Пенсионная реформа в Украине: угрозы накопительной системы
https://racurs.ua/842-pensionnaya-reforma-v-ukraine-ugrozy-i-vyzovy-nakopitelnoy-sistemy.htmlРакурсПравительственный законопроект о пенсионной реформе (№2767), подготовленный при участии Минсоцполитики, Пенсионного фонда и общественных организаций в течение полутора месяцев, предусматривает кардинальные изменения в пенсионное законодательство Украины, поэтому, разумеется, вызвал большой резонанс. В профильном комитете Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения законопроект раскритиковали и вернули на доработку. Теперь нужно разработать новый документ (с учетом результатов его обсуждения в регионах с общественностью и экспертами, а также двух альтернативных законопроектов) и подать его в парламент на повторное первое чтение.
Что думают о пенсионной реформе в парламенте
Депутаты, входящие в комитет, уже подали законопроект об отсрочке отмены так называемых спецпенсий для госслужащих, прокуроров, таможенников, судей, нардепов и их помощников и т. д. Напомним, что согласно закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 2 марта 2015 года эти пенсии должны быть отменены с 1 июня, если до этого не примут отдельный закон о назначении всех пенсий, в том числе специальных, на общих основаниях. Что же касается второй части пенсионной реформы — накопительной системы, то, по словам председателя комитета и бывшего министра социальной политики Людмилы Денисовой, проект закона содержит в этой части «ряд несогласованностей и нерешенных вопросов». Прежде всего, проблемой является уменьшение поступлений в Пенсионный фонд с введением накопительной системы (деньги будут частной собственностью граждан, и платить их будут в Накопительный фонд, а не Пенсионный). Как объясняет Л. Денисова, законопроект не решает вопрос балансирования бюджета ПФУ: «При введении накопительной системы работающие лица в возрасте до 35 лет (это 3,2 млн человек), выйдут из солидарной системы и будут платить взносы только в Накопительный фонд. Это уменьшит поступления в Пенсионный фонд, для сбалансирования бюджета которого нужно будет выделять дополнительные средства из государственного бюджета». Кроме того, в комитете обеспокоены тем, что в законопроекте не определены государственные гарантии по управлению пенсионными накоплениями, их сохранению и выплате в полном объеме.
В Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады хотя и поддержали в целом целесообразность введения накопительной пенсионной системы в Украине, считают, что этот процесс следует начинать только после роста экономики. По мнению парламентских юристов, в противном случае «собранные средства не дадут желаемой для нормального функционирования этой системы прибыли, что приведет к дискредитации самой идеи такого страхования». Вопрос госгарантий и контроля за получением пенсионных выплат также оказался в фокусе внимания экспертов Рады: «Прежде всего это связано с тем, что предложенная пенсионная реформа осуществляется в условиях углубленного экономического кризиса в Украине. В связи с этим предлагаем требования к собственному капиталу и сформированному резервному фонду определять законодательно».
Что думают о накопительной системе другие украинские эксперты, можно было узнать благодаря круглому столу о реформе системы пенсионного обеспечения, организованному в Украинском кризисном медиацентре. Пенсионную реформу оценили госслужащие, ученые, аналитики из общественного сектора и международные эксперты.
50 лет переходного периода
Глава Пенсионного фонда Алексей Зарудный уверяет, что при условии полноценного функционирования солидарного и накопительного уровней пенсионной системы человек при выходе на пенсию может получить около 60–70% ранее получаемого заработка. Кроме того, введение второго накопительного пенсионного уровня должно стимулировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения, которое станет третьим источником финансирования пенсий. «Конечно, такие результаты накопительной системы — это перспектива не сегодняшнего дня. Но если мы не будем двигаться в этом направлении, то, пожалуй, и не сможем иметь эту перспективу никогда», — заявил он.
Все эксперты сходятся во мнении, что реформа пенсионной системы в Украине давно назрела и жизненно необходима. «Что будет, если не проводить реформу этой системы? Наверное, будет переход к азиатской модели пенсионной системы, когда, например, генеральный директор металлургического комбината получает пенсию в 20 долларов. А на вопрос, не мало ли это для него, он отвечает, что хватает, потому что у него пять или шесть детей, которые помогают прожить», — рассказывает аналитик Виталий Шапран, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков. Но, предостерегает он, Украине эта модель не очень подходит, потому что у нас другая демографическая ситуация и нет трех-четырех урожаев в год, как в Юго-Восточной Азии.
В том, что пенсионную систему в стране надо давно менять, уверены и в Национальной академии наук. Директор Института демографии и социальных исследований имени Михаила Птухи НАНУ Элла Либанова убеждена, что уход от одноуровневой пенсионной системы, которая является двухуровневой только де-юре, неизбежен. Но предупреждает, что не надо обещать светлое будущее сразу после принятия закона — его не будет: «Первые пенсии из накопительных взносов украинцы начнут получать через 25 лет. А переходный период, когда будут уменьшаться доходы Пенсионного фонда и соответственно увеличиваться расходы из бюджета, составляет примерно вдвое дольше. Потому что начинается этот период, когда первый работающий человек начинает платить часть взносов не в солидарный фонд, а в накопительный. И заканчивается он тогда, когда умирает последний человек, получающий пенсию только из солидарной системы. Как ни крути, меньше 50 лет здесь не получается. И это надо понимать. 50 лет государство будет вынуждено компенсировать расходы переходного периода Пенсионному фонду Украины».
Что предлагает правительственный законопроект о пенсионной реформе (№2767):
С 1 января 2016 года предлагается ввести накопительную профессиональную пенсионную программу пенсионного страхования для лиц, которым исполнилось не более 35 лет и которые заняты на работах с особо вредными и вредными, особо тяжелыми и тяжелыми условиями труда (по списку №1 и №2); на должностях, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет; и независимо от возраста для государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, налоговиков, таможенников, прокуроров, судей и научных и научно-педагогических работников.
С 1 января 2017 года предлагается ввести второй уровень системы пенсионного обеспечения. Участниками накопительной системы пенсионного страхования предлагается определить лиц, которым на данный момент исполнится не более 35 лет. В то же время право на участие в этой системе предлагается предоставить застрахованным лицам, которым по состоянию на 1 января 2017 года исполнится не более 55 лет. Этим лицам предоставляется возможность принять решение до 1 января 2018 года о добровольном участии в накопительной системе пенсионного страхования.
Предполагается, что источником финансирования пенсионных выплат из накопительной профессиональной пенсионной программы для указанных категорий лиц будут повышенные размеры страхового взноса, которые будут выплачиваться работодателем и работником.
Размер взноса в первый год составит 2% и ежегодно будет увеличиваться на один процент до достижения 7%. По мере увеличения размера взноса для застрахованного лица начиная с 2018 года соответственно предлагается уменьшать размер единого взноса для работодателя, что должно привести к частичному перераспределению уплаты размера единого взноса от работодателя к работнику (по 1% ежегодно), и уже в 2022 году ставка единого взноса для работодателя будет уменьшена на 5%.
В проекте также предлагается освободить солидарную систему от несвойственных для нее выплат путем переложения на государственный бюджет Украины финансирования:
1) доплат к минимальному размеру пенсий (разница между размером пенсии, исходя из продолжительности страхового стажа и заработка и минимальным размером пенсионной выплаты) по пенсиям, которые будут назначаться после 1 января 2016 года (при этом предлагается предусмотреть, что Пенсионный фонд Украины будет продолжать финансировать указанные расходы по пенсиям, назначенным до этой даты);
2) досрочных пенсий по возрасту за выслугу лет;
3) доплат, обусловленных существованием льготных пенсий; потерь за работающих инвалидов и предприятий УТОГ, УТОС;
4) улучшение материального положения инвалидов войны.
Накопительная система и финансовые риски
В Украинском обществе финансовых аналитиков считают, что к накопительному уровню финансовая система страны готова, особенно учитывая то, что есть год или два в запасе. «Но есть риски, и их не надо замалчивать. Мы знаем, что было несколько эксцессов на рынке, когда банки получали статус по выплате пенсионного обеспечения и других соцвыплат и буквально за неделю-две в них вводили временную администрацию. Но никто из пенсионеров при этом не пострадал. Большая часть пенсий как выплачивались, так и выплачиваются, система продолжает функционировать», — говорит В. Шапран.
Директор Института демографии и социальных исследований признает, что украинская экономика нуждается в инвестиционном ресурсе, который при условии правильного использования может стать дополнительным фактором роста занятости населения, заработных плат и соответственно поступлений в ПФУ, но обращает внимание на финансовые риски. «Первое — это экономический кризис. Извините, но конца спада ни я, ни макроэкономисты Академии наук не видят. Второе — это инфляция, которая дай Бог чтобы не стала галопирующей. Третье — это высокий уровень тенизации экономики. Далеко не со всех заработных плат уплачиваются взносы в Пенсионный фонд. Четвертый фактор риска — неразвитость фондового рынка», — перечисляет Э. Либанова.
Представители программы USAID «Развитие финансового сектора» (FINREP-II) подтверждают, что при нынешней экономической ситуации и инфляции достичь положительных результатов будет невозможно в 2016 году. «На наш взгляд, негативный инвестиционный доход в первые несколько лет функционирования накопительной системы будет иметь негативное влияние на ее имидж. Люди, которые будут видеть, что положенные на счет деньги обесцениваются и исчезают, будут, безусловно, не очень рады. Это надо учитывать», — заявил представитель программы Гарри Хендрикс. Как международные эксперты, так и украинские ученые предлагают не переносить введение накопительной системы на какой-то конкретный год, а просто четко прописать обусловленность этой даты общими экономическими трендами. «Мы должны задать определенные параметры роста экономики, инфляции, наличия внутренней минимальной базы инфраструктуры, фондового рынка, после чего можно эффективно внедрять реформу», — сказал заместитель министра финансов Украины Роман Качур.
Готов ли к накопительной системе Пенсионный фонд?
Представители программы FINREP-II отметили, что Пенсионный фонд Украины пока технически не готов к администрированию накопительной пенсионной системы. В частности, есть определенные проблемы с компьютерной техникой и программным обеспечением местных управлений ПФУ. Кроме того, в Украине до сих пор нет единого электронного реестра пенсионеров. Однако представители программы FINREP-II считают, что с небольшой помощью необходимую модернизацию можно осуществить даже до 2016 года (при условии привлечения донорской помощи).