Ракурсhttps://racurs.ua/
Жить по-новому, назначать по-старому: кадровая политика Минюста
https://racurs.ua/634-jit-po-novomu-naznachat-po-staromu-kadrovaya-politika-minusta.htmlРакурсБесспорно, большинство граждан не отслеживают кадровые события такого уровня, которые происходят в каждом министерстве. Это и не удивительно, с учетом лавины известий о событиях из зоны АТО и новостей о предвыборной борьбе кандидатов за место в парламенте. Однако автор этих строк не только обращала внимание на такие кадровые назначения, но и пристально наблюдала за отдельными из них. Потому, что одна моя знакомая, с непоколебимой верой в подлинность проведения открытого отбора кандидатов на введенные министерские должности, участвовала в конкурсе на замещение должности замминистра юстиции по вопросам европейской интеграции. Отмечу, что министерство юстиции во многих странах именуется министерством справедливости. Что придавало еще большего оптимизма моей знакомой в надежде на честное и справедливое проведение конкурса.
.
Теперь все по порядку. Указанная должность была введена дополнительно в каждом министерстве 21 мая этого года распоряжением Кабинета министров Украины №501-р.
Уже в начале июня появились громкие заявления чиновников по этому поводу. Сам министр Кабинета министров Остап Семерак подчеркивал, что фактически впервые в новейшей истории Украины правительство обеспечит максимальную прозрачность и открытость для широкой общественности в процессе принятия важных кадровых решений. На официальном правительственном портале 17 июня было опубликовано объявление о начале процедуры открытого отбора кандидатов на должность замминистра по вопросам европейской интеграции. Для подачи документов был установлен крайний срок — 1 июля 2014 года.
Моя знакомая торопилась, заполняя заявление и анкету в подтверждение своих квалификационных способностей, которая, по правде говоря, была довольно непростой, даже для юриста-международника. Отправила документы вовремя и, держа кулаки, ждала извещения о проведении открытого отбора, который, по словам чиновников, должен был стать прогрессивной новеллой в отечественной практике государственного управления.
Те, кому приходилось участвовать в конкурсе на госслужбу, знают, как скрупулезно и долго проводится такая процедура. Тем более, предполагалось, что полученные документы секретариат правительства потом направит в соответствующие министерства для их дальнейшего рассмотрения комиссией по отбору.
Однако через две недели знакомая дождалась ответного письма о том, что на должность заместителя министра юстиции Украины по вопросам европейской интеграции... уже назначен Антон Янчук. Ну ладно, назначили так назначили. Не подошла, потому что есть более достойный кандидат. Есть чему еще учиться и нарабатывать опыт, — утешала она себя.
Но задел за живое тот факт, что назначение А. Янчука произошло в тот же день, когда было издано распоряжение №501-р о введении такой должности в министерствах — 21 мая 2014 года. Любопытно и то, что распоряжение о назначении А. Янчука идет следующим порядковым номером — №502-р.
По процедуре, предусмотренной Законом «О Кабинете министров Украины», заместитель министра в соответствующем министерстве назначается правительством. Предложения по кандидатуре на такую должность вносит глава этого министерства.
Можно только представить, с какой скоростью происходило обращение кадровых документов, чтобы в один день распоряжением правительства была введена новая должность, министром юстиции внесены предложения по кандидату на такую должность, а правительством издано распоряжение о назначении этого кандидата на созданный в этот день пост.
Следует добавить, что информация о новоназначенном заместителе министра на официальном сайте Министерства юстиции Украины появилась не сразу. Это и понятно, ведь для всех остальных претендентов на эту должность... конкурс продолжался (так они, наивные, думали). Примечательно также то, что данные об А. Янчуке, появившиеся на сайте Минюста в июле, включали лишь фамилию, имя и отчество новоиспеченного замминистра.
Моя знакомая, которая отстаивала на Майдане идеи евроинтеграции Украины, такой ситуацией была просто поражена. И вовсе не тем, что не ей досталась ответственная должность, а тем, каким образом прошло назначение. Еще остались в памяти правильные слова политиков-оппозиционеров на Майдане, как эти же политики, но уже будучи у власти, начали действовать совсем иначе.
Поэтому она решила направить официальный запрос в Кабинет министров с просьбой разъяснить два важных для нее момента: при каких обстоятельствах был проведен открытый конкурс и какие квалификационные характеристики были у А. Янчука как у кандидата на эту должность.
Получила ответ, в котором чиновник снова напомнил и о принятом распоряжении от 21 мая касательно должности, и о решении от 11 июня провести открытый конкурс, а также об опубликованном 17 июня объявлении о проведении открытого конкурса. Даже прислал копии этих документов. А главное — в ответе сказано, что назначение А. Янчука на должность заместителя министра юстиции Украины по вопросам европейской интеграции состоялось в установленном законодательством порядке. И еще переслал обращение в Минюст, который повторил текст о назначении согласно установленной процедуре.
Выходит так, что поскольку решение о конкурсе было объявлено позже — 11 июня, чем состоялось назначение — 21 мая, то формально нарушений нет. Тогда возникает закономерный вопрос: почему остальные министерства проводили такой конкурс, а Минюст — нет? Разве на него не распространяются акты правительства? А как же тогда Конституция, закрепленный ею принцип верховенства права, Закон «О Кабинете министров Украины», статья 49 которого устанавливает, что правительственные акты обязательны для выполнения?
Вместе с тем, в ответах правительства и Минюста не было ни слова о том, соответствует ли А. Янчук квалификационным требованиям, выдвинутым к кандидатам на должность заместителя министра по вопросам евроинтеграции.
Много позже, когда на официальном сайте Министерства юстиции наконец-то появились автобиографические данные о трудовой деятельности новоназначенного замминистра по вопросам европейской интеграции, все вопросы отпали. Ведь А. Янчук в 2008–2013 годах работал в адвокатской компании «МЛГрупп», основателем которой некогда числился Павел Петренко — нынешний министр юстиции, по представлению которого и состоялось указанное назначение. Еще А. Янчук успел поработать помощником министра юстиции (П. Петренко), аккурат в период с мая по июнь этого года. Это притом, что 21 мая 2014 года уже было распоряжение о его назначении заместителем министра юстиции.
Как по мне, все эти моменты во многом объясняют и небывалую оперативность назначения на должность замминистра юстиции, и фактическое игнорирование решения Кабмина о проведении конкурса, и, собственно, персональный аспект этого кадрового решения.
Поэтому вызывают грустную улыбку официальные сообщения в новостях о том, что впервые в истории Украины по инициативе и при поддержке «европейского» премьер-министра Арсения Яценюка был введен конкурсный отбор на замещение должностей заместителей министров по евроинтеграции, который проходил на открытой основе.
А так хотелось верить, что решение вопроса о назначении кандидатов хотя бы на такие должности происходило с соблюдением принципов и стандартов кадровой политики стран ЕС. Или может в других министерствах это и произошло по-европейски?