Новости
Ракурс

Список, который определит будущее судов

Во вторник, 14 марта, начал свою работу внеочередной Съезд судей. На нем будут избраны представители в Высший совет правосудия (по закону, всего Съездом судей избираются 10 из 21 члена ВСП).


.

Высший совет правосудия, пришедший на смену Высшему совету юстиции, обладает огромными, беспрецедентными полномочиями. Он формирует судейский корпус государства и заведует практически всеми вопросами, касающимися деятельности судебной системы, а также профессиональной этики прокурорского состава.

В ближайшие дни мы станем свидетелями важнейшего выбора представителей судейского сообщества. Имена тех, кого утвердит съезд, дадут окончательный ответ на вопрос, способны ли судьи извлечь уроки, в частности, из прошедших трех непростых лет слившихся воедино совершенно справедливых обвинений в их адрес и оголтелой травли по заказу. Смогут ли, сознавая объективное положение дел, сделать шаг к тому, чтобы в обозримом будущем быть судьей стало не так стыдно и не так опасно? Этот список членов Высшего совета правосудия от судебной власти в значительной степени определит не только то, какой быть судебной системе, а быть ли ей вообще или же так и оставаться ненавидимой кастой «привилегированных парий». Потому что обильно цитировать иностранный опыт на тему независимости судебной власти гораздо проще, чем продемонстрировать способность бороться за чистоту своих рядов без вмешательства извне.

Выборы членов Высшего совета правосудия — это миссия самих судей, которые знают друг о друге все. Без лукавых официальных деклараций и журналистских расследований о впечатляющем списке имущества, переписанного «на кота». Поэтому судьи и только они ответственны за тех, кого изберут.

Увы, судейскими коллективами и по собственной инициативе в Высший совет правосудия выдвинуты многие персонажи, достойные булгаковского бала, мастера высокой пробы. Вот только ставить ту пробу некуда.

Народец в список попал, прямо скажем, всякий (http://www.vru.gov.ua/add_text/67).

Тут и знатный «латифундист» Константин Бабенко. И питающий непреодолимую тягу к перемене роскошных мест товарищ Арсирий, известный в связи с делом о газоносных месторождениях, так и не вернувшихся государству. Печально известная Елена Первушина, не отчислившая из штата майдановских судей, уволенных президентом и парламентом.

Михаил Цуркан, который открыто заявлял, что ВАСУ будет восстанавливать всех судей, отменяя решения Высшего совета правосудия. В этом господин Цуркан видел свою историческую миссию. Правда, как писал «Ракурс», ничего хорошего судейскому сообществу эта миссия не принесла, поскольку в отместку за такую позицию обозлившиеся авторы закона внесли в него ряд диковинных положений, фактически лишив судей реальной возможности обжаловать решение ВСП.

Кроме последовательного Цуркана в списке есть еще двое судей, отменявших решения по делам Майдана (Татьяна Чумаченко и Татьяна Стрелец). Конечно, сам факт такой отмены, без анализа материалов дел, еще ни о чем не говорит, но общая тенденция вырисовывается.

Оксана Эпель, у которой есть практически все, что можно себе пожелать, а главное, муж — известный бизнесмен, готовый за это «все» документально отчитаться. Похоже, что нет у нее лишь достаточного профессионального уровня. Во всяком случае, по результатам письменного тестирования в рамках квалифоценивания в 2016 году констатировалось, что судья нуждается в повышении квалификации. Еще возникает вопрос относительно наличия достаточного стажа г-жи Эпель, ухитрившейся работать специалистом и консультантом юридических отделов раньше, чем поступила на юрфак.

Подобный вопрос возникает и к судье Богдану Моничу.

Еще один примечательный кандидат — Виталий Снегирев. Четыре года назад Высший совет правосудия не сумел внести представление о его увольнении за нарушение присяги: не хватило голосов, хотя речь шла о многократных серьезных нарушениях.

Как и Снегирев, кандидат Лилия Васина — «жертва» предыдущего, «дореволюционного» Высшего совета юстиции. Вот только в случае Васиной даже решение Европейского суда по правам человека в ее пользу не отменяет нарушений, допущенных ею в пылу борьбы заинтересованных лиц за знаменитый рынок «Озерка». Последние пять лет Васина занималась адвокатской деятельностью.

Несколько лет назад судьи в большинстве случаев избрали старых председателей судов, не использовав свой шанс, а главное — шанс общества получить, наконец, систему правосудия. Сегодня мяч снова на их поле. К сожалению, в соответствии с законом голосование будет тайным. Но список новых членов ВСП, избранных самими судьями, или станет преамбулой к декларации обновления судебной власти изнутри, или окажется страничкой «расстрельного» списка. А сочетание с давно назревшим народным гневом, направленным умелыми руками, легко и быстро может убрать эти кавычки.

Если судьи собираются воспользоваться своим шансом, то для этого в Высшем совете правосудия им нужны авторитетные, порядочные, независимые, способные не поддаваться давлению коллеги. А не одним миром мазаные, висящие на крючке реального компромата, уголовных производств, а значит, уязвимые для любого, кто в силах этим воспользоваться, прежде всего — политической власти.

Эти выборы — возможность для судей продемонстрировать свою способность противостоять очередному, гораздо более творческому, чем это бывало ранее, кадровому переформатированию политической властью «под себя» судов под покровом разрекламированной деполитизации и борьбы за чистоту судейских рядов.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter