Ракурсhttps://racurs.ua/
Как обустроить открытый суд
https://racurs.ua/628-elektronnyy-sud-publichnyi-sudebnyi-prosess.htmlРакурсЕсли обеспечить суды надлежащими помещениями в достаточном количестве, что позволило бы практически реализовать принцип публичности судебного процесса, достаточно сложно из-за недостаточного объема бюджетных поступлений, то обеспечить открытость и доступность информации о деятельности суда, судей, работников аппарата суда можно и без значительных финансовых затрат. Более того, это может быть реализовано в достаточно сжатые сроки.
.
Уровень проникновения интернета в Украине с каждым годом неуклонно растет не только в столице или областных центрах, но и в небольших городах и поселках. Логично, что пользователи глобальной информационной сети зачастую пытаются найти официальную информацию о деятельности органов государственной власти именно с ее помощью. Учитывая это, количество официальной информации о судах, представленной на веб-портале судебной власти Украины (www.court.gov.ua) требует существенного увеличения.
В лучшем случае гражданин, зайдя на указанный информационный ресурс и выбрав определенный суд общей юрисдикции, может найти сведения о руководстве суда (ФИО председателя суда, заместителя
председателя суда, руководителя аппарата, телефоны их приемных и служебные электронные адреса), график приема граждан, справочные телефоны, информацию о банковских реквизитах для уплаты судебного
сбора, правила обращения в суд. В некоторых случаях граждане могут ознакомиться со схемой проезда в суд от железнодорожных или автовокзалов, с историей суда и даже с представителями определенной
области, которые включены в президентский кадровый резерв «Новая элита нации». Вместе с тем, информации в разделе «Список дел, назначенных к рассмотрению», который едва ли не важнейший, на сайтах
многих судов, особенно местных, не отыщешь.
На сайтах некоторых судов отсутствует информация о назначении дел к рассмотрению на ближайшую неделю. В отдельных судах есть только информация о назначенных к рассмотрению дел на текущий день. То
есть если заседание, которое может интересовать человека, назначено на следующий день, то посетить его будет проблематично в случае проживания такого лица в другом регионе. Даже при наличии
телефонов работники аппарата суда справку по телефону о назначенных к рассмотрению делах не дают, только о рабочем графике и днях приема. По телефону невозможно узнать ни о рассмотрении дела, ни
ФИО судьи, ее рассматривающего, ни получить информацию о наличии возражений, ходатайств, жалоб, апелляции и т.д.
Конечно, определенные сдвиги в сфере обеспечения распространения официальной информации о деятельности судов в последние годы появились. В частности, Совет судей Украины, совет судей общих и советы
судей специализированных судов регулярно осуществляют мониторинг наполняемости информации сайтов судов.
Государственная судебная администрация Украины приказами № 72 от 31 мая 2013 «О реализации проекта по обмену электронными документами между судом и участниками судебного процесса» и № 119 от 20
сентября 2013 «О реализации проекта по отправке судами SMS-сообщений
участникам судебного процесса (уголовного производства) в местных и апелляционных общих судах» осуществила определенные шаги в направлении информатизации судопроизводства, однако этого явно
недостаточно.
Если сравнить доступность информации о деятельности суда, судей, работников аппарата суда в Украине и Республике Польша, то картина будет вырисовываться не в пользу нашего государства. Так, у наших
западных соседей уже несколько лет успешно функционируют полностью электронные суды, например, создан на базе районного суда Люблин-Запад в Люблине (www.e-sad.gov.pl), а «электронное
судопроизводство» внедряется в судебную систему этого государства чрезвычайно быстрым темпами и в планах до 2016 года такое судопроизводство будет действовать в районных судах. Весь
судебный процесс в таких судах от подачи искового заявления до вынесения судом решения по делу происходит в электронном виде, а стороны могут практически в режиме он-лайн следить за ходом
рассмотрения их дела в суде.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости обеспечения максимальной открытости информации о деятельности судов в Украине, путем ее размещения на соответствующем веб-сайте в сети интернет, на
котором, кроме уже имеющихся сведений, должны быть размещены:
1) данные о судьях (с подробной биографией, декларациями о доходах и расходах);
2) справочная информация о подсудности дел судам, в том числе и территориальная;
3) информация о движении дела в суде, начиная с даты регистрации искового заявления и заканчивая вынесением окончательного решения по делу, передачи дела в апелляционную инстанцию в случае обжалования решения и т.п.;
4) система, с помощью которой человек мог бы непосредственно с сайта суда оплатить все необходимые платежи (судебный сбор, наложенное судом денежное взыскание и т.д.).
Кроме того, необходимо обеспечить посетителей суда возможностью беспроводного доступа к сети интернет с помощью технологии Wi-Fi (такая система функционирует во многих судах, но доступ имеют только
судьи и работники аппарата суда. Лица, обращающиеся в суд, не имеют возможности воспользоваться этой услугой, поскольку работники аппарата суда отказывают им в предоставлении пароля доступа) и
создать электронный архив судебных документов, использование которого позволит облегчить процедуру ознакомления сторон с материалами дела, поскольку такое ознакомление будет возможно
непосредственно с сайта соответствующего суда. Для обеспечения конфиденциальности возможно создание режима доступа к соответствующему ресурсу исключительно для сторон дела по предварительно
полученным паролям.
Учитывая наличие достаточно высокого процента граждан Украины, которые не имеют возможности воспользоваться преимуществами доступа к информации в сети интернет, необходимые сведения о деятельности
суда, как уже было отмечено выше, должны быть максимально отражены на стендах и информационных табло в общедоступных помещениях суда.
Реализация таких шагов позволит существенно повысить прозрачность деятельности судов, уменьшить случаи судебной волокиты, способствовать повышению ответственности в деятельности судей и работников аппарата суда, позволит на должном уровне организовать процесс ознакомления сторон
с материалами дела. Все эти меры будут способствовать повышению качества правосудия и восстановления доверия общества к деятельности судов, судей, а также к принятым ими судебным решениям.
(Продолжение следует)
Эта публикация была подготовлена при поддержке американского народа, предоставленной черезАгентство США по международному развитию (USAID)в рамках проекта «Справедливое правосудие». Взгляды авторов и отдельные мнения, высказанные в материале, не обязательно отражают взгляды Агентства США по международному развитию или правительства Соединенных Штатов Америки.