушители» в свободной одежде должны за это заплатить — положить в копилку 20 гривен. «Это небольшие деньги, люди легко расстаются с двадцаткой, и за год набегает значительная сумма, которую мы потом тратим на что-нибудь общественно полезное», — продолжает Татьяна Бугасова и объясняет, что собранные деньги тратятся на нескольких детей-спортсменов с умственными или физическими недостатками, которых юристы за свой ​​счет отправляют на специальные соревнования.

Деньги на благотворительность собирают и другим способом: люди готовят дома любимое блюдо, а потом приносят его в офис и продают своим сотрудникам. Это и весело, и азартно. А еще — всегда очень вкусно.

«Я не знаю, как измерить в гривнах пользу КСО для компании, но точно знаю, что человек, принимающий участие в таких проектах, чувствует себя социально полезным, ценным, а значит — счастливым, и в результате — с удовольствием работает, любит свою работу», — убеждена Татьяна.

Армен Хачатурян, старший партнер ЮФ «Астерс», победитель прошлогоднего конкурса в двух номинациях, говорит, что благотворительность не любит шумихи вокруг себя, но, тем не менее, нуждается в том, чтобы о ней говорили. Это такая искра, которая может зажечь людей, толчок, который может заставить их, каждого в отдельности и общество в целом, смотреть в нужном направлении.

«Для нас КСО началось с помощи студентам-юристам, которые, простите меня, господа профессора, не совсем правильно учатся. Теория теорией, римское право римским правом, но нужно уметь решать реальные проблемы, решать конкретные актуальные задачи. Мы поддерживаем, консультируем студентов-юристов из Днепропетровска и Запорожья, поощряя их к такой же pro bono работе с конкретными бабушками-дедушками, которым нужна правовая помощь. Для будущих юристов такая бесплатная работа — приобретение настоящего опыта, тренинг. Вообще для юриста бесплатная работа на благо общества — это не вторичное, не то, что идет внизу списка дел, а то, что делает репутацию тебе, фирме,  в конце-концов повышает твой профессиональный уровень», — считает Армен Хачатурян.

Кстати, среди благотворительных направлений ЮФ «Астерс» есть интересный проект «Арт-Астерс». Это художественная галерея. Юристы помогают молодым талантливым художникам: выставляют их картины в своей галерее, а взамен получают ни с чем не сравнимое удовольствие от художественных произведений, дарящих им вдохновение, чувство прекрасного.

Победительница прошлогоднего конкурса Pro Bono Awards в номинации «Самый ответственный лидер в юрбизнес» Елена Сотник, старший партнер АГ «Солодко и партнеры», сказала, что изначально благотворительность была ее персональным выбором. Она чувствовала необходимость делать что-нибудь общественно полезное, потому что без этого жизнь ей в какой-то момент показалась скучной и бесцветной. Ее личная отдушина заинтересовала других сотрудников компании, которые с удовольствием присоединились к различным благотворительным программам. «Мне кажется, что компания должна предоставлять работникам не только профессиональную реализацию, но и личностную. Проекты КСО именно это и дают. К сожалению, юридическое сообщество очень инертно, оно очень медленно раскачивается. Хорошо, что есть возможность показать другим, что такое КСО в юридическом бизнесе. Главное осознать: мы можем влиять на общественные процессы и мы на них реально влияем, а главное, у нас есть важный ресурс — наши знания», — говорит Елена.

«Pro bono услуга может быть разной. Можно помочь пенсионерке, которой неправильно начисляют пенсию или выживают из квартиры, а можно помочь правильному депутату написать хороший, полезный для страны законопроект. И то, и другое — хорошее дело, полезное для общества, то, что придает нашей жизни смысл, делает мир лучше», — резюмирует Армен Хачатурян.

У по-настоящему зрелой здоровой личности, которая преуспела в своей профессиональной деятельности и уже не обеспокоена поиском хлеба насущного, в какой-то момент возникает желание сделать что-то хорошее не только для себя, но и для окружающих людей, для общества в целом. Как говорится, изменить мир к лучшему. Хотя бы немного. Если этого не происходит, успешный человек перестает видеть смысл в своей деятельности, которая, хоть и приносит деньги, кажется скучной и пресной. То же правило распространяется и на зрелые компании, которые занимают свою нишу на рынке, умеют зарабатывать деньги и уже достаточно заработали. Они начинают определенную часть своей прибыли тратить на благотворительность. Возможно, ради поддержания хорошей репутации, что на самом деле легко конвертируется в прибыль, а может и для того, чтобы не чувствовать себя неловко. Ведь, как говорил Конфуций, стыдно быть богатым и знатным, когда в государстве царит беззаконие.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter