Новости
Ракурс

Минмолодежьспорт: министр новый, коррупционные игры — те же

Что бывает, когда на посту министра оказывается случайный человек, не имеющий даже отдаленного представления о предмете деятельности своего ведомства, показало интервью нового министра молодежи и спорта Украины Игоря Жданова газете «Сегодня», опубликованное на сайте издания 26 декабря 2014 года.


.

Как рассказал удивленной спортивной и юридической общественности господин министр: «В Минспорта в наследство от советской системы осталось много лишних функций, от которых будем отказываться. Яркий пример — министерство годами дублирует функции международных спортивных федераций и должно вместе с Минюстом утверждать правила проведения соревнований. При этом мы не имеем права изменить там ни одной запятой. Кроме того, спортивные федерации должны иметь больше автономии и полномочий в отдельных вопросах — это мировая практика. Думаю, вскоре мы проведем такой пилотный проект с отдельными федерациями, которые имеют статус национальных».

Конечно, если бы Игорь Александрович ранее хотя бы косвенно сталкивался с тем, чем он сейчас руководит, то знал бы, что упоминание об этом «наследстве советской системы» впервые появилось в спортивном праве Украины только в 2006 году — в Положении о Единой спортивной классификации Украины, утвержденном приказом Минсемьямолодежьспорт от 7 апреля 2006 года №1088. Причем — в разделе, где дается определение понятий и вводятся новые термины. Первые правила соревнований по видам спорта в Украине появились и того позже — в 2008–2009 годах.

Правила спортивных соревнований по видам спорта (которые министр в силу своей неосведомленности называет «правилами проведения соревнований») — это нормативный документ, содержащий требования к спортивным сооружениям, специальному оборудованию и инвентарю, требования к участникам соревнований, мерам безопасности и тому подобное. Подчеркиваю — не нормативно-правовой акт, а просто нормативный, то есть такой, который должен содержать только технические нормы — вроде Государственных строительных норм или Государственных санитарных норм и правил.

То обстоятельство, что Жданов рассказывает о «каком-то дублировании функций международных спортивных федераций», о «советском наследстве, от которого следует отказываться», «мировой практике» и прочей ахинее, свидетельствует о том, что он не понимает предмета правового регулирования, осуществляемого его министерством, не представляет, какую роль в спортивной жизни играет центральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, не ориентируется в базовых принципах спортивного права. Не говоря уже о полном отсутствии у господина министра любых представлений о мировой практике.

Первое время требования к спортивным сооружениям и мерам безопасности устанавливались действующим до сих пор постановлением Кабинета министров Украины от 18 декабря 1998 года №2025 «О порядке подготовки спортивных сооружений и других специально отведенных мест для проведения массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий». Но это постановление КМУ имеет слишком общий характер и не учитывает различий между разными видами спорта.

Поэтому возникла вполне естественная потребность для каждого вида спорта разрабатывать нормативный документ — и именно это полностью соответствует мировой практике (хотя министр думает наоборот).

Но чиновники не были бы чиновниками, если бы не внесли в упоминавшееся выше Положение о Единой спортивной классификации Украины коррупционных установок. В определении правил соревнований они записали, что это — нормативный документ, утверждаемый не центральным органом исполнительной власти, а неизвестно какими «всеукраинскими общественными объединениями по видам спорта». Вот первое определение этого, по утверждению Жданова, «наследства советской системы», которое на самом деле было дано лишь в 2006 году:

«Правила соревнований по виду спорта — нормативный документ, определяющий систему, порядок и условия соревновательной деятельности, систему судейства соревнований по виду спорта; утверждаются всеукраинскими общественными объединениями по видам спорта по согласованию с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту».

Конечно, на самом деле никакие общественные организации не наделены полномочиями издавать и утверждать нормативные документы. Точно так же они не могут определять порядок проведения государственных мероприятий — например, чемпионатов Украины, кубков Украины, всеукраинских соревнований по видам спорта (эти соревнования, классифицируемые по III и IV рангу, проводятся исключительно от имени государства, полностью или частично на средства государственного бюджета). Но фраза об «общественных объединениях» попала в основополагающий спортивный нормативно-правовой акт отнюдь не случайно, а исключительно с целью чиновничьей наживы.

Дело в том, что при министерстве действует множество псевдообщественных организаций, которые являются основным звеном в схемах по разворовыванию средств государственного бюджета и поборам со спортсменов. Потому что сами сотрудники Минмолодежьспорта — люди кристальной честности, для того, чтобы трясти деньги с участников соревнований, есть специально обученные посредники: бывшие спортсмены, дисквалифицированные за пьянство, соседи по лестничной площадке, просто аферисты.

На этих «добровольных помощников» зарегистрированы сотни общественных организаций с высокопарными названиями «федерация чего-то там», никакого формального отношения к Минмолодежьспорта они, как правило, не имеют, но чиновники на все вопросы, возникающие у спортсменов, тренеров, спортивных организаций, отвечают: «Идите к Филиппу Сидоровичу из федерации по скоростному онанизму в закрытых помещениях, и он вам озвучит цифру за решение вашей проблемы».

Там вот, именно этих «филиппов сидоровичей» и имели в виду авторы Положения о ЕСКУ в редакции 2006 года, а точнее — тогдашний первый заместитель министра Илья Шевляк и директор департамента неолимпийских видов спорта Александр Артемьев. Это — люди из ближайшего окружения Владислава Каськива, представлять которого, думаю, не надо. Позже, во времена Януковича, когда Каськив возглавлял Госинвестпроект, Шевляк трудился у него заместителем, а Артемьев — все так же руководил неолимпийскими видами спорта.

Сразу после принятия Положения о ЕСКУ началась коррупционная вакханалия — всевозможные общественные организации стали выдавать псевдонормативные документы, в которые записывали, что к участию в государственных соревнованиях, проводимых Украиной на средства государственного бюджета, допускаются только те граждане, которые вступили в их «федерации» и в доказательство этого предоставили квитанцию об уплате «безвозвратной финансовой помощи, без НДС». Представители этих организаций приезжали на государственные соревнования, которые проводил центральный орган исполнительной власти на бюджетные средства, и сидели у мандатных комиссий, собирая с участников деньги. А на все жалобы спортсменов и судей в министерстве отвечали: «Мы не имеем права вмешиваться в деятельность общественных организаций». Именно такое беззаконие министр молодежи и спорта и называет «мировой практикой».

Думаю, вместо смехотворных рассказов о «пилотных проектах» с федерациями господину Жданову было бы полезно ознакомиться с Конституцией Украины, в первую очередь — ч. 4 ст. 36, которая запрещает государственным органам принуждать граждан к вступлению в общественные объединения (в частности, называющие себя «спортивными федерациями») и предоставлять льготы или преимущества гражданам в зависимости от членства или, наоборот, нечленства в общественных организациях или политических партиях. Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об общественных объединениях», «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо общественное объединение. Принадлежность или непринадлежность к общественному объединению не может быть основанием для ограничения прав и свобод личности или для предоставления ей органами государственной власти, другими государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ».

Общественные организации могут проводить любые соревнования среди своих членов, но государство не имеет к этому никакого отношения. Функция Минмолодежьспорта — регулировать государственные мероприятия, которые проводятся в соответствии с Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий Украины на текущий год, о чем прямо указано в Положении о Минмолодежьспорте (которого Жданов, очевидно, тоже не читал).

А если бы министр Жданов имел хоть какое-то отношение к спорту, то до него, наверное, дошли бы слухи о том скандале, который разразился в конце 2009 года, когда в Верховную Раду пожаловался директор единственного в Украине государственного авиационно-технического спортивного клуба Министерства образования и науки. Как оказалось, на чемпионате Украины среди юниоров по классическому парашютизму у несовершеннолетнего воспитанника этого заведения взяли деньги в качестве условия допуска к соревнованиям, а также заставили вступить в какую-то «федерацию парашютного спорта» и заплатить «безвозвратную финансовую помощь, без НДС».

Брал деньги руководитель «федерации парашютного спорта», который, забрав у юниора квитанцию о благотворительной помощи, заявил, что он передумал, никакого чемпионата не будет, но деньги он не вернет, так как эта помощь была «безвозвратной». Такая убежденность мошенника в собственной безнаказанности объясняется очень просто — эта «федерация» действовала (впрочем, действует и по сей день, несмотря на то, что очередное уголовное производство в отношении ее руководителей за поборы со спортсменов было открыто уже в этом году — 29 мая) под руководством тех же Шевляка и Артемьева, а в последнее время к покровителям присоединился еще и харьковский городской голова Кернес, поскольку президент этой «федерации» является депутатом Харьковского областного совета от Партии регионов по фамилии Шаповалов, который во время событий на Майдане финансировал «титушек» и бегал в футболках с надписью «Беркут».

По результатам прокурорской проверки в феврале 2010 года в отношении руководителей «федерации парашютного спорта» было возбуждено уголовное дело (одновременно выяснилось, что эта псевдообщественная организация была зарегистрирована по поддельным документам), уволен с работы сотрудник министерства, ответственный за авиационные виды спорта, постановлением заместителя генпрокурора открыто дисциплинарное производство в отношении заместителя министра Дутчака (поскольку Шевляк на тот момент в министерстве уже не работал) и все того же Артемьева.

Поэтому замминистра Дутчаку пришлось отменять Правила соревнований по парашютному спорту, которые содержали ряд просто феерических положений — этот документ фактически передавал спортсменов-парашютистов Украины в рабство нескольким аферистам. Хочу обратить особое внимание на этот момент — правила соревнований вообще не могут содержать никаких установок, касающихся прав или законных интересов граждан, это документ технический, поэтому отмененные Дутчаком Правила и не проходили регистрации в Минюсте.

Но незаконные указания Положения о ЕСКУ остались в силе. Более того, когда немного утих скандал, в августе 2010 года министерство вновь повторно утвердило те же технические Правила соревнований по парашютному спорту с теми же требованиями ко всем участникам государственных соревнований и спортивных судей — вступить в общественную организацию, зарегистрированную по поддельным документам, в отношении руководителей которой расследуется уголовное дело по ст. 190 УК Украины («мошенничество»).

Неоднократные обращения народных депутатов в Министерство юстиции Украины и Минсемьямолодежьспорт прекратить правовую вакханалию ни к чему не привели. Тогда автор этих строк воспользовался тем обстоятельством, что также является участником спорных правоотношений: я спортсмен-парашютист, тренер, спортивный судья по этому виду спорта. Это дало мне возможность подать от своего имени административный иск, попросив суд признать недействительными коррупционные установки Положения о Единой спортивной классификации Украины.

Окружной административный суд Киева постановлением от 26 марта 2012 года по делу №2а–14329/11/2670 исковые требования удовлетворил. Цитирую судебное решение, о котором, конечно, министру Жданову не известно, поскольку в противном случае он не рассказывал бы сказок о «пилотных проектах» с какими-то федерациями:

«Признать незаконным и отменить п. 1.2 р. 1 Положения о Единой спортивной классификации Украины, утвержденного приказом Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта от 07.04.06 г. №1088, в части определения термина «положение (регламент) о проведении официального соревнования» в части слов «разрабатывается и утверждается всеукраинскими общественными объединениями по видам спорта по согласованию с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту»; определение термина «правила соревнований по виду спорта» в части слов «утверждается всеукраинскими общественными объединениями по видам спорта по согласованию с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту».

Но произошел беспрецедентный факт, который министр Жданов, наверное, также квалифицирует как «мировую практику»: Государственная служба молодежи и спорта Украины (предшественник нынешнего Минмолодежьспорта) отказалась выполнять это судебное решение, в чем может убедиться всякий, кто зайдет в законодательную базу и ознакомится с текстом Положения о Единой спортивной классификации Украины 2006 года (сейчас оно уже утратило силу и заменено на более «свежий» документ).

Как видно, незаконные положения так и не были удалены. Это делалось для того, чтобы не сеять в кругах спортивной общественности сомнений в обязательной уплате «безвозвратной финансовой помощи, без НДС» в пользу тех так называемых «федераций», созданных чиновниками для поборов со спортсменов. Но министр Жданов вместо того, чтобы назначить служебную проверку этого вопиющего факта, рассказывает нам о «пилотных проектах» с аферистами.

Параллельно я обратился с иском об отмене уже второй редакции Правил соревнований по парашютному спорту в возглавляемое Дмитрием Табачником Министерство образования и науки, молодежи и спорта, поскольку в результате так называемой «административной реформы» именно этому новосозданному министерству были переданы полномочия по нормотворческой деятельности в спортивной отрасли.

Знаете, чем отличались министры времен Януковича от нынешних? Воровали точно так же, но ума у них было побольше. Когда Табачнику доложили ситуацию, то он не стал позорить свое ведомство, а распорядился признать иск и, не дожидаясь судебного решения, немедленно отменить не только коррупционные Правила соревнований по парашютному спорту, но и все приказы и положения о проведении соревнований, изданные на их основании.

Тем не менее, поборы со спортсменов не прекратились. Вместо нынешнего Минмолодежьспорта действовала Государственная служба молодежи и спорта Украины, где в кабинетах сидели нынешние подчиненные Жданова, которые продолжали разворовывать государственный бюджет и обдирать спортсменов.

1 января 2013 года вступила в силу новая редакция Закона Украины «О физической культуре и спорте», которой впервые на законодательном уровне было закреплено такое новшество, как «правила спортивных соревнований по виду спорта», которое Жданов называет «советским наследством». Статья 40 Закона так и называется — «Правила спортивных соревнований по видам спорта, признанным в Украине»:

«Правила спортивных соревнований по видам спорта, признанным в Украине (далее — правила спортивных соревнований), включают требования к участникам соревнований, соответствующим спортивным сооружениям, специальному оборудованию и инвентарю, условиям и порядку определения результатов и победителей соревнований... Правила спортивных соревнований утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере физической культуры и спорта, с учетом предложений соответствующих всеукраинских спортивных федераций».

А теперь давайте еще раз перечитаем речь господина министра: «Министерство годами дублирует функции международных спортивных федераций и должно вместе с Минюстом утверждать правила проведения соревнований. При этом мы не имеем права изменить там ни одной запятой». Сравним ст. 40 Закона с этим потоком сознания: о каких функциях международных спортивных федераций ведет речь министр; какое отношение какие-то международные спортивные федерации имеют к утверждению нормативных документов нашего государства, содержащих требования к спортивным сооружениям и специальному оборудованию; где именно не имеет права менять запятые Минмолодежьпорт; при чем здесь вообще Минюст, если правила спортивных соревнований по определению не должны содержать норм права, поскольку являются чисто техническим документом?

Конечно, Игоря Жданова с не меньшим успехом, чем министром молодежи и спорта, можно было бы назначить заведующим кафедрой астрофизики Киевского университета или главным дирижером Национальной оперы. Также понятно, что Жданов понятия не имеет, чем занимаются международные спортивные федерации и что это за «правила проведения соревнований», которые Минмолодежьспорт неизвестно с какой стати утверждает. Но неужели нельзя было где-то на стороне (потому что в Минмолодежьспорта их точно нет) найти специалиста, которому давать бы на вычитку интервью министра? И, главное, неужели Жданову так сложно прочесть судебное решение, вынесенное против Минмолодежьспорта уже после его назначения на должность министра?

Уважаемые читатели, вы будете смеяться, но 9 декабря 2014 года Киевский апелляционный административный суд признал незаконными предписания уже третьей редакции Правил спортивных соревнований по парашютному спорту. Причем по тем же причинам, по которым эти Правила была отменены два предыдущих раза — они содержали пункты о каких-то правах и привилегиях той самой «федерации парашютного спорта».

Эта третья редакция, аналогичная двум предыдущим, была утверждена в сентябре 2013 года после того, как Государственная служба молодежи и спорта Украины снова стала полноценным министерством. Причем на этот раз Правила уже были поданы на регистрацию в Министерство юстиции Украины, поскольку содержали норму права — требование к участникам государственных соревнований предъявить членский билет, выданный «федерацией парашютного спорта» с отметкой об уплате денег. А также вновь наделяли эту мошенническую «федерацию» неслыханными правами. И, представьте себе, Минюст все это зарегистрировал.

Но я снова обжаловал в суде Правила спортивных соревнований по парашютному спорту — уже при новой, честной и неподкупной власти. 7 августа 2014 года иск был удовлетворен, однако на следующий день заместитель министра молодежи и спорта Пидгрушная вместе с руководителем «федерации парашютного спорта», депутатом Харьковского областного совета от Партии регионов Шаповаловым провела пресс-конференцию, где заявила о своем несогласии с этим судебным решением.

2 декабря 2014 года Жданов был назначен министром. Но он, в отличие от Табачника, не дал распоряжения прекратить позорный судебный процесс и приказал судиться «до последней капли крови». Конечно, через неделю Минмолодежьспорт с блеском проиграл и апелляцию.

Но судебное решение до сих пор так и не выполнено, незаконные положения Правил спортивных соревнований по парашютному спорту Ждановым не отменены. Зато через 10 дней господин министр провел публичное совещание, фоторепортаж с которого выложил на своей странице в Facebook, где представил руководителя «пилотного проекта», который теперь будет, так сказать, «заниматься» парашютным спортом и вообще руководить всеми мероприятиями по военно-патриотическому воспитанию молодежи и «развивать» военно-прикладные виды спорта. Этим «пилотом» оказался все тот же бывший заместитель Каськива, Илья Шевляк, в отношении фирмы-прокладки которого сейчас расследуется уголовное дело за поборы со спортсменов.

Поэтому, по нашему скромному мнению, было бы лучше, если бы пилотный проект в Минмолодежьспорте провела Генеральная прокуратура и вывела Жданова из министерства в наручниках вместе с его стаей «реформаторов». Ведь надо же когда-то начинать настоящие реформы в украинском спорте.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter