Как изучение новых языков влияет на мозг, установили ученые
https://racurs.ua/n152345-kak-izuchenie-novyh-yazykov-vliyaet-na-mozg-ustanovili-uchenye.htmlРакурсИзучение нового языка сначала повышает мозговую активность, которая впоследствии снижается по мере совершенствования языковых знаний.
К такому выводу пришли ученые из Токийского университета, исследовавшие, как повлияло изучение японского языка на 15 студентов, проходивших базовый курс этого языка после переезда в Токио, сообщает пресс-служба вуза.
Участники исследования тратили на курсы базового японского языка минимум три часа ежедневно. Все они были 20-летними носителями европейских языков, которые ранее изучали английский язык в детстве или в подростковом возрасте, но не имели предыдущего опыта изучения японского языка или путешествий в Японию.
Ученые изучали только воздействие на деятельность мозга «пассивных» языковых навыков чтения и аудирования, поскольку они могут быть более объективно оценены, чем «активные» навыки письма и речи.
Добровольцы находились в сканере магнитно-резонансной томографии (МРТ), проходя тесты, чтобы исследователи могли измерить местный кровоток вокруг областей мозга, что является показателем активности нейронов.
Существуют четыре региона мозга, специализирующихся на языке. Даже в родном, втором или третьем языках задействованы эти самые регионы, — подчеркивают ученые.
Речь идет о таких регионах мозга:
- центр грамматики и область понимания в левой лобной доле:
- области слуховой обработки и словарного запаса в височно-теменной доли;
- участки памяти гиппокампа и зрения мозга, затылочные доли, которые также становятся активными для поддержки четырех языковых областей во время прохождения тестов.
Во время первых тестов на чтение и слушание эти участки мозга добровольцев продемонстрировали значительное увеличение кровотока, показывая, что участники исследования напряженно думали, чтобы распознать символы и звуки незнакомого языка.
Тогда участники эксперимента набрали около 45% точности на тестах чтения и 75% точности на тестах прослушивания (случайное угадывание на тестах с множественным выбором дало бы точность 25%).
На втором тесте спустя несколько недель результаты тестов на чтение добровольцев улучшились до 55%. Точность их тестов на аудирование не изменилась, но они скорее выбрали ответ, что исследователи интерпретируют как улучшение понимания.
Сравнивая результаты первых и вторых тестов, исследователи обнаружили пониженную активность мозга в грамматическом центре и зоне понимания во время прослушивания, а также в зрительных зонах затылочной доли во время тестов на чтение.
Мы ожидаем, что активность мозга снизится после успешного изучения языка, так как для его понимания не нужно столько энергии, — отмечают исследователи.
Примечательно, что во время второго теста на прослушивание участники исследования имели несколько усиленную активность зоны слуховой обработки своих височных долей, вероятно, из-за улучшения «голоса разума» при восприятии на слух.
Новички не усвоили звуковых образцов нового языка, поэтому не могут удерживать в памяти и хорошо их представлять. Они все еще тратят много энергии, чтобы распознать язык, в отличие от букв или грамматических правил, — добавляют ученые.
Отмечается, что понимание того, как мозг реагирует на изучение нового языка, поможет в будущем не только улучшить методики изучения иностранных языков, но и помочь улучшить программы реабилитации людей после инсульта и других травм мозга.
Напомним, испанские ученые раскрыли секрет успешного изучения языков.